Частые причины выхода из строя радиостанций мидланд. Радиосвязь. Радиостанция включается, но не работает

Как починить радиостанцию?

Перво–наперво надо запомнить, что ремонт и регулировку совмещать нельзя. Контура, триммеры и другие подстроечные элементы крутить ни в коем случае не рекомендуется.

В основном все неисправности радиостанций можно разбить на четыре основные группы.

  • Радиостанция не включается.
  • Радиостанция включается, но не работает.
  • «Меня не слышно» и
  • «Я никого не слышу»

Дальше уже идут сложные дефекты, как-то - радиостанция всё время шипит (не закрывается шумоподавитель), плохая разборчивость речи, искажения при приёме и передаче и тому подобное – но эти дефекты в этой статье разбираться не будут.

Радиостанция не включается

если радиостанция включается выключателем, то нужно проверить, работает ли он. Если кнопкой, то нужно сразу искать микросхему стабилизатора питания. Стабилизаторы в основном вырабатывают напряжение 5 или 9 Вольт. Если на выходе стабилизатора нет напряжения, а на входе есть – скорее всего он нуждается в замене.

Если нет напряжения и на входе стабилизатора, то скорее всего неисправность надо искать в перегоревшем слое металлизации, по которому напряжение питания поступает на вход стабилизатора напряжения.

А вот при подключении радиостанции с неправильной полярностью нужно заменить защитный диод, предохранитель, и иногда и восстановить металлизацию.

Далее, необходимо проверить, работает ли кварцевый генератор процессора радиостанции. Иногда неисправный кварц является причиной этого дефекта, но чаще всему причиной вышедший из строя подстроечный конденсатор рядом с кварцем.

Радиостанция включается, но не работает.

  • в автомобильной радиостанции для начала поменяйте тангенту на заведомо исправную. Через неё сигнал поступает и на громкоговоритель радиостанции (для СИ-БИ радиостанций), она же даёт команду на передачу, она же коммутирует микрофон на вход модуляционного усилителя радиостанции. И, как правило, она является причиной множества дефектов.
  • антенна – как для портативной так и для автомобильной радиостанции – это не украшение, а важнейший элемент для хорошей и качественной связи. Очень большая часть дефектов типа - «радиостанция не работает» заканчивается ремонтом антенны.
  • в портативной радиостанции нужно посмотреть, на какой частоте Вы работаете. Бывает, что попытки связаться на разных частотах, являются причиной того, что радиостанцию приносят в ремонт. При этом иногда радиостанции распрограммируются, и при внешнем совпадении номеров каналов пытаются работать на разных частотах.
  • рекомендуется проверить зарядку аккумулятора, которого иногда хватает для того, чтобы радиостанцию включить, но увы, не хватает для питания радиостанции даже на приёме.

«Меня не слышно»

В основном, начинается всё с неисправной антенны. Иногда, если это быстро обнаруживается, то хозяин радиостанции отделывается только её ремонтом, а если нет – то приходиться менять выходной транзистор.

Проще конечно, если всё упрётся в оборванный провод тангенты или в несправный микрофон. Опять же, прежде всего, нужно заменить тангенту на заведомо исправную.

Были случаи, что радиостанция не работала в режиме АМ, а прекрасно работала в ЧМ, и связано это было с неисправным трансформатором на выходе микросхемы УЗЧ. Естественно, на трассе, где все работают в АМ, от этой радиостанции в эфир неслась только несущая.

Для начала нужно проверить поступление питания на выходные транзисторы радиостанции. При этом нужно учесть, что питание там должно быть всегда, оно поступает туда напрямую, без всякой коммутации. Потом проверить уровень сигнала на базе (затворе выходного) – там должно быть вольт этак с 5 ВЧ сигнала. На коллекторе (стоке) выходного вольт с 12. Если на входе сигнал есть, а на выходе нет – меняйте выходной (напряжения указаны для автомобильной радиостанции). Для портативной раза в полтора меньше.

При этом надо знать, что для полевого транзистора недостаточно одного ВЧ сигнала на входе, для того, чтобы транзистор работал, на затвор надо подавать ещё и напряжение смещения – от 3 до 5 Вольт – именно этим напряжением и регулируется выходная мощность радиостанции.

«Я никого не слышу»

Прежде всего, надо восстановить последние действия, перед появлением этой неисправности – роняли ли Вы её на пол, или может в автомобиль подключили видеорегистратор, который прекрасно работает, но и при этом бывает, полностью давит чувствительность радиостанции.

Если роняли – то можно смело менять фильтр ПЧ (кубик черного цвета) – обычно при его неисправности у радиостанции приходиться ручку шумоподавителя выкручивать чуть ли не до предела, чтобы закрыть шумы.

Иногда, выходит из строя динамик, но это легко выяснить, подключив внешний динамик для автомобильной радиостанции и гарнитуру для портативной – также проверяется неисправность тангенты или окислившиеся контакты в разъёме гарнитуры.

Заключение

В этой статье не было рассказано про сложные дефекты как то неисправность ГУНа, ФАПЧ, обрывы контуров, возбуждение выходных транзисторов и прочие дефекты, для ремонта которого, необходимо применение специализированного оборудования, но всё же автор надеется, что вышеизложенное поможет справиться с простыми дефектами тому, кто привык всё делать своими руками.

Долго выбирая среди по-своему шикарных , для использования или , Вы вправе надеяться на высокое качество изделия. Подразумевается, что будет хорошей не только «сборка» устройства, но и чистый звук. Но практика эксплуатации показывает, что неисправности раций периодически имеют место быть.

Поскольку стоимость портативных радиостанций может быть достаточно высокой, то при попытке выполнения самостоятельного ремонта может быть опасен полным выходом их из строя. Почему? Потому что практически все радиодетали произведены не только в стране-изготовителе оборудования, но могут быть и импортированы из других стран. Поэтому в «местных» условиях замену импортной детали найти практически нереально.

Ремонт переносных радиостанций стоит осуществлять в специальных мастерских. Например, если Вы решили приобрести рацию в интернет-магазине Фортер, его консультанты обязательно подскажут адреса официальных или лицензированных ремонтных мастерских. В них можно выполнить как гарантийный, так и послегарантийный ремонт неработающей рации .

Как мастера «воюют» с неполадками Вашего устройства? В первую очередь проводится тестирование с помощью специального стенда и программного обеспечения. Так успешно разбираются с определением причины, почему не работает рация. После устранения и замены неработающей детали/блока, специалист выполнит настройку и программирование устройства. Будут учтены и отдельные просьбы владельца - изменение радиочастоты, мощности оборудования.

Неисправностями радиостанций можно назвать достаточно много проблем. Их перечень приблизительно таков:

  • фоновое гудение в динамике;
  • прибор вообще не включается;
  • выход из строя модуля передатчика;
  • отсутствие сигнала приема.

Традиционные рецепты «лечения» первого пункта - проверка подключения антенны (качество контактов, применимость антенны для данной модели и т.п.), установка фильтра питания (особенно актуально для автомобильных раций), экранирование проводов питания ферритовым кольцом и т.п.

Причина невключения прибора зачастую лежит в том, что перепутаны контакты при подключении - «+» и «-» поменяны местами. Неработающий модуль передачи - и вот Вы уже слышите эфир, а передать в него ничего не можете. Лечится заменой выходного каскада. Можно перечислить ещё ряд неисправностей, кроме того, отложено рассмотрение проблем из-за механических повреждений.


Читайте также

    Никому не секрет, что сегодняшние радиостанции означают отсутствие каких-либо помех и ограничений соединения, а это очень важно в диких условиях, где...

Радиостанции Vertex и Yaesu

Мы являемся свидетелями бурного развития радиоэлектроники и радиоэлектронных средств связи. Лидерство в технологиях производства в данной сфере является ключевым фактором успеха YAESU. Образцом техники связи являются радиостанции, производимые японской фирмой Vertex Standard. Безупречное качество связи, простота пользования, возможность скрытого ношения с применением специальных гарнитур, работа на одном частотном канале с применением встроенных CTCSS и DCS кодеров/декодеров позволяет работать без помех для радиостанций, работающих на этом же канале, что является значительным преимуществом в городах с очень высоким частотным уплотнением. Имеется возможность аналогового и цифрового кодирования речевого сигнала канала связи для специальных служб. В числе дополнительных функций радиостанций Vertex Standard: таймер окончания времени передачи (TOT), автоматическое отключение питания (APO), автоматический ретрансляторный сдвиг (ARS), система автоматического опознавание корреспондента (ARTS), позволяющая определить, находитесь ли Вы в зоне действия других радиостанций, оснащенных такой же системой. Специальная система шумоподавления позволяет пользователю устанавливать порог открывания шумоподавителя по показаниям S-метра. Применение лёгких металлических сплавов и прочных пластиковых корпусов, удачное решение технического дизайна, применением минимального количества органов управления с оптимальным количеством функций делает радиостанцию эффективной и надёжной в обращении.

Это является лишь общей, неполной характеристикой функциональных возможностей заложенных в разные модели радиостанций, и чем сложнее радиостанция, тем большими возможностями она обладает. Конструирование современных радиостанций на основе 3-х, четырёхслойных печатных платах с применением SMD компонентов и микропроцессорной техники раскрывает большие возможности такой техники связи. Подверженность атмосферным и климатическим воздействиям, жёсткие технические условия эксплуатации несоблюдение технических требований, а порою, и некомпетентность приводят к различным повреждениям и неисправностям радиостанций. Особенностью выявления неисправностей, возникающих в радиостанциях (как и в других радиотехнических, радиоэлектронных устройствах), является контроль выходных параметров микросхем, радиоэлектронных компонентов, узлов, формирующих и преобразующих определенные сигналы радиостанций, контроль питающих напряжений CPU, стабилизаторов питания, питающих эти узлы, неисправность электронных ключей и целостность цепей коммутируемых ключами, исправность цепей шины DATA. Таковы общие направления устранения неисправностей. Переходя к конкретным моделям радиостанций, а в частности носимым, хотелось бы напомнить, что основные причины неисправностей возникают из-за их жёсткой эксплуатации.

Пробой выходного транзистора радиопередатчика происходит, как правило, по нескольким причинам:

  • Включение передатчика в процессе заряда АКБ, т.е. при бросках питающего радиостанцию напряжения.
  • Длительное, без особой надобности, удержание радиостанции на передаче.
  • Длительная передача без антенны или с неисправной антенной.
  • Переполюсовка питающего напряжения.

При значительных перепадах питающего напряжения происходит пробой защитного стабилитрона, включенного параллельно цепи питающего напряжения, как носимых радиостанций, так и мобильно-базовых, а так же пробой низковольтных стабилизаторов +3V и +5V, сбой энергоемкой памяти CPU EEPROM. В некоторых случаях микросхема энергоемкой памяти из-за внутренних пробоев полупроводников становится неисправной.

Причина при неисправности этой микросхемы следующие:

  • при включении передачи, в динамик слышен трехкратный BEEP сигнал. занижена чувствительность приемника, из-за того, что центральный процессор выдал неверный потенциал постоянного управляющего напряжения на варикапы буферного полосового фильтра.
  • ошибки цифровых данных в ячейках энергоемкой памяти CPU приводят к нештатной работе радиостанции и несоответствию ее параметров техническим данным. В этом случае нужно или перепрограммировать память центрального процессора или заменить ее новой.


В тракте приёмника при формировании сигнала первой и второй промежуточных частот используются кварцевые и керамические фильтры.
Причины неисправностей этих фильтров можно разделить на две категории:
1.Внутреннее механическое повреждение, появляется треск в приёмнике при постукивании по фильтру.
2. Ухудшение добротности фильтра, затухание сигнала промежуточной частоты при прохождении через фильтр -30дБ и более.

В обоих случаях фильтры подлежат замене. Здесь же следует отметить, что встречаются причины следующего характера: Обрыв цепи между выводами микросхемы усилителя ограничителя и формирователя второй промежуточной частоты (ТА31136FN) и проводниками, соединяющими её с фильтром. В некоторых моделях радиостанций встречаются неисправности в цепях, где стоят высокочастотные SMD конденсаторы. Причина заключается в следующем, появляется микротрещина между контактной пластиной и корпусом конденсатора. Если прогреть такой конденсатор паяльником контактная пластина отпаивается от корпуса. Аналогичная причина встречается в цепи RC фильтра усилителя шума, входящего в состав микросхемы формирователя второй промежуточной частоты. В этом случае у радиостанции не выключается шум. Есть ещё одна причина, при которой радиостанция не реагирует на шумоподавитель это нарушение пайки контактов керамического дискриминатора включенного в цепи усилителя шума. В очень редких случаях дискриминатор выходит из строя. Как упоминалось выше, вследствие жёсткой эксплуатации носимых радиостанций, (сильные механические удары) происходит нарушение контакта между кристаллом кварца и его держателем задающего тактового генератора центрального процессора, в некоторых случаях кварцевый резонатор отрывается от центральной платы. При формировании частотного диапазона в радиостанциях Vertex Standard применяется программируемый синтезатор частоты, управляемый центральным процессором по шине DATA. Неисправности, возникающие в этом узле, носят такой характер: Несоответствие заданных параметров частоты передатчика и частоты первого гетеродина, в некоторых случаях отсутствие одного из сигналов.

Особенностью выявления неисправностей этого узла такие:
1. проверка целостности цепей управления цифровой шины DATA от центрального процессора до синтезатора
2. соответствие параметров частоты задающего генератора синтезатора.
3. целостность и исправность варикапа.

Центральные процессоры, как правило, у всех радиостанций Vertex Standard работают хорошо, поддерживают высокую стабильность заданных параметров и высокую скорость их обработки, имеют защиту по цепям управления, контроль питающего напряжения батареи или питающей бортовой сети у мобильно-базовых радиостанций и при понижении напряжения питания ниже критического уровня автоматически отключается от неё. Отмечена высокая надёжность процессоров радиостанций фирмы YAESU. Теряют они свою работоспособность очень редко. Лишь в тех случаях, когда влияющие факторы многократно превышают степень защиты, особенно у тех моделей, у которых управляющие цепи выходят на внешние разъёмы радиостанций и имеют гальваническую связь с процессором, то есть при попадании в эти цепи высоковольтных импульсов. У VX-2R особенностью неисправностей является нарушение контактов перемычек между панелью SW UNIT и MAIN UNIT. При попадании влаги на плату MAIN UNIT, что касается всех радиостанций, происходит ряд неисправностей, в числе первых распрограмирование энергоемкой памяти центрального процессора, пробой низковольтных стабилизаторов напряжения +3V +5V и, как правило, множественные обрывы проводников и переходных контактов многослойного печатного монтажа. Если вовремя не просушить радиостанцию, то окислы постепенно разъедят проводники и переходы вплоть до полной неремонтопригодности радиостанции. Это касается всех моделей радиостанций. Особенно часто этому подвергаются носимые радиостанции, при резкой смены температуры в зимнее время. Чтобы избежать этих нежелательных неисправностей радиостанцию нужно хорошо просушить горячим воздухом, феном. У мобильно-базовых радиостанций свои особенности неисправностей. Начиная с цепей питания, следует обратить внимание на исправность защитного стабилитрона, «роль» которого выполняет P6KA18. Если радиостанция питается от бортовой сети автомобиля, то, как нам известно, в этой сети возникают импульсы высокого напряжения, от электронных коммутаторов и катушки зажигания, от плохого контакта в пусковом механизме стартера, при запуске двигателя и т.д. Пробой этого стабилитрона происходит также и при ошибочной переполюсовке при подключении радиостанции. Радиостанции VX-3000 имеют выход управляющих цепей соединяющихся с внешними разъемами J1004 и MIC UNIT. Эти цепи имеют гальваническую связь с центральными процессорами и аудиопроцессорами и, хотя они защищены от статического напряжения диодными матрицами, включенными между цепью и корпусом радиостанции, все равно при очень высоковольтных импульсах происходит пробой, чаще всего аудиопроцессора.


Причины, проявляющиеся при этом, следующие:
1.Отсутствие девиации, т.к. в аудиопроцессоре находятся каскады усиления, компрессии и автоматической регулировки усиления сигнала поступающего от микрофона.
2. Отсутствие сигнала в тракте предварительного УНЧ приемника.
3. Индикация двух каналов одновременно на фронтальной панели радиостанции является признаком неустраняемой неисправности центрального процессора.

Причины, при которых меняются выходные каскады у передатчиков, таковы:

  • Нет радиоизлучения в антенне, и, как правило, маленький радиус радиообмена.
  • Слабый ток при включении передатчика


Особенность замены выходного каскада у радиостанций VX-2000 такова, что производитель VERTEX STANDARD изменил схему включения выходного каскада и заменил микросборку М 57741 микросборкой RA30H1317. Эта микросборка с большим коэффициентом усиления и с лучшими динамическими показателями и в связи с этим были исключены следующие каскады из схемы:
Q1014
Q1015

Схема автоматической регулировки напряжения питания первого каскада, микросборки М57741. Исключён предоконечный каскад передатчика Q1018, который является буферным каскадом этой микросборки. При замене выходного каскада VX-2000, обязательно регулируется мощность и устанавливается согласно техническим данным Hi 25W и Lo 5W соответственно потенциометрам VR1002 и VR 1003. У радиостанций VX-2500 это делается программно. Все радиостанции последнего выпуска запрограммированы последней версией программного обеспечения, и, поступают на нашу фирму не позднее 30 дней со дня выпуска. Замена выходного каскада у репитера VXR-9000 требует более тщательного подхода. При длительной передаче, особенно, если репитер используется в транкинговых сетях, стоки полевых транзисторов выходного каскада нагреваются до температуры плавления припоя. Поэтому, при замене транзисторов, необходимо менять обычный припой тугоплавким, предварительно тщательно удалив старый. Следует обратить внимание, что поверхность истока и контактной пластины, между истоком и радиатором, имеют высокий класс обработки, т.к. исток является одним из трёх электродов транзистора и имеет гальваническую связь с минусом источника питания (корпусом), через который течет ток порядка 8 Ампер, в этом месте не наносится теплопроводная паста. Наиболее сложными по своим многофункциональным возможностям и схемотехнике являются радиолюбительские трансиверы. Входные цепи питания надёжно защищены, что не влечет за собой серьезных последствий даже при переполюсовке напряжения питания (радиостанция просто не включается). При пробое защитного стабилитрона не поступит команда на включение питающего напряжения к схеме трансивера. Здесь также ведется контроль над понижением питающего напряжения центральным процессором. Были случаи, когда электронные ключи включения трансивера были пробиты входным напряжением, это Q3040, Q3007, Q3005, но при их замене работоспособность трансивера восстанавливалось. Причиной резкого ухудшения чувствительности приемника FT-897, FT-857, в большинстве случаев происходила из-за утечки тока через транзистор Q 3027 (включение TX), который замыкает входную цепь приемника на корпус через диод D3018 при включении передатчика. Это происходит по причине попадания высоковольтных электромагнитных импульсов (грозовых разрядов) во входную часть приёмника через антенный разъём.

Этот вопрос часто задают неаккуратные пользователи техники гражданского диапазона. Проблема встречается достаточно часто и требует широкого освящения. Ремонт этой неисправности достаточно прост и выполнить его может любой знакомый с паяльником пользователь.

Переполюсовка, это одна из самых частых проблем возникающих у начинающих и даже опытных пользователей гражданского диапазона, решившихся на самостоятельную установку оборудования связи в автомобиль. Проблема заключается в том, что по невнимательности или не на трезвую голову радиостанция подключается к источнику питания в обратной полярности, не (+) к (+), и (–) к (–), а наоборот. При этом сгорает предохранитель находящийся на плюсовом проводе питания. При попытке заменить его запасным, он так же сгорает. Особо одаренные заменяют предохранитель жучком и сгорает уже предохранитель в цепи проводки автомобиля. Как правило, уже это отрезвляет незадачливых экспериментаторов и после этого рация сдается в ремонт.

Однако следует помнить, что подобная неисправность является следствием грубого нарушения правил эксплуатации радиостанции и гарантия на подобные вещи не распространяется! А поскольку гарантии нет, то лезть внутрь станции можно без всяких преград.

Давайте разберёмся, почему происходит поломка, и зачем лезть внутрь станции, если по логике вещей нужно просто заменить предохранитель?

На самом деле, все несколько хуже, чем представляется. Из соображений экономии или из заботы о ремонтниках, производитель ставит внутрь станции диоды не вполне соответствующие требованиям защиты от переполюсовки. Далее, все иллюстрации и фотографии я буду приводить на примере рации MegaJet MJ-600. Однако подобный способ защиты станции используется в 90% раций и, поняв принцип, можно легко чинить эту неисправность и в других станциях.

Взглянем на схему. Нас интересует цепи питания по входу радиостанции. Находим коннектор CN2, а рядом с ним защитный диод D20, промаркированный как 1N4002.

Как видим, диод включен так, чтобы при нормальном включении, катод к (+), анод к (–) ток через него не шел. Однако, если мы поменяем полярность, через диод потечет ток, причем, сила тока будет сильно выше той на которую он рассчитан.

Обратимся к технической документации на диод 1N4002.

Как видно, максимальный ток через диод составляет всего 1A, а предохранитель станции мощностью 8-10 ватт, обычно 3А. Если через диод потечет ток больше его номинала, то произойдет пробой полупроводника и полупроводник станет проводником, проще говоря, перемычкой. В результате этого ток в цепи превысит 3A и сгорит уже предохранитель на кабеле. Естественно, замена предохранителя на новый, без ремонта приведет к сгоранию и нового предохранителя.

Что же делать? Нужно просто заменить защитный диод.

Открываем радиостанцию, для MegaJet MJ-600 снять придется обе крышки, и найти защитный диод на плате. Как правило, он находится недалеко от места соединения проводов питания с платой.


Необходимо выпаять старый диод из платы и на его место впаять аналогичный либо рассчитанный на больший ток, к примеру, 5-7A, в таком случае при следующей переполюсовке предохранитель сгорит раньше диода и внутрь станции можно будет не лезть.

Еще один вариант защиты, это не параллельное включение диода, а последовательное, до фильтрующей емкости.

В этом случае лучше всего использовать диод Шоттки на ток в 3-5А больший пикового потребления станцией во время передачи. Можно поставить и обычный диод, однако диод Шоттки лучше, поскольку падение напряжение на нем меньше, что поможет не потерять драгоценные вольты напряжения питания станции, а следовательно и выходную мощность. При неправильном подключении рация просто не включится. Еще один бонус такого включения, это существенное снижение «воя» от генератора двигателя, если он имеет место быть.