Ламповый унч на гм 70. Типовые рабочие параметры

Лампа применялась в радиопередатчиках коротковолнового диапазона амплитудной модуляции для управления уровнем выходного сигнала путем изменения напряжения на аноде выходной генераторной лампы (анодная модуляция).

Лампа применялась также в трансляционных усилителях, например ТУ-5-3.

Самодельные конструкции

Лампа нашла широкое применение в самодельных конструкциях усилителей низкой частоты как концертного назначения, так и предназначенных для высококачественного звуковоспроизведения. Преимущества лампы: низкое внутреннее сопротивление, высокая выходная мощность (до 15 Вт в классе А, до 40 Вт в классе А2 и до 170 Вт в классе В2), линейные вольт-амперные характеристики.

Прозвища лампы

«Королева триодов» - названа радиолюбителями за высокую мощность и линейность характеристики, а также за внешнюю красоту.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "ГМ-70 (лампа)" в других словарях:

    Общего назначения (230 В, 60 Вт, 720 лм, цоколь E27, габаритная высота ок. 110 мм Лампа накаливания электрический источник св … Википедия

    Лампа чёрного света, или лампа Вуда, (англ. Black light, Wood s light) лампа, излучающая почти исключ … Википедия

    Лампа: В Викисловаре есть статья «лампа» Лампа (Чили) исп. Lampa) … Википедия

    Лампа чёрного света Лампа чёрного cвета, или лампа Вуда, (англ. Black light, Wood s light) лампа, излучающая почти исключительно в наиболее длинноволновой («мягкой») части ультрафиолетового диапазона и практически не дающая видимого света.… … Википедия

    Лампа чёрного света Лампа чёрного cвета, или лампа Вуда, (англ. Black light, Wood s light) лампа, излучающая почти исключительно в наиболее длинноволновой («мягкой») части ультрафиолетового диапазона и практически не дающая видимого света.… … Википедия

Валяющийся корпус от неустроившего меня по звуку ГМ-70 (см мою публикацию http://сайт/?p=154) долго раздражал меня, пока я наконец не взялся его переделать. От идеи вместить все детали в этот ящичек я на этот раз отказался и собрал анодный блок питания и блок питания накала на отдельном шасси. Трансформатор был взят тороидальный 800 Вт от ANTEK. Вот схема анодного питания ГМ-70 и питания каскада раскачки на 6П6С:

На этот раз я отказался и от кенотронов, так как газотроны и 6Д22С – это хуже любых диодов, а пригодные для звука кенотроны необходимого для ГМ-70 напряжения не держат.

Вот схема УНЧ канала:

Posted in , / Tagged , /


style=”border:0px;” alt=”hit counter”>

(Добавлено позднее – есть более удачные конструкции на этой лампе – см посты – это тоже однотакт, и – двухтакт – посмотрите!)

Эпиграф: Пс 126.1 “…Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его…”

После двух с лишним лет работы над этим проектом наконец удалось довести его до первого “промежуточного финиша”. Долгое время не удавалось решить основную проблему – устранение фона переменного тока.
Первое прослушивание было в комбинации с колонками Магнат 709. Конечно, первое, что отличает звучание этого усилителя от остальные ранее сделанных мною проектов – это великолепное воспроизведение басов. Ну и как все однотактные усилители – очень чистая середина, детальность не теряется даже на громкости близкой к максимальной (18 Ватт). Но в конечном итоге, и дизайном, и звучанием усилителя я остался не совсем доволен…. Трудов затрачено много, а получилось мало…. Отсюда и эпиграф. Как тут не вспомнить Титаник!

История развивается по спирали. Пришло время создать ламповый усилитель. Это оказалось совсем не просто. Нужно было отключить внутри себя постулаты транзисторного видения мира, перестроить все под ламповое. Знания под черпнуть практически негде: книги по лампам в основном ушли на мусорку. Пришлось лопатить инет. Примерно год ушло на поиски знаний и приемлемой схемы для повторения.

Вначале хотел сделать А класс на 2 6П3С в параллель но отверг эту схему. Подумал 6 ватт маловато будет. Потом попалась схема Манакова 6Э5П – ГМ 70 23 ватта А класса. За глаза. Трудности начались где и не предполагал.1 где найти ЖЕЛЕЗО. Ноги привели меня в самый старый кинотеатр города. Оказалось что жив курилка.В подвале лежали и ждали меня ламповые усилители ЛОМО У 013 (надпись на шильде). 2 такт на 6Р3С. Небритый электрик отпустил мне их целых четыре штуки и еще 5Ц3С целую коробку. От счастья дыхание спирало. Железа наскручивал оттуда кг 30. Изготовленный выходной транс пропустил 35 кГц без спада.Изготовил его из двух Ш пластин поставленных друг на друга, идею позаимствовал у Демченко. Витки пропитал мазью из воска, сваренного с трансформаторным маслом (додумался сам). Сечение железа 18 см кв. вес 7.5 кг. Вот посмотрите:

Следующая проблема панелька под гм-ку – нету и не предвидится.Я решил ее по своему: из нержавейки выточили фланец в котором винтом- штифтом фиксируется юбочка лампы,

сам фланец крепится на верхней панели корпуса,а контакты вынуты из мощного военного разъема и сверлом доведены до нужного диаметра.

По мере того как я набирался знаний по ламповой науке я решил что разделительный конденсатор хуже чем разделительный транс. Тут мне попалась схема А. Шалина Любезно выложенная для всеобщего обозрения:

А надо сказать очень лаконичная.Я выудил из сети порядка 20 схем на ГМ 70 и 211 лампах но схема Шалина как то сразу понравилась,я решил на ней и остановиться, связавшись с ним выспросил как устроен межкаскадный транс, изготовил его по его рекомендациям. За что ему большое спасибо. Из театрального железа полоса по уровню -3дб получилась 8Гц 38кГц:

Накал ГМ 70 питается от тора. В магазине электротоваров можно найти торы для подсветки витрин галогенными лампами 12в

В этом трансе 200 W в 2 провода намотано 12 в. Минимальная переделка и у вас 20в с идеальной средней точкой.
Анодное ГМ70 питается от ТС180 фотографировать его? Сделано оно по схеме удвоения на 5Ц3С. К каждому кенотрону по емкости 20 мкф*500в, добытые из тех усилителей потом 2 емкости в параллель

дроссель 10 Гн 12.5 см железа почти как половина выходного и главная емкость МБГВ 200мкф*1000 в. В справочнике по емкостям про нее сказано, что она хорошо работает в импульсном режиме,что и послужило предпочтением в выборе. Собственно содрал я это питание опять у Демченко, в схеме его?онгаки? .Хотя тупо повторять ее нельзя, там неправильно подключен один кенотрон. Сеточное смещение тут все просто 4 шустрых диода, П фильтр, правда тут уже электролиты и не БГ, негде их взять. Но хоть зашунтированные К40У9 . а дроссель самый простой из телека 5- 0.08 .Со знаком качества. Да и еще резистивный делитель для регулировки смешения. С питанием ГМ вроде все.
Теперь 6Э5П ее питает свой трансформатор по железу аналогичный межкаскадному, даже жалко его туда тратить, уж больно хорошее. анодное по схеме как сеточное у ГМ 70 .накал со средней точкой. Тут все просто.Сколько пришлось пересмотреть схем чтобы это просто сказать.
С тяжелыми вещами покончено.Хотя есть еще один трансик.О нем я расскажу попозже.
Весу с корпусом на один канал набралось 28 кг. Я бы порекомендовал начать построение усилителя именно с корпуса. Потому как монтаж на фанерке зачастую на ней и заканчивается, если еще и электротравмы с близкими не случатся.
Вот как это выглядит перед покраской.

Сверху усилителя расположил выходной транс. Он закрыт большим цилиндром из нержавейки (из хозтоваров- контейнер для продуктов) под маленьким разделительный транс (кружка с оторванной ручкой) и еще МБГВ, к нему я припаял 2 уха для крепления.

Громкость я сделал на автотрансформаторе. Железо,если его можно так назвать взято из киповского усилителя на 2 лампах.

оно оказалось пермаллоем и пропустило полосу линейно до 55 кГц дальше генератор у меня не генерирует. П железо 1,2 см стержневого типа.

На 2 катушках разместилось 5500 витков 0,1 с отводами на 12 положений переключателя.35 Гн индуктивность обмотки.У нас в городе есть центр сертификации там в лаборатории есть прибор меряющий слоновьи Гн так вот шоколадку и туда. Мерить. Это подсказка где найти L метр.

История развивается по спирали. Пришло время создать ламповый усилитель. Это оказалось совсем не просто. Нужно было отключить внутри себя постулаты транзисторного видения мира, перестроить все под ламповое. Знания под черпнуть практически негде: книги по лампам в основном ушли на мусорку. Пришлось лопатить инет. Примерно год ушло на поиски знаний и приемлемой схемы для повторения.

Вначале хотел сделать А класс на 2 6П3С в параллель но отверг эту схему. Подумал 6 ватт маловато будет. Потом попалась схема Манакова 6Э5П - ГМ 70 23 ватта А класса. За глаза. Трудности начались где и не предполагал.1 где найти ЖЕЛЕЗО. Ноги привели меня в самый старый кинотеатр города. Оказалось что жив курилка.В подвале лежали и ждали меня ламповые усилители ЛОМО У 013 (надпись на шильде). 2 такт на 6Р3С. Небритый электрик отпустил мне их целых четыре штуки и еще 5Ц3С целую коробку. От счастья дыхание спирало. Железа наскручивал оттуда кг 30. Изготовленный выходной транс пропустил 35 кГц без спада.Изготовил его из двух Ш пластин поставленных друг на друга, идею позаимствовал у Демченко. Витки пропитал мазью из воска, сваренного с трансформаторным маслом (додумался сам). Сечение железа 18 см кв. вес 7.5 кг. Вот посмотрите:

Следующая проблема панелька под гм-ку - нету и не предвидится.Я решил ее по своему: из нержавейки выточили фланец в котором винтом- штифтом фиксируется юбочка лампы,

сам фланец крепится на верхней панели корпуса,а контакты вынуты из мощного военного разъема и сверлом доведены до нужного диаметра.

По мере того как я набирался знаний по ламповой науке я решил что разделительный конденсатор хуже чем разделительный транс. Тут мне попалась схема А. Шалина Любезно выложенная для всеобщего обозрения:

А надо сказать очень лаконичная.Я выудил из сети порядка 20 схем на ГМ 70 и 211 лампах но схема Шалина как то сразу понравилась,я решил на ней и остановиться, связавшись с ним выспросил как устроен межкаскадный транс, изготовил его по его рекомендациям. За что ему большое спасибо. Из театрального железа полоса по уровню -3дб получилась 8Гц 38кГц:

Накал ГМ 70 питается от тора. В магазине электротоваров можно найти торы для подсветки витрин галогенными лампами 12в

в этом трансе 200 W в 2 провода намотано 12 в. Минимальная переделка и у вас 20в с идеальной средней точкой.

Анодное ГМ70 питается от ТС180 фотографировать его? Сделано оно по схеме удвоения на 5Ц3С. К каждому кенотрону по емкости 20 мкф*500в, добытые из тех усилителей потом 2 емкости в параллель

дроссель 10 Гн 12.5 см железа почти как половина выходного и главная емкость МБГВ 200мкф*1000 в. В справочнике по емкостям про нее сказано, что она хорошо работает в импульсном режиме,что и послужило предпочтением в выборе. Собственно содрал я это питание опять у Демченко, в схеме его?онгаки? .Хотя тупо повторять ее нельзя, там неправильно подключен один кенотрон. Сеточное смещение тут все просто 4 шустрых диода, П фильтр, правда тут уже электролиты и не БГ, негде их взять. Но хоть зашунтированные К40У9 . а дроссель самый простой из телека 5- 0.08 .Со знаком качества. Да и еще резистивный делитель для регулировки смешения. С питанием ГМ вроде все.

Теперь 6Э5П ее питает свой трансформатор по железу аналогичный межкаскадному, даже жалко его туда тратить, уж больно хорошее. анодное по схеме как сеточное у ГМ 70 .накал со средней точкой. Тут все просто.Сколько пришлось пересмотреть схем чтобы это просто сказать.

С тяжелыми вещами покончено.Хотя есть еще один трансик.О нем я расскажу попозже.

Весу с корпусом на один канал набралось 28 кг. Я бы порекомендовал начать построение усилителя именно с корпуса. Потому как монтаж на фанерке зачастую на ней и заканчивается, если еще и электротравмы с близкими не случатся.

Вот как это выглядит перед покраской.

Сверху усилителя расположил выходной транс. Он закрыт большим цилиндром из нержавейки (из хозтоваров- контейнер для продуктов) под маленьким разделительный транс (кружка с оторванной ручкой) и еще МБГВ, к нему я припаял 2 уха для крепления.

Громкость я сделал на автотрансформаторе. Железо,если его можно так назвать взято из киповского усилителя на 2 лампах.

оно оказалось пермаллоем и пропустило полосу линейно до 55 кГц дальше генератор у меня не генерирует. П железо 1,2 см стержневого типа.

На 2 катушках разместилось 5500 витков 0,1 с отводами на 12 положений переключателя.35 Гн индуктивность обмотки.У нас в городе есть центр сертификации там в лаборатории есть прибор меряющий слоновьи Гн так вот шоколадку и туда. Мерить. Это подсказка где найти L метр.

И охота Вам, коллега, пугать народ такими ВАХами!
Вот настоящие её ВАХи, за что её и полюбили!


А если не верите выложенной мной ВАХе - откройте ВЕСТНИК АРА №4, стр.42. Там - практически снятая ВАХ ГМ-70.


И сравните её с выложенной мной.
Пермяк

Подтверждаю слова коллеги ZXS.
У меня была эта сАмая миллиметровка с ВАХами ГМ-70, напечатанная типографией, а не копия. Подарил от бесполезности имения таких ВАХ и ламп тоже.
И в справочнике Гурлева на стр.514 весьма схожая есть тоже, только не такая мелкая сетка.
По правде говоря, ни разу не слышал сколь-нибудь пристойного звучания усилителя на этой лампе.
Терпимо получалось у Алексея Губина, но не хайэндно.
Специально глянул в Кацнельсона: абсолютно совпадает и с моим Гурлёвым (1966 г), и с мелкой миллиметровкой (это самый точный вариант - он из отраслевого справочника взят).
Кацнельсон отличается от Гурлёва немного масштабом клеток.
меня есть и этот журнал тоже. Я ещё в те времена был удивлён таким расхождением журнальной и нескольких имеющихся у меня справочных ВАХ на ГМ-70.
Разумеется, я о журнале помню.
Однако, в журнале приведена частная ВАХ, как я понимаю, а не усреднённая по репрезентативной выборке, как это делают обычно в справочниках. Кроме того, возможно, речь идёт в справочниках о ГМ-70 с медными анодами, а в А.Р.А. - о графитовых.
Касательно спиральной нити накала ГМ-70 тоже есть смысл упомянуть.
Звенит она недопустимо. Своего рода линия задержки для пружинного ревербератора. Это и слышно, и видно даже без включения в схему.
Уж не говоря про довольно высокое внутреннее сопротивление, как и у всех высоковольтных ламп...
Поэтому, в частности, Александру Тариму не удалось «даже» с выходными трансформаторами от Бертолуччи получить более или мене терпимого результата в те сАмые годы, когда ГМ-70 была в фавОре.
Возили тот усилитель (Еллоу сингл, кажется) по всей Москве в поисках подходящих АС для него, но тщетно...
Это так, к слову. Поэтому мне не очень понятен такой ажиотаж вокруг...
wizard

Стр.182,наверное у меня другой Гурлев.


С уважением. Александр Улановский.

Коллеги, чтобы проверить истинность ВАХов, посмотрите на точку Ua=950В, Ug=85В. Ток при этом должен быть около 120мА (проверено экспериментально не на одной лампе и в разные годы). Все остальные «ВАХи» фтопку
Tommy

Транс под ГМ-70
Железо на вых УШ40х60 без перемычек Ш пластины встык,зазор не помню,кажеться 0,4мм. Первичка 6 секций 3500в диам 0,41, вторичка 15 секций по 135 в параллель диам 0,56. Rа=5600 Ом Ri=1400 Ом.
Больше 110 Вт не советую-итак зимний усилитель получается. И еще- Гм-70 лампа с хорошим звуком но не у всех экземпляров. Требуется длительная тренировка. Бывает что причина неважного звука и нестабильной работы втом что окисляются контакты которыми соеденяются толстые и надежные внешние выводы с тонкими выводами на баллоне.Можно аккуратно разобрать цоколь и заменить окислившиеся контакты подходящими гнездами из разъемов РШ



Конкретно на этой картинке ГК71 без цоколя

без юбки

Лудить выводы можно, используя в качестве флюса лимонную кислоту,обычным припоем.
И на них медные трубочки.

> А пробовал кто ГМ ки с мет. анодами?

> Валяются с десяток, но геттер у них не очень...

Есть априорное подозрение, что они будут звучать лучше и медных и графитовых
Шалин

Изготовление панелек для ГМ-70
Берём панель(керамика) от 6С33С.
Отломать обжимающие контакты. Лепестки можно оставить для
дополнительного монтажа деталей.
Нужны панели от ГУ50 старого типа(я использовал 1963 года).
У них контакты втулки разрезные. В прорезях жёсткие обжимающие
проволочки.Их выдавить ножовочным полотном и выдернуть.
Переставляем в панель 6С33С. Благо в контактах есть резьба и гайки.
Юбку у ГМ70 убрать(что тоже хорошо).
Получается надёжная панель без всякой алмазной обработки.
И с учётом контактного безобразия в ГМ70 собранная панель
получается идеальная для ЗВУКА!
Да,добавлю.
Контакты нужно оставлять прослабленными.
Иначе можно повредить лампу.
Дим Димыч

> Друзья, так тогда может быть можно и у ГМ-70 накал уменьшить и таким образом тоже с

> фоном побороться?

Я пробовал с 6С4С, и СО257, при меньшем накале, действительно фон меньше.
Но и звук тоже, меньше, и хуже.
Пронин

Я уменьшал накал ГМ70 до 13 вольт. Фон конечно поменьше, но почти втрое вырастает внутренее сопротивление (4 ком), так что ничего хорошего из этого не вышло.
Шалин

Спасибо за инфу! Понятно.... но вообще-то странно. Я в 2000-м году проводил эксперименты с разными топологиями усилков, в том числе и с ГМ-70. Я сразу выбрал двухкаскадную топологию и собрал макет. И что запомнил и я, и те, кто слышал опытный усилитель - звук был ОЧЕНЬ хороший. Люди говорили, что никогда такого не слышали... специально приходили посмотреть на этого «монстра». Я слушал усилок где-то полгода, с декабря по начало июня, а потом разобрал, так как летом пользоваться этим «калорифером» было невозможно, жрал он более 300 ватт (класс А, как-никак). Но это была единственная причина, по которой этот усилок был разобран, если бы он меньше грелся - я бы и сейчас его слушал. Так что мне непонятно, как можно собрать на ГМ-70 плохой усилитель, до сих пор непонятно, кстати. Лампа-то - СУПЕР! Я думаю, что лучшая советская выходная лампа. Точнее - есть две лучших - она и 6С33С.
Deemon

Основное достоинство звучания ГМ70 - великолепный мидбас. То есть область от 80 гц до 200 гц. Там она себе равных практически не имеет. Верхняя середина и верх даются этой лампе неоднозначно. Зачем вы хотите пустить её на верха?!
Шалин

Закончил месяц назад усилитель на ГМ-70. Двухкаскадный, все связи трансформаторные. На входе- трансформаторный аттенюатор. Напряжение питания 1050 в. Честной мощности - 27 Вт. Первый каскад-на 2х 6С45П. Конденсаторы в блоке питания металлопленочные, с электролитами - барахло. Если есть интерес- расскажу подробнее, отправлю фото.
Rezvoy,Chelabinsk

Трансформатор для ГМ-70 требует отдельных размышлений.Если хочешь получить хорошее демпфирование и возможность работы в А2 выбираешь Rа=10кОм-звук несколько заторможенный,бас жирный.Выбираешь Rа=5,6кОм-звук динамичный,бас сухой и собраный. Себе я оставил второй вариант,а заказчику больше понравился первый да еще и с электролитами. Насчет драйвера я согласен с Вами-основная сигнатура звука определяется именно драйвером.
Rezvoy

В моем случае Rа было 12 кОм, динамика была неважной.


Удивительно ГМ70 - непревзойденная по динамике и энергетике лампа (хотя у нее есть и свои недостатки), думаю что с Ra это не связано, мы обычно делали Ra = 6 - 8 КОм. Проблема, видимо, в другом.
Tommy

В Новосибирске в 50-х делали очень интересный клон ГМ70. Аноды были и не медные и не графитовые
Шалин

Такое фото у меня есть.
плохо,но видно, что анод и не медный и не графитовый.
Очень смахует на
Шевелёв Денис

Да, интересная разновидность ГМ70. Только не Новосибирская, а Ташкентская У меня были с медным анодом, там явно было видно - медь.
Alex_lv

Там применяется ТРИметал, какой не помню, могу спросить.
ГМ-ки с метал. анодом не пошли в серию, т.к. не давали наработки (по часам), метал. анод пытались сделать из экономии, когда кончилась возможность применять графитовые анода.
Комбинат поставщик графитовых анодов дал закрыт.
AlexKorotov

А вот чего не любит торированный катод ГМ-это недонакала. А звучит она лучше при перенакале,по опыту скажу что 21-21 ,5В ей не вредят,но стабилизатор тут обязателен.
С уважением!
Александр
Rezvoy

> Кстати, заодно спрошу у спецов по поводу выходников на ГМ70?

> Каккой у кого опыт по девайсу данному имеется?

Сложный транс. Большая амплитуда напряжения при сравнительно малой амплитуде тока. Очень критична емкость трансов. Невозможно (я считаю что и не нужно) следовать Визардовским рекомендациям. Оптимальная нагрузка 5,6-8 кОм. Не слышал чтобы при большей была нормальная динамика. Вывод- сечение 32-40 см2, 4е секции первички и 3 вторички.
Rezvoy

Наработка ГМ70...


Всего около года протянула
Т.е. менее 1000 часов.
ГМ-ки отборные.


Кстати, схема компенсации фона (о которой я писал), перестала толком работать (т.е. настраиваться) примерно за 2-3 для до кончины...
Alex Korotov

А вообще медные играют зажато с провалом в середке. Только не просите разъяснений, я думаю что наступает момент истины: лампа по характеристикам одна, что медь что графит а звук у них координально разный. Слухи что медь лучше появляются по тому что этих ламп в разы меньше графитовых.
Александр Шумилов

Верно, по моим наблюдениям графитовые лучше, как ни странно
Tommy

Графитовые лучше.. хотя бы тем,что их не ведёт при перегрузе анода по рассеиваемой мощи.
Manowar

ВАХ и в «Вестнике» довольно хорошо совпадают с графитовыми ГМ70, с которых, видимо, и были сняты.
А вот насчёт звука - да, прямотыком получить хороший (ожидаемый от ТАКОЙ-то лампы!) звук с ГМ70 не удаётся. Но это проблема отнюдь не ВАХов.
Шалин