Основные угрозы информационной безопасности рф. Доктрина информационной безопасности российской федерации. Список использованных источников

Сарычев Н.В., Мельниченко Д.В.

Внешние и внутренние угрозы информационной безопасности России

Информационная безопасность - защищенность информационной среды личности, общества и государства от преднамеренных и непреднамеренныхугроз и воздействий. Обеспечение информационной безопасности Российской Федерации тесно взаимосвязано с решением внутренних проблем страны: проблем обеспечения политической, экономической, военной, социальной и других видов национальной безопасности. Для обеспечения внешнего аспекта информационной безопасности большая роль должна отводиться взаимодействию с информационными органами других стран.

Ключевые слова: противодействие идеологии терроризма, информационная сфера, информационные угрозы, информационная безопасность, защита от информационно-психологических угроз.

Информационная сфера России характеризуется активным развитием современных средств информационного обмена и различного типа компьютерных систем. Это создает условия для обеспечения информационной поддержки деятельности аппарата управления на всех уровнях и во всех ветвях власти.

Вместе с тем слабое внимание, уделяемое проблемам обеспечения информационной безопасности, создает объективные условия для незаконного доступа к закрытой информации, ее хищения или разрушения. Особую опасность имеет возможность манипуляций различного рода информацией для негативного воздействия на процесс принятия политических решений .

В перечне видов угроз информационной безопасности, обозначенных в Доктрине , стоит обратить особое внимание на: -вытеснение российских информационных агентств, средств массовой информации с внутреннего информационного рынка и усиление зависимости духовной, экономической и политической сфер общественной жизни России от зарубежных информационных структур; -манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации).

Основными целями защиты от информационно-психологических угроз для России являются:

1) защита от разрушительных информационно-психологических воздействий среды общества, психики населения, социальных групп граждан;

2) противодействие попыткам манипулирования процессами восприятия информации населением со стороны враждебных России политических сил, проводимых е целью ослабления обороноспособности государства;

3) отстаивание национальных интересов, целей и ценностей России в информационном пространстве (глобальном, национальном, региональном, субрегиональном, стран СНГ);

4) постоянное отслеживание отношений российское общества к важнейшим проблемам национальной безопасности (диагностика общественного мнения, психологического состояния нации). Ведущие страны мира в настоящее время располагают мощным потенциалом информационного противоборства (прежде всего, США, Китай, Израиль, Франция, Великобритания, Германия), который может обеспечить им достижение политических и экономических целей, тем более что отсутствуют международные юридические нормы ведения информационной борьбы.

В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации определены следующие основные источники внутренних угроз информационной безопасности .

К внутренним источникам относятся: -критическое состояние отечественных отраслей промышленности; -неблагоприятная криминогенная обстановка, сопровождающаяся тенденциями сращивания государственных и криминальных структур в информационной сфере, получения криминальными структурами доступа к конфиденциальной информации, усиления влияния организованной преступности на жизнь общества, снижения степени защищенности законных интересов граждан, общества и государства в информационной сфере; -недостаточная координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по формированию и реализации единой государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации; -недостаточная разработанность нормативной правовой базы, регулирующей отношения в информационной сфере, а также недостаточная правоприменительная практика;

Неразвитость институтов гражданского общества и недостаточный государственный контроль за развитием информационного рынка России; -недостаточное финансирование мероприятий по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации; -недостаточная экономическая мощь государства;

Снижение эффективности системы образования и воспитания, недостаточное количество квалифицированных кадров в области обеспечения информационной безопасности; -недостаточная активность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании общества о своей деятельности, в разъяснении принимаемых решений, в формировании открытых государственных ресурсов и развитии системы доступа к ним граждан; -отставание России от ведущих стран мира по уровню информатизации федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления,

кредитно-финансовой сферы, промышленности, сельского хозяйства, образования, здравоохранения, сферы услуг и быта граждан. Наибольшую опасность в сфере внутренней политики представляют следующие угрозы информационной безопасности Российской Федерации: -нарушение конституционных прав и свобод граждан, реализуемых в информационной сфере;

Недостаточное правовое регулирование отношений в области прав различных политических сил на использование средств массовой информации для пропаганды своих идей; -распространение дезинформации о политике Российской Федерации, деятельности федеральных органов государственной власти, событиях, происходящих в стране и за рубежом; -деятельность общественных объединений, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной вражды, на распространение этих идей в средствах массовой информации. Из внутренних угроз информационной безопасности Российской Федерации в сфере внешней политики наибольшую опасность представляют: -информационно-пропагандистская деятельность политических сил, общественных объединений, средств массовой информации и отдельных лиц, искажающая стратегию и тактику внешнеполитической деятельности Российской Федерации; Из внешних угроз информационной безопасности Российской Федерации в сфере внешней политики наибольшую опасность представляют: -недостаточная информированность населения о внешнеполитической деятельности Российской Федерации. -информационное воздействие иностранных политических, экономических, военных и информационных структур на разработку и реализацию стратегии внешней политики Российской Федерации; -распространение за рубежом дезинформации о внешней политике Российской Федерации;

Нарушение прав российских граждан и юридических лиц в информационной сфере за рубежом;

Попытки несанкционированного доступа к информации и воздействия на информационные ресурсы, информационную инфраструктуру федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации, российских представительств и организаций за рубежом, представительств Российской Федерации при международных организациях . На основе национальных интересов РФ в информационной сфере формируются стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства по обеспечению информационной безопасности.

Выделяются четыре основные составляющие национальных интересов РФ в информационной сфере.

Первая составляющая национальных интересов РФ в информационной сфере включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Вторая составляющая национальных интересов РФ в информационной сфере включает в себя информационное обеспечение государственной политики РФ, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике РФ, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам.

Третья составляющая национальных интересов РФ в информационной сфере включает в себя развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. В современных условиях только на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники. Россия должна занять достойное место среди мировых лидеров микроэлектронной и компьютерной промышленности.

Четвертая составляющая национальных интересов РФ в информационной сфере включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России .

По мнению А.Ю. Кирьянова , основными задачами по реализации и защите национальных интересов на современном этапе развития России в информационной сфере являются следующие.

1. Разработка и принятие долгосрочной программы по обеспечению выхода на уровень ведущих стран мира в области создания систем информатики и управления, основанных на новейших информационных технологиях.

2. Обеспечение свободы получения и распространения информации гражданами, другими субъектами общественных отношений в интересах формирования гражданского общества, демократического правового государства, развития науки и культуры.

3. Обеспечение надежной защиты информационного потенциала России (т.е. совокупности информации, обеспечивающей национальные интересы страны; систем ее получения, хранения, переработки и распространения; его субъектов) от неправомерного его использования в ущерб охраняемым

законом интересам личности, общества и государства. Осуществление контроля за экспортом из страны интеллектуальной продукции, а также информационных банков данных. Организация эффективной системы подготовки и переподготовки кадров в области обеспечения информационной безопасности.

4. Развитие взаимодействия государственных и негосударственных систем информационного обеспечения в целях более эффективного использования информационных ресурсов страны.

5. Совершенствование системы нормативно-правовых актов, регулирующих отношения собственности и соблюдения баланса интересов личности, общества и государства в сфере формирования, хранения и использования информационных ресурсов. Формирование и развитие федеральных и региональных центров сертификации систем информационной защиты и их элементов.

6. Противодействие целенаправленным действиям по дезинформированию органов власти, населения страны, использованию каналов информационного обмена для нарушения систем управления различными сферами жизнедеятельности государства.

7. Создание общего информационного пространства стран СНГ в интересах содействия интеграционным процессам, повышения эффективности взаимодействия в реализации общих интересов. Включение России в международную систему информационного обмена с учетом обеспечения российских национальных интересов и противодействия акциями информационной интервенции.

8. Обеспечение на международном уровне принятия решений о безусловном запрете на использование информационного оружия в мирное время.

Далее предлагается сосредоточить внимание на роли государства в области защиты информации. Общие положения по защите информации устанавливает Федеральный закон «Об информации» (ст. 16). Закон рассматривает защиту информации как комплекс «правовых, организационных и технических мер, направленных на:

1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;

2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;

3) реализацию права на доступ к информации».

Последняя цель, на первый взгляд, не имеет отношения к защите информации. На это не так. Защищать необходимо не только информацию ограниченного доступа, но и открытую информацию, доступ к которой должен быть неограничен. Это также задача государства в отношении информации, предоставляемой для

всеобщего сведения органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Общедоступную информацию следует защищать от блокирования доступа, уничтожения, модификации (искажения). Информацию ограниченного доступа - от уничтожения, модификации, незаконного копирования, разглашения, незаконного доступа, незаконного использования .

Учитывая глобальный характер процессов информатизации и появление международной киберпреступности, мировое сообщество должно иметь межгосударственные организационные структуры но координации работ в области информационной безопасности.

Основным международным органом является Организация Объединенных Наций и созданный ею Совет Безопасности. Эти органы координируют усилия государств по осуществлению мероприятий в области обеспечения информационной безопасности и борьбы с преступлениями в сфере информационных технологий. Спорные вопросы на межгосударственном уровне решает Международный суд.

Система обеспечения информационной безопасности Российской Федерации строится на основе разграничения полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной власти федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации, ведомственных структур, а также служб предприятий и организаций.

Итак, в связи с новейшими научно-техническими достижениями в области информатики и информационных технологий современное соперничество государств и других объектов социальной природы характеризуется появлением нового фактора - информационного. Через целевое воздействие на информационную среду реализуются угрозы национальной безопасности в различных сферах человеческой деятельности. В политической сфере все большую значимость приобретает информационно-психологическое воздействие с целью формирования отношений в обществе, его реакции на происходящие процессы. В экономической сфере растет уязвимость экономических структур от недостоверности, запаздывания и незаконного использования экономической информации. В военной сфере исход вооруженной борьбы все в большей степени зависит от качества добываемой информации и уровня развития информационных технологий, на которых основываются системы разведки, радиоэлектронной борьбы, управления войсками и высокоточным оружием. В сфере духовной жизни возникает опасность развития в обществе с помощью электронных средств массовой информации агрессивной потребительской идеологии, распространения идей насилия и нетерпимости и других негативных воздействий на сознание и психику человека. Информационная среда, являясь системообразующим фактором во всех видах национальной безопасности (политической, экономической, военной, и др.), в то же время представляет собой самостоятельный объект защиты.

Литература

1. Кирьянов А.Ю. Сущность информационного аспекта национальной безопасности Российской Федерации // Международное публичное и частное право. -2005. - № 3. - С. 42.

2. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утверждена Президентом Российской Федерации 09.09.2000. № Пр. 1895 // Российская газета. - 2000. - № 187.

3. Ковалева Н.Н. Информационное право России: учебное пособие. - М.: здательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. - 234 с.

4. Волчинская Е.К. Роль государства в обеспечении информационной безопасности // Информационное право. - 2008. - № 4. - С. 9-16.

5. Родичев Ю.А. Информационная безопасность: нормативно-правовые аспекты: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008. - С. 86-87.

угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России: принятие федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, ущемляющих конституционные права и свободы граждан в области духовной жизни и информационнойдеятельности; создание монополий на формирование, получение и распространение информации в Российской Федерации, в том числе с использованием телекоммуникационных систем; противодействие, в том числе со стороны криминальных структур, реализации гражданами своих конституционных прав на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений; нерациональное, чрезмерное ограничение доступа к общественно необходимой информации; противоправное применение специальных средств воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание; неисполнение федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами требований федерального законодательства, регулирующего отношения в информационной сфере; неправомерное ограничение доступа граждан к открытым информационным ресурсам федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, к открытым архивным материалам, к другой открытой социально значимой информации; дезорганизация и разрушение системы накопления и сохранения культурных ценностей, включая архивы; нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области массовой информации; вытеснение российских информационных агентств, средств массовой информации с внутреннего информационного рынка и усиление зависимости духовной, экономической и политической сфер общественной жизни России от зарубежных информационных структур; девальвация духовных ценностей, пропаганда образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях, противоречащих ценностям, принятым в российском обществе; снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения России, что существенно осложнит подготовку трудовых ресурсов для внедрения и использования новейших технологий, в том числе информационных; манипулирование информацией дезинформация, сокрытие или искажение информации.



угрозы информационному обеспечению государственной политики РФ: монополизация информационного рынка России, его отдельных секторов отечественными и зарубежными информационными структурами; блокирование деятельности государственных средств массовой информации по информированию российской и зарубежной аудитории; низкая эффективность информационного обеспечения государственной политики Российской Федерации вследствие дефицита квалифицированных кадров, отсутствия системы формирования и реализации государственной информационной политики. угрозы развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационныхресурсов: противодействие доступу Российской Федерации к новейшим информационным технологиям, взаимовыгодному и равноправному участию российских производителей в мировом разделении труда в индустрии информационных услуг, средств информатизации, телекоммуникации и связи, информационныхпродуктов, а также создание условий для усиления технологической зависимости России в области современных информационных технологий; закупка органами государственной власти импортных средств информатизации, телекоммуникации и связи при наличии отечественных аналогов, не уступающих по своим характеристикам зарубежным образцам; вытеснение с отечественного рынка российских производителей средств информатизации, телекоммуникации и связи; увеличение оттока за рубеж специалистов и правообладателей интеллектуальной собственности. угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России: противоправные сбор и использование информации; нарушения технологии обработки информации; внедрение в аппаратные и программные изделия компонентов, реализующих функции, не предусмотренные документацией на эти изделия; разработка и распространение программ, нарушающих нормальное функционирование информационных и информационно-телекоммуникационных систем, в том числе систем защиты информации; уничтожение, повреждение, радиоэлектронное подавление или разрушение средств и систем обработки информации, телекоммуникации и связи; воздействие на парольно-ключевые системы защиты автоматизированных систем обработки и передачи информации; компрометация ключей и средств криптографической защиты информации; утечка информации по техническим каналам; внедрение электронных устройств для перехвата информации в технические средства обработки, хранения и передачи информации по каналам связи, а также в служебные помещения органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности; уничтожение, повреждение, разрушение или хищение машинных и других носителей информации; перехват информации в сетях передачи данных и на линиях связи, дешифрование этой информации и навязывание ложной информации; использование несертифицированных отечественных и зарубежных информационных технологий, средств защиты информации, средств информатизации, телекоммуникации и связи при создании и развитии российской информационной инфраструктуры; несанкционированный доступ к информации, находящейся в банках и базах данных; нарушение законных ограничений на распространение информации.



Прогноз информационных угроз нашей стране не дает оснований для оптимизма. В первую очередь речь идет о непрекращающихся попытках ревизии советской и общеевропейской истории, особенно это касается ХХ века. Эти действия в отношении отечественной истории, безусловно, являются элементами информационнойвойны. К примеру, сожаление вызывает тот факт, что решающие сражения Второй мировой войны - Сталинградская битва, битва на Курской дуге - практически не отражены в западных учебниках истории. Крупнейшим сражением в западной историографии признается битва при Эль-Аламейне в Африке. Подобное искажение истории - далеко не безобидное дело. Попытки принизить роль нашей страны в разгроме фашизма подрывают имидж России как великой державы-победительницы, как страны - учредительницы ООН. В подобной ситуации нам не остается другого выхода, кроме активизации и увеличения производства своих информационныхисточников: книг, кинофильмов, интернет-продуктов - с выгодным для нас контентным содержанием, которые более объективно оценивают роль нашей страны во всемирной истории. Эти проекты должно финансировать как государство, так и крупный бизнес

Источники угроз ИБ РФ подразделяются на внешние и внутренние. К внешним источникам относятся:

  • - деятельность иностранных политических, экономических, военных, разведывательных и информационных структур, направленная против интересов Российской Федерации в информационной сфере;
  • - стремление ряда стран к доминированию и ущемлению интересов России в мировом информационном пространстве, вытеснению ее с внешнего и внутреннего информационных рынков;
  • - обострение международной конкуренции за обладание информационными технологиями и ресурсами;
  • - деятельность международных террористических организаций;
  • - увеличение технологического отрыва ведущих держав мира и наращивание их возможностей по противодейст вию созданию конкурентоспособных российских информационных технологий;
  • - деятельность космических, воздушных, морских и наземных технических и иных средств (видов) разведки иностранных государств;
  • - разработка рядом государств концепций информационных войн и соответствующего вооружения, предусматривающих создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира, нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.

К внутренним источникам относятся:

  • - критическое состояние отечественных отраслей промышленности;
  • - неблагоприятная криминогенная обстановка, сопровождающаяся тенденциями сращивания государственных и криминальных структур в информационной сфере, получения криминальными структурами доступа к конфиденциальной информации, усиления влияния организованной преступности на жизнь общества, снижения степени защищенности законных интересов граждан, общества и государства в информационной сфере;
  • - недостаточная координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по формированию и реализации единой государственной политики в области обеспечения ИБ РФ;
  • - недостаточная разработанность нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в информационной сфере, а также недостаточная правоприменительная практика;
  • - неразвитость институтов гражданского общества и недостаточный государственный контроль за развитием информационного рынка России;
  • - недостаточное финансирование мероприятий по обеспечению
  • - недостаточная экономическая мощь государства;
  • - снижение эффективности системы образования и воспитания, недостаточное количество квалифицированных кадров в области обеспечения ИБ;
  • - недостаточная активность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании общества о своей деятельности, в разъяснении принимаемых решений, в формировании открытых государственных ресурсов и развитии системы доступа к ним граждан;
  • - отставание России от ведущих стран мира по уровню информатизации федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, кредитно-финансовой сферы, промышленности, сельского хозяйства, образования, здравоохранения, сферы услуг и быта граждан.

С переходом от индустриального общества к информационному и соответствующим развитием информационных технологий значительное внимание уделяется новейшим видам так называемого «гуманного оружия» («несмертельным видам оружия и технологий войн»), К ним относятся информационное, психотроннос, экономическое, консциентальное оружие и ир. Особое место среди них занимает информационное оружие и технологии ведения информационной войны. Об их значимости свидетельствует то, что США создали информационные войска и уже третий год выпускаются подразделения кибервоинов. Сегодня в директивах Министерства обороны США подробно излагается порядок подготовки к информационным войнам. По своей результативности информационное оружие сопоставимо с оружием массового поражения. Спектр действия информационного оружия может простираться от нанесения вреда психическому здоровью людей до внесения вирусов в компьютерные сети и уничтожения информации. Пентагон на суперкомпьютерах моделирует варианты возможных войн в XXI столетии с использованием методов и технологии «несмертельного оружия».

В вооруженных силах НАТО, особенно США, значительное внимание уделяется роли «несмертельного оружия» и технологий, прежде всего информационному оружию и психолого-пропагандистским операциям в войнах XXI века, которые существенно изменяют характер применения сухопутных, военно-воздушных и военно-морских сил на ТВД и геополитического и цивилизационного противоборства основных центров формирующегося многополярного мира.

Отличие видов и технологий «нссмертельного оружия» от обычного военного оружия состоит в том, что оно акцентирует внимание на использовании алгоритмов и технологий, концентрирующих в себе базовые знания, направленных на поражение противника. Информационная война по сути олицетворяет собой войну цивилизаций за выживание в условиях постоянно сокращающихся ресурсов. Информационное оружие поражает сознание человека, разрушает способы и формы идентификации личности по отношению к фиксированным общностям, оно трансформирует матрицу памяти индивида, создавая личность с заранее заданными параметрами (тип сознания, искусственные потребности, формы самоопределения и т.д.), удовлетворяющих требования агрессора, выводит из строя системы управления государства-противника и его вооруженных сил.

Практика показала, что наибольшие потери вооруженные силы несут от применения против них «несилового» информационного оружия и, в первую очередь, от воздействия поражающих элементов, действующих на системы управления и психику человека. Информационное и консциентальное оружие воздействует на «идеальные» объекты (знаковые системы) или их материальные носители.

В настоящее время осуществляется глобальная информационнокультурная и информационно-идеологическая экспансия Запада, осуществляемая по мировым телекоммуникационным сетям (например, Internet) и через средства массовой информации. Многие страны вынуждены принимать специальные меры для защиты своих сограждан, своей культуры, традиций и духовных ценностей от чуждого информационного влияния. Возникает необходимость защиты национальных информационных ресурсов и сохранения конфиденциальности информационного обмена но мировым открытым сетям, так как на этой почве могут возникать политическая и экономическая конфронтация государств, новые кризисы в международных отношениях. Поэтому информационная безопасность, информационная война и информационное оружие в настоящее время оказались в центре всеобщего внимания.

Информационным оружием называются средства:

  • - уничтожения, искажения или хищения информационных массивов;
  • - преодоления систем защиты;
  • - ограничения допуска законных пользователей;
  • - дезорганизации работы технических средств, компьютерных

Атакующим информационным оружием сегодня можно назвать:

  • - компьютерные вирусы, способные размножаться, внедряться в программы, передаваться по линиям связи, сетям передачи данных, выводить из строя системы управления и т. п.;
  • - логические бомбы - программные закладные устройства, которые заранее внедряют в информационно-управляющис центры военной или гражданской инфраструктуры, чтобы по сигналу или в установленное время привести их в действие;
  • - средства подавления информационного обмена в телекоммуникационных сетях, фальсификация информации в каналах государственного и военного управления;
  • - средства нейтрализации тестовых программ;
  • - различного рода ошибки, сознательно вводимые противником в программное обеспечение объекта.

Универсальность, скрытность, многовариантность форм программно-аппаратной реализации, радикальность воздействия, достаточный выбор времени и места применения, наконец, экономичность делают информационное оружие чрезвычайно опасным: оно легко маскируется под средства защиты, например, интеллектуальной собственности; оно позволяет даже вести наступательные действия анонимно, без объявления войны.

Нормальная жизнедеятельность общественного организма целиком определяется уровнем развития, качеством функционирования и безопасностью информационной среды. Производство и управление, оборона и связь, транспорт и энергетика, финансы, наука и образование, средства массовой информации - все зависит от интенсивности информационного обмена, полноты, своевременности, достоверности информации. Именно информационная инфраструктура общества - мишень информационного оружия. Но в первую очередь новое оружие нацелено на вооруженные силы, предприятия оборонного комплекса, структуры, ответственные за внешнюю и внутреннюю безопасность страны. Высокая степень централизации структур государственного управления российской экономикой может привести к гибельным последствиям в результате информационной агрессии. Темпы совершенствования информационного оружия (как, впрочем, и любого вида атакующего вооружения) превышают темпы развития технологий защиты. Поэтому задача нейтрализации информационного оружия, отражения угрозы его применения должна рассматриваться как одна из приоритетных задач в обеспечении национальной безопасности страны.

В докладе Объединенной комиссии но безопасности, созданной по распоряжению министра обороны и директора ЦРУ в США в июне 1993 года и завершившей свою работу в феврале 1994 года, говорится: «...Уже признано, что сети передачи данных превращаются в иоле битвы будущего. Информационное оружие, стратегию и тактику применения которого еще предстоит тщательно разработать, будет использоваться с «электронными скоростями» при обороне и нападении. Информационные технологии позволят обеспечить разрешение геополитических кризисов, нс производя ни одного выстрела. Наша политика обеспечения национальной безопасности и процедуры ее реализации должны быть направлены на защиту наших возможностей но ведению информационных войн и на создание всех необходимых условий для воспрещения противоборствующим США государствам вести такие войны...».

Уничтожение определенных типов сознания предполагает разрушение и переорганизацию общностей, которые конституируют данный тип сознания.

Можно выделить пять основных способов поражения и разрушения сознания в консциентальной войне:

  • 1. Поражение нейро-мозгового субстрата, снижающее уровень функционирования сознания, может происходить на основе действия химических веществ, длительного отравления воздуха, пищи, направленных радиационных воздействий;
  • 2. Понижение уровня организации информационно-коммуникативной среды на основе ее дезинтеграции и примитивизации, в которой функционирует и "живет" сознание;
  • 3. Оккультное воздействие на организацию сознания на основе направленной передачи мыслеформ субъекту поражения;
  • 4. Специальная организация и распространение по каналам коммуникации образов и текстов, которые разрушают работу сознания (условно может быть обозначено как психотропное оружие);
  • 5. Разрушение способов и форм идентификации личности по отношению к фиксированным общностям, приводящее к смене форм самоопределения и к деперсонализации.

Прежде всего этот тип воздействий по смене и преобразованию типов имиджидентификаций (глубинного отождествления с гой или иной позицией, представленной конкретным образом) и аутентизаций (чувства личной подлинности) осуществляют средства массовой информации, и прежде всего, телевидение. Именно в этой области происходят сегодня все основные действия по разрушению российско-русского постсоветского сознания.

Конечная цель использования консциентального оружия эго изыманис людей из сложившихся форм мсгаобщностей. Разрушение народа и превращение его в население происходит за счет того, что никто больше не хочет связывать и соотносить себя с тем полиэтносом, к которому до этого принадлежал. Разрушение сложившихся имиджинденти- фикаций нацелено на разрушение механизмов включения человека в естественно сложившиеся и существующие общности и замена этих эволюционно-естественно сложившихся общностей одной полностью искусственной - общностью зрителей вокруг телевизора. Неважно, как человек при этом относитесь к тому, что он видит и слышит с экрана телевизора, важно, чтобы он был постоянным телезрителем, поскольку в этом случае на него можно направленно и устойчиво воздействовать. А вот в условиях формального мира и гак называемых локальных войн консциентальная война весьма эффективна.


Введение 3

1. Понятие угрозы информационной безопасности 4

2. Источники угроз информационной безопасности Российской Федерации 9

3. Методы и средства защиты информации 11

4. Примеры угроз информационной безопасности 14

Заключение 19

Список использованных источников 20

Введение

За последние годы, компьютерные технологии тесно вошли в нашу жизнь. Людям в наше время довольно сложно представить, как раньше они обходились без компьютеров, настолько они к ним уж привыкли. С доступностью компьютеров, люди также стали активно пользоваться услугами сети Интернет - электронной почтой, Всемирной паутиной, интернет-банкингом. Теперь каждое утро среднестатистического человека начинается со стандартного просмотра ленты новостей, проверки содержимого личной почты, посещения различных популярных социальных сетей, покупки в интернет-магазинах, оплаты различных услуг и т.п.. Интернет медленно, но верно, стал постоянным помощником в наших повседневных делах.

Интернет облегчает общение и ломает языковые барьеры, теперь даже если ваш друг живет за тысячу километров от вас в другом городе или даже в другой стране, вы можете общаться с ним, при желании, хоть целыми днями.

Но при всех достоинствах сети Интернет, в ней таится и масса опасностей. Прежде всего, это угрозы личной и государственной безопасности. Интернет является свободным пространством, где могут легко украсть личные данные, данные банковских карт, в Сети ведутся информационные войны, порождаются информационные конфликты.

Таким образом, угроза информационной безопасности является одной из важнейших проблем современной жизни человека и нам необходимо знать, откуда она возникает и как нам себя обезопасить.

1. Понятие угрозы информационной безопасности

Жизнь современного общества немыслима без современных информационных технологий. Компьютеры обслуживают банковские системы, контролируют работу атомных реакторов, распределяют энергию, следят за расписанием поездов, управляют самолетами, космическими кораблями. Компьютерные сети и телекоммуникации предопределяют надежность и мощность систем обороны и безопасности страны. Компьютеры обеспечивают хранение информации, ее обработку и предоставление потребителям, реализуя таким образом, информационные технологии.

Однако именно высокая степень автоматизации порождает риск снижения безопасности (личной, информационной, государственной, и т. п.). Доступность и широкое распространение информационных технологий, ЭВМ делает их чрезвычайно уязвимыми по отношению к деструктивным воздействиям. Тому есть много примеров.

Под угрозой безопасности информации понимается действие или событие, которое может привести к разрушению, искажению или не-санкционированному использованию информационных ресурсов, включая хранимую, передаваемую и обрабатываемую информацию, а также программные и аппаратные средства.

Основными видами угроз безопасности информационных технологий и информации (угроз интересам субъектов информационных отношений) являются:

  • стихийные бедствия и аварии (наводнение, ураган, землетрясение, пожар и т. п.);
  • сбои и отказы оборудования (технических средств) АИТУ;
  • последствия ошибок проектирования и разработки компонентов АИТУ (аппаратных средств, технологии обработки информации, программ, структур данных и т. п.);
  • ошибки эксплуатации (пользователей, операторов и другого персонала);
  • преднамеренные действия нарушителей и злоумышленников (обиженных лиц из числа персонала, преступников, шпионов, диверсантов и т. п.).

Угрозы безопасности можно классифицировать по различным признакам.

По результатам акции : 1) угроза утечки; 2) угроза модификации; 3) угроза утраты.

По нарушению свойств информации : а) угроза нарушения конфиденциальности обрабатываемой информации; б) угроза нарушения целостности обрабатываемой информации; в) угроза нарушения работоспособности системы (отказ в обслуживании), т. е. угроза доступности.

По природе возникновения : 1) естественные; 2) искусственные.

Естественные угрозы — это угрозы, вызванные воздействиями на компьютерную систему и ее элементы объективных физических процессов или стихийных природных явлений.

Искусственные угрозы — это угрозы компьютерной системе, вызванные деятельностью человека. Среди них, исходя и мотивации действий, можно выделить:

а) непреднамеренные (неумышленные, случайные) угрозы, вызванные ошибками в проектировании компьютерной системы и ее элементов, ошибками в программном обеспечении, ошибками в действиях персонала и т. п.;

б) преднамеренные (умышленные) угрозы, связанные с корыстными устремлениями людей (злоумышленников). Источники угроз по отношению к информационной технологии могут быть внешними или внутренними (компоненты самой компьютерной системы - ее аппаратура, программы, персонал).

Основные непреднамеренные искусственные угрозы (действия, совершаемые людьми случайно, по незнанию, невнимательности или халатности, из любопытства, но без злого умысла):

  1. неумышленные действия, приводящие к частичному или полному отказу системы или разрушению аппаратных, программных, информационных ресурсов системы (неумышленная порча оборудования, удаление, искажение файлов с важной информацией или программ, в том числе системных и т. п.);
  2. неправомерное включение оборудования или изменение режимов работы устройств и программ;
  3. неумышленная, порча носителей информации;
  4. запуск технологических программ, способных при некомпетентном использовании вызывать потерю работоспособности системы (зависания или зацикливания) или необратимые изменения в системе (форматирование или реструктуризацию носителей информации, удаление данных и т. п.);
  5. нелегальное внедрение и использование неучтенных программ (игровых, обучающих, технологических и др., не являющихся необходимыми для выполнения нарушителем своих служебных обязанностей) с последующим необоснованным расходованием ресурсов (загрузка процессора, захват оперативной памяти и памяти на внешних носителях);
  6. заражение компьютера вирусами;
  7. неосторожные действия, приводящие к разглашению конфиденциальной информации или делающие ее общедоступной;
  8. разглашение, передача или утрата атрибутов разграничения доступа (паролей, ключей шифрования, идентификационных карточек, пропусков и т. п.).
  9. проектирование архитектуры системы, технологии обработки данных, разработка прикладных программ с возможностями, представляющими угрозу для работоспособности системы и безопасности информации;
  10. игнорирование организационных ограничений (установленных правил) при ранге в системе;
  11. вход в систему в обход средств зашиты (загрузка посторонней операционной системы со сменных магнитных носителей и т. п.);
  12. некомпетентное использование, настройка или неправомерное отключение средств защиты персоналом службы безопасности;
  13. пересылка данных по ошибочному адресу абонента (устройства);
  14. ввод ошибочных данных;
  15. неумышленное повреждение каналов связи. c.124]

Основные преднамеренные искусственные угрозы характеризуются возможными путями умышленной дезорганизации работы, вывода системы из строя, проникновения в систему и несанкционированного доступа к информации:

  1. физическое разрушение системы (путем взрыва, поджога и т. п.) или вывод из строя всех или отдельных наиболее важных компонентов компьютерной системы (устройств, носителей важной системной информации, лиц из числа персонала и т. п.);
  2. отключение или вывод из строя подсистем обеспечения функционирования вычислительных систем (электропитания, охлаждения и вентиляции, линий связи и т. п.);
  3. действия по дезорганизации функционирования системы (изменение режимов работы устройств или программ, забастовка, саботаж персонала, постановка мощных активных радиопомех на частотах работы устройств системы и т. п.);
  4. внедрение агентов в число персонала системы (в том числе, возможно, и в административную группу, отвечающую за безопасность);
  5. вербовка (путем подкупа, шантажа и т. п.) персонала или отдельных пользователей, имеющих определенные полномочия;
  6. применение подслушивающих устройств, дистанционная фото- и видеосъемка и т. п.;
  7. перехват побочных электромагнитных, акустических и других излучений устройств и линий связи, а также наводка активных излучений на вспомогательные технические средства, непосредственно не участвующие в обработке информации (телефонные линии, сети питания, отопления и т. п.);
  8. перехват данных, передаваемых по каналам связи, и их анализ с целью выяснения протоколов обмена, правил вхождения в связь и авторизации пользователя и последующих попыток их имитации для проникновения в систему;
  9. хищение носителей информации (дисков, флешеклент, микросхем памяти, запоминающих устройств и персональных ЭВМ);
  10. несанкционированное копирование носителей информации;
  11. хищение производственных отходов (распечаток, записей, списанных носителей информации и т. п.);
  12. чтение остатков информации из оперативной памяти и с внешних запоминающих устройств;
  13. чтение информации из областей оперативной памяти, используемых операционной системой (в том числе подсистемой защиты) или другими пользователями, в асинхронном режиме, используя недостатки мультизадачных операционных систем и систем программирования;
  14. незаконное получение паролей и других реквизитов разграничения доступа (агентурным путем, используя халатность пользователей, путем подбора, имитации интерфейса системы и т. п.) с последующей маскировкой под зарегистрированного пользователя («маскарад»);
  15. несанкционированное использование терминалов пользователей, имеющих уникальные физические характеристики, такие, как номер рабочей станции в сети, физический адрес, адрес в системе связи, аппаратный блок кодирования и т. п.;
  16. вскрытие шифров криптозащиты информации;
  17. внедрение аппаратных спецвложений, программ «закладок» и «вирусов» («троянских коней» и «жучков»), т. е. таких участков программ, которые не нужны для осуществления заявленных функций, но позволяют преодолеть систему защиты, скрытно и незаконно осуществлять доступ к системным ресурсам с целью регистрации и передачи критической информации или дезорганизации функционирования системы;
  18. незаконное подключение к линиям связи с целью работы «между строк», с использованием пауз в действиях законного пользователя от его имени с последующим вводом ложных сообщений или модификацией передаваемых сообщений;
  19. незаконное подключение к линиям связи с целью прямой подмены законного пользователя путем его физического отключения после входа в систему и успешной аутентификации с последующим вводом дезинформации и навязыванием ложных сообщений. c.71]

Следует заметить, что чаще всего для достижения поставленной цели злоумышленник использует не один способ, а их некоторую совокупность из перечисленных выше.

2. Источники угроз информационной безопасности Российской Федерации

Источники угроз информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на внешние и внутренние.

К внешним источникам относятся:

  • деятельность иностранных политических, экономических, военных, разведывательных и информационных структур, направленная против интересов Российской Федерации в информационной сфере;
  • стремление ряда стран к доминированию и ущемлению интересов России в мировом информационном пространстве, вытеснению ее с внешнего и внутреннего информационных рынков;
  • обострение международной конкуренции за обладание информационными технологиями и ресурсами;
  • деятельность международных террористических организаций;
  • увеличение технологического отрыва ведущих держав мира и наращивание их возможностей по противодействию созданию конкурентоспособных российских информационных технологий;
  • деятельность космических, воздушных, морских и наземных технических и иных средств (видов) разведки иностранных государств;
  • разработка рядом государств концепций информационных войн, предусматривающих создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира, нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним. 7,c.15]

К внутренним источникам относятся:

  • критическое состояние отечественных отраслей промышленности;
  • неблагоприятная криминогенная обстановка, сопровождающаяся тенденциями сращивания государственных и криминальных структур в информационной сфере, получения криминальными структурами доступа к конфиденциальной информации, усиления влияния организованной преступности на жизнь общества, снижения степени защищенности законных интересов граждан, общества и государства в информационной сфере;
  • недостаточная координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по формированию и реализации единой государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
  • недостаточная разработанность нормативной правовой базы, регулирующей отношения в информационной сфере, а также недостаточная правоприменительная практика;
  • неразвитость институтов гражданского общества и недостаточный государственный контроль за развитием информационного рынка России;
  • недостаточное финансирование мероприятий по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации;
  • недостаточная экономическая мощь государства;
  • снижение эффективности системы образования и воспитания, недостаточное количество квалифицированных кадров в области обеспечения информационной безопасности;
  • недостаточная активность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании общества о своей деятельности, в разъяснении принимаемых решений, в формировании открытых государственных ресурсов и развитии системы доступа к ним граждан;
  • отставание России от ведущих стран мира по уровню информатизации федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, кредитно-финансовой сферы, промышленности, сельского хозяйства, образования, здравоохранения, сферы услуг и быта граждан.9,c.119]

3. Методы и средства защиты информации

Проблема создания системы защиты информации включает две взаимодополняющие задачи:

1) разработка системы защиты информации (ее синтез);

2) оценка разработанной системы защиты информации.

Вторая задача решается путем анализа ее технических характеристик с целью установления, удовлетворяет ли система защиты, информации комплексу требований к данным системам. Такая задача в настоящее время решается почти исключительно экспертным путем с помощью сертификации средств защиты информации и аттестации системы защиты информации в процессе ее внедрения.

Рассмотрим основное содержание современных методов защиты информации, которые составляют основу механизмов защиты.

Препятствия — методы физического преграждения пути злоумышленнику к защищаемой информации (к аппаратуре, носителям информации и т. д.).

Управление доступом - метод защиты информации регулированием использования всех ресурсов компьютерной информационной системы (элементов баз данных, программных и технических средств). Управление доступом включает следующие функции защиты:

  • идентификацию пользователей, персонала и ресурсов системы (присвоение каждому объекту персонального идентификатора);
  • опознание (установление подлинности) объекта или субъекта по предъявленному им идентификатору;
  • проверку полномочий (проверка соответствия дня недели, времени суток, запрашиваемых ресурсов и процедур установленному регламенту);
  • разрешение и создание условий работы в пределах установленного регламента;
  • регистрацию (протоколирование) обращений к защищаемым ресурсам;
  • регистрацию (сигнализация, отключение, задержка работ, отказ в запросе) при попытках несанкционированных действий.

Маскировка — метод защиты информации путем ее криптографического закрытия. Этот метод широко применяется за рубежом как при обработке, так и при хранении информации, в том числе на дискетах. При передаче информации по каналам связи большой протяженности данный метод является единственно надежным.

Регламентация — метод защиты информации, создающий такие условия автоматизированной обработки, хранения и передачи защищаемой информации, при которых возможности несанкционированного доступа к ней сводились бы к минимуму.

Принуждение — метод защиты, при котором пользователи и персонал системы вынуждены соблюдать правила обработки, передачи и использования защищаемой информации под угрозой материальной, административной или уголовной ответственности.

Побуждение — метод защиты, который побуждает пользователя и персонал системы не нарушать установленный порядок за счет соблюдения сложившихся моральных и этических норм (как регламентированных, так и неписаных).

Рассмотренные методы обеспечения безопасности реализуются на практике за счет применения различных средств защиты, таких, как технические, программные, организационные, законодательные и морально-этические. К. основным средствам защиты, используемым для создания механизма обеспечения безопасности, относятся следующие:

Технические средства реализуются в виде электрических, электромеханических и электронных устройств. Вся совокупность технических средств делится на аппаратные и физические.

Под аппаратными средствами принято понимать технику или устройства, которые сопрягаются с подобной аппаратурой по стандартному интерфейсу. Например, система опознания и разграничения доступа к информации (посредством паролей, записи кодов и другой информации на различные карточки).

Физические средства реализуются в виде автономных устройств и систем. Например, замки на дверях, где размещена аппаратура, решетки на окнах, источники бесперебойного питания, электромеханическое оборудование охранной сигнализации.

Программные средства представляют собой программное обеспечение, специально предназначенное для выполнения функций защиты информации. В такую группу средств входят: механизм шифрования (криптографии — специальный алгоритм, который запускается уникальным числом или битовой последовательностью, обычно называемым шифрующим ключом; затем по каналам связи передается зашифрованный текст, а получатель имеет свой ключ для дешифрования информации), механизм цифровой подписи, механизмы контроля доступа, механизмы обеспечения целостности данных, механизмы постановки графика, механизмы управления маршрутизацией, механизмы арбитража, антивирусные программы, программы архивации (например, zip , rar, arj и др.), защита при вводе и выводе информации и т. д.

Организационные средства защиты представляют собой организационно-технические и организационно-правовые мероприятия, осуществляемые в процессе создания и эксплуатации вычислительной техники, аппаратуры телекоммуникаций для обеспечения защиты информации. Организационные мероприятия охватывают все структурные элементы аппаратуры на всех этапах их жизненного цикла (строительство помещений, проектирование компьютерной информационной системы банковской деятельности, монтаж и наладка оборудования, использование, эксплуатация).

Морально-этические средства защиты реализуются в виде всевозможных норм, которые сложились традиционно или складываются по мере распространения вычислительной техники и средств связи в обществе. Эти нормы большей частью не являются обязательными как законодательные меры, однако несоблюдение их обычно ведет к потере авторитета и престижа человека. Наиболее показательным примером таких норм является Кодекс профессионального поведения членов Ассоциации пользователей ЭВМ США.

Законодательные средства защиты определяются законодательными актами страны, которыми регламентируются правила пользования, обработки и передачи информации ограниченного доступа и устанавливаются меры ответственности за нарушение этих правил.

Все рассмотренные средства защиты разделены на формальные (выполняющие защитные функции строго по заранее предусмотренной процедуре без непосредственного участия человека) и неформальные (определяются целенаправленной деятельностью человека либо регламентируют эту деятельность).

4. Примеры угроз информационной безопасности

По результатам исследования «Лаборатории Касперского» в 2015 году 36% российских пользователей минимум один раз пострадали от взлома аккаунта, в результате чего были украдены их персональные данные, либо профиль был использован для рассылки вредоносного ПО.

Чаще всего злоумышленников интересует доступ к аккаунту в социальной сети и электронной почте (14%) и пароль к онлайн-банкингу (5%).

53% респондентов в результате взлома получили фишинговые сообщения или попали на подозрительные сайты, целью которых было вытягивание из них учетных данных. Информация, хранившаяся в профиле, была полностью уничтожена у каждой пятой жертвы, а в 14% случаев персональные данные были использованы в преступных целях, например, для проведения несанкционированных транзакций.

Страдают от действий киберпреступников не только сами пользователи, чьи учетные данные были украдены, но также их друзья и родственники. Так, более половины жертв взлома аккаунта обнаружили, что кто-то рассылал сообщения от их имени, и почти каждый четвертый - что их друзья кликнули на полученную от них вредоносную ссылку.

Несмотря на это, только 28% пользователей создают надежные пароли для своих аккаунтов и только 25% выбирают безопасные способы их хранения.

За год с июня 2014 года по июнь 2015 года киберпреступники через системы интернет-банкинга в рунете похитили 2,6 млрд руб., следует из отчета компании Group-IB на конференции "Тенденции развития преступлений в области высоких технологий-2015". За аналогичный период прошлого года сумма была в несколько раз выше - 9,8 млрд руб. "Мы фиксируем снижение ущерба при росте количества атак",- уточнил руководитель сервиса киберразведки Bot-Trek Intelligence Дмитрий Волков.

Наибольший ущерб понесли юридические лица, лишившиеся в результате действий киберпреступников 1,9 млрд руб. Ежедневно жертвами кибератак становятся 16 компаний, теряющих в среднем 480 тыс. руб. Хакеры при этом научились обходить традиционные средства защиты: ни токены, ни дополнительная SMS-аутентификация не спасают от «автозаливов» - троянов, позволяющих переводить деньги со счетов посредством подмены реквизитов. Подтверждая платеж, клиент, зараженный таким трояном, видит правильные данные получателя, хотя в реальности деньги уходят на счет злоумышленников.

Сами российские банки в результате целевых атак за отчетный период потеряли 638 млн. руб. Даже единичные атаки на клиентов крупных банков приносят большой доход. Усиливается интерес злоумышленников и к торговым, и к брокерским системам. Так, в феврале 2015 г. была проведена первая в России успешная атака на биржевого брокера, длившаяся всего 14 минут и приведшая к ущербу около 300 млн. руб.

Почти 100 млн. руб. похищено у физических лиц, причем 61 млн руб.- с помощью троянов, заточенных под платформу Android. Уязвимость Android привлекает все больше злоумышленников, следует из отчета: появилось десять новых преступных групп, работающих с Android-троянами, а количество инцидентов выросло втрое. Ежедневно 70 пользователей мобильных банков на Android становятся жертвами киберпреступников.

По данным Group-IB, продолжается развитие экосистемы, обслуживающей совершение киберпреступлений. Услуги по обналичиванию похищенных денег принесли злоумышленникам 1,92 млрд. руб. Растет оборот площадок, торгующих данными о банковских картах, логинах и паролях разных систем: выручка семи таких магазинов превысила 155 млн. руб.

Согласно прогнозу, в следующем году разработчики вредоносного софта полностью сосредоточатся на мобильных платформах, число инцидентов и суммы хищений у физических лиц увеличатся за счет перехвата на Android-устройствах данных карт, логинов и паролей для интернет-банкинга. Кроме того, компании столкнутся с еще большим количеством инцидентов с программами, шифрующими данные для последующего вымогания денег за их расшифровку (криптолокерами). Вырастет и количество хищений информации о банковских картах через POS-терминалы: появляется все больше программ для этих целей, а часть из них находится в открытом доступе.

Согласно исследованию ИБ-компании Invincea, за последние несколько дней эксперты обнаружили 60 случаев инфицирования систем банковским вредоносным ПО Dridex на территории Франции. Вредонос распространяется под видом электронных писем с вложенным файлом Microsoft Office, который выглядит, как счет из популярного отеля или магазина. Вредоносное вложение оформлено на французском языке и содержит шестнадцатеричный код.

В 2014 году почти 18 млн американских граждан стали жертвами хищения личности, причем в большинстве случаев целью злоумышленников были кредитные карты и банковские счета, сообщает издание The Networkworld со ссылкой на отчет Министерства юстиции США.

По данным Бюро юридической статистики (Bureau of Justice Statistics), за последний год число жертв кибермошенников увеличилось на 1 млн. по сравнению с показателем 2012 года. Стоит отметить, что в отчете ведомства учитывались не только случаи компрометации персональной информации, но и использование ее для получения финансовой или иной выгоды. Согласно данным, два из пяти инцидентов были связаны с незаконными манипуляциями с кредитными картами, и примерно такое же количество - с махинациями с банковскими счетами.

В исследовании «Финансовые последствия киберпреступлений» за 2015 г., проведенном Ponemon Institute (США), представлены данные о ежегодных затратах на устранение последствий кибератак для компаний в США, Великобритании, Японии, Германии, Австралии, Бразилии и России.

Исследование показало, что в среднем в американских компаниях ущерб от киберпреступлений составляет 15 млн. долл. США в год - то есть на 82% больше, чем на момент начала исследования шесть лет назад. Иными словами, каждый год затраты увеличивались почти на 20%.

На ликвидацию последствий кибератак сегодня требуется в среднем 46 дней (за шесть лет этот срок увеличился почти на 30%), причем на устранение последствий каждой из них компании тратят в среднем по 1,9 млн долларов США.

Исследование в США показало также, что многие предприятия, чтобы избежать затрат, связанных с обнаружением кибератак и устранением их последствий, вкладывают средства в технологии аналитики в сфере безопасности. Такая тактика приносит плоды: затраты на реагирование на атаки сокращаются, и это позволяет существенно увеличить окупаемость инвестиций.

Личные данные 1,5 млн пользователей оказались опубликованными в облачном сервисе Amazon

Жертвами утечки стали клиенты организаций, занимающихся медицинским страхованием.

Полтора миллиона американцев стали жертвами утечки персональной информации. Полные имена, адреса, номера телефонов, данные о состоянии здоровья и прописанных медикаментов по ошибке были опубликованы в открытом виде в облачном сервисе Amazon компаниями, занимающимися медицинским страхованием и использующим программное обеспечение Systema Software.

Инцидент затронул Фонд самострахования Канзаса, страховую компанию CSAC Excess Insurance Authority и базу данных округа Солт-Лейк в штате Юта. Причина утечки и точное количество пострадавших пока неизвестны. В общей сложности были опубликованы номера социального страхования 1 млн. пользователей, 5 млн. записей о финансовых транзакциях, данные о сотнях тысяч полученных травм и 4,7 млн. примечаний, в том числе касающихся расследований случаев мошенничества.

Заключение

По результатам исследований, проведенным в данной работе можно сформулировать следующие выводы:

  • жизнь современного общества немыслима без современных информационных технологий;
  • в свою очередь высокая степень автоматизации порождает риск снижения безопасности (личной, информационной, государственной, и т. п.). Доступность и широкое распространение информационных технологий, ЭВМ делает их чрезвычайно уязвимыми по отношению к деструктивным воздействиям и тому есть много примеров;
  • угроза безопасности информации этодействие или событие, которое может привести к разрушению, искажению или не-санкционированному использованию информационных ресурсов, включая хранимую, передаваемую и обрабатываемую информацию, а также программные и аппаратные средства;
  • источники угроз информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на внешние и внутренние;
  • для обеспечения защиты информации существует ряд методов, а также средств для их реализации;
  • по данным интернет-журнала Itsec в 2014 и 2015 годах наблюдался весьма высокий уровень различных киберпреступлений.

Приведенные примеры нарушения личной и государственной информационной безопасности в очередной раз доказывают, что существующими угрозами ни в коем случае нельзя пренебрегать ни самим пользователям сети Интернет, ни организациям и предприятиям.

Список использованных источников

  1. Домарев В. В. Безопасность информационных технологий. Системный подход — К.: ООО ТИД Диа Софт, 2014. — 992 с.
  2. Лапина М. А., Ревин А. Г., Лапин В. И. Информационное право. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 548 с.
  3. Бармен Скотт. Разработка правил информационной безопасности. - М.: Вильямс, 2012. — 208 с.
  4. Галатенко В. А. Стандарты информационной безопасности. — М.: Интернет-университет информационных технологий, 2006. — 264 с.
  5. Галицкий А. В., Рябко С. Д., Шаньгин В. Ф. Защита информации в сети. - М.: ДМК Пресс, 2014. — 616 с.
  6. Гафнер В.В. Информационная безопасность: учеб. пособие. - Ростов на Дону: Феникс, 2010. - 324 с.
  7. Информационная безопасность (2-я книга социально-политического проекта «Актуальные проблемы безопасности социума»). // «Оружие и технологии», № 11, 2014. - С.15-21.
  8. Лепехин А. Н. Расследование преступлений против информационной безопасности. - М.: Тесей, 2008. — 176 с.
  9. Лопатин В. Н. Информационная безопасность России: Человек, общество, государство. - М.: 2010. — 428 с.
  10. Петренко С. А., Курбатов В. А. Политики информационной безопасности. — М.: Компания АйТи, 2014. — 400 с.
  11. Петренко С. А. Управление информационными рисками. - М.: Компания АйТи; ДМК Пресс, 2004. — 384 с. — ISBN 5-98453-001-5.
  12. Шаньгин В. Ф. Защита компьютерной информации. Эффективные методы и средства. М.: ДМК Пресс, 2013. — 544 с.
  13. Щербаков А. Ю. Современная компьютерная безопасность. Теоретические основы. Прак сообщите об этом нам.

Доктрина ИБ РФ Представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности» России, служит основой для «формирования государственной политики» в сфере информации (9 сентября 2000г. Президент России Владимир Путин утвердил «Доктрину информационной безопасности Российской Федерации».)

Доктрина включает в себя перечень основных видов возможных угроз для информационной безопасности , которые в том числе связаны с телекоммуникационными системами. К числу таких угроз отнесены:

Вытеснение с отечественного рынка российских производителей средств информатизации, телекоммуникации и связи;

Неспособность предприятий национальных отраслей электронной промышленности производить на базе новейших достижений микроэлектроники, передовых информационных технологий конкурентоспособную наукоемкую продукцию, позволяющую обеспечить достаточный уровень технологической независимости России от зарубежных стран, что приводит к вынужденному широкому использованию импортных программно-аппаратных средств при создании и развитии в России информационной инфраструктуры;

Увеличение оттока за рубеж специалистов и правообладателей интеллектуальной собственности;

Нарушение установленного регламента сбора, обработки и передачи информации, преднамеренные действия и ошибки персонала информационных и телекоммуникационных систем, отказ технических средств и сбои программного обеспечения в информационных и телекоммуникационных системах;

Использование не сертифицированных в соответствии с требованиями безопасности средств и систем информатизации и связи, а также средств защиты информации и контроля их эффективности;

Под информационной безопасностью РФ понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере. Национальные интересы - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства. Потенциальная угроза безопасности информации существует всегда.

Доктрина ИБ РФ представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности» России, служит основой для «формирования государственной политики» в сфере информации (9 сентября 2000 г. Президент России Владимир Путин утвердил «Доктрину информационной безопасности Российской Федерации».)

По своей направленности угрозы информационной безопасности РФ подразделяются на следующие виды :

1. Угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности:

Создание монополий на формирование, получение и распространение информации;

Ограничение доступа к информации;

Разрушение системы накопления и сохранения культурных ценностей, включая архивы;

Вытеснение российских информационных агентств, средств массовой информации с внутреннего информационного рынка и усиление зависимости духовной, экономической и политической сфер общественной жизни России от зарубежных информационных структур;

Манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации) и др.

2. Угрозы информационному обеспечению государственной политики РФ:

Монополизация информационного рынка России;

Низкая эффективность информационного обеспечения государственной политики РФ вследствие дефицита квалифицированных кадров, отсутствия системы формирования и реализации государственной информационной политики;

Нарушение установленного регламента сбора, обработки и передачи информации, преднамеренные действия и ошибки персонала информационных и телекоммуникационных систем, отказ технических средств и сбои программного обеспечения в информационных и телекоммуникационных системах и др.

3. Угрозы развитию отечественной индустрии информации:

Противодействие доступу РФ к новейшим информационным технологиям;

Закупка органами государственной власти импортных средств информатизации, телекоммуникации и связи при наличии отечественных аналогов, не уступающих по своим характеристикам зарубежным образцам;

Увеличение оттока за рубеж специалистов и правообладателей интеллектуальной собственности и др.

4. Угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем:

Противоправные сбор и использование информации;

Нарушения технологии обработки информации;

Воздействие на парольно-ключевые системы защиты систем;

Утечка и перехват информации по техническим каналам;

Несанкционированный доступ к информации, находящейся в банках и базах данных;

Привлечение к работам по созданию, развитию и защите информационных и телекоммуникационных систем организаций и фирм, не имеющих государственных лицензий на осуществление этих видов деятельности.