Теплоход беломорье. Единственное на белом море пассажирское судно завершило навигацию

Беломорско-Балтийский канал, имеющий протяженность 227 километров, соединяет Онежское озеро и Белое море. Он сократил водный путь из Ленинграда (ныне – Санкт-Петербурга) в Белое море на 4 000 км. Трасса канала проходит по очень живописной скалистой и лесистой местности.

Свое начало Беломорканал берет у старинного города Повенец, расположенного на берегу Повенецкого залива Онежского озера в северной его части, и выходит в Сорокский залив Белого моря.

Канал был открыт в 1933 году. Его построили в рекордно короткие сроки – за 1 год и 9 месяцев. Основная масса строителей – заключенные. В тяжелейших условиях, независимо от капризов погоды, они вручную прокладывали трассу через леса и топи, гранитные скалы. При строительстве канала использовались в основном местные материалы – дерево, камень, грунт. А инструментом служили кирка да лопата, да простейшие средства механизации – тачки, бревна-рычаги и деревянные краны.

Первым судном, прошедшим по трассе Беломорско-Балтийского канала, был пароход «Анохин» с членами правительственной приемной комиссии – И.В.Сталиным, К.Е.Ворошиловым, С.М.Кировым, Г.Г.Ягодой.

После ввода Беломорско-Балтийского канала в строй часть заключенных была переброшена на строительство канала Москва – Волга.

Сильно пострадал канал в годы Великой Отечественной войны. Работы по его восстановлению завершились в 1947 году.

Питается Беломорско-Балтийский канал от рек, впадающих в него, и двух водохранилищ.

Южный склон канала – «Повенчанская лестница», берет свое начало у Повенца. Он включает в себя 7 шлюзов (шесть из которых двухкамерные) и проходит по долине речки Повенчанки. Суда с помощью семи шлюзов поднимаются на общую высоту 72 метра.

От седьмого шлюза начинается водораздельный бьеф. Его длина – 25 км. Бьефом служит подпертое с обеих сторон и превращенное в водохранилище озеро Воло. В него впадает сток Хижозера, которое строители также превратили в водохранилище.

Далее, начиная от шлюза N8, суда преодолевают 11 «ступенек» северного склона с помощью которых опускаются почти на 103 метра, на уровень Белого моря. Здесь трасса канала проходит по реке Телекинке, озеру Выг и реке Выг. За шлюзом N19 у города Беломорска канал соединяется с Сорокской губой Белого моря.

Большинство шлюзов Беломорско-Балтийского канала построено на скальном основании.

Длина искусственного канала составляет 43 км, на всем остальном протяжении (184 км) Беломоро-Балт включает в себя ряд озер, водохранилищ и шлюзованных рек.

На канале возвели 19 шлюзов, 15 плотин, 12 водоспусков, 49 дамб и другие гидротехнические сооружения. По каналу, навигация на котором продолжается с середины мая до конца октября, днем и ночью идут грузовые и пассажирские теплоходы, баржи.

Кроме судоходного, Беломорско-Балтийский канал имеет и энергетическое значение (в послевоенные годы на его трассе было построено шесть гидроэлектростанций, использующие перепад воды искусственных водохранилищ).

С мая 2016 года пассажирское судно перевозит жителей прибрежных населённых пунктов и туристов.

В последнем рейсе «Беломорье» доставило 30 человек в Пушлахту Приморского района. Обратно в областной центр прибыло всего четверо. Как и в предыдущие годы, «Беломорье» раз в неделю выходило в море: по чётным - вдоль Зимнего берега, по нечётным - вдоль Летнего. Всего за навигацию 2016 года выполнено 20 рейсов по двум маршрутам: Пертоминск - Лопшеньга - Летняя Золотица - Пушлахта и Зимняя Золотица - Ручьи - Майда - Койда. Перевезено 775 пассажиров.

По данным ИА «Регион-29» , в этом году «Беломорье» выходило и на линию Архангельск - Соловки. Напомним, что до 2010 года с этой задачей успешно справлялся северодвинский теплоход «Алушта». Пожар, случившийся в доке «Красной кузницы» навсегда вывел его из состава действующего флота.

Попытки заменить «Алушту» пока не увенчались успехом. Особой популярностью «Беломорье» так и не пользуется. За восемь рейсов на нём до Соловков отправились всего 70 туристов.

Пассажирский теплоход «Беломорье» появился на Белом море в 2000, после того, как лайнеры «Юшар», «Татария» и «Буковина» перестали выходить на маршруты по различным причинам.

«Кустарные» перевозки

Заменить относительно комфортабельные и специально для этого построенные пассажирские суда решили практически кустарным способом. По данным ИА «Регион-29» , тогда на самоходный плашкоут «Шипицыно» поставили два сорокафутовых морских контейнера, вырезали иллюминаторы, приладили койки в два яруса.

О каком-то комфорте - каютах и горячем питании тогда даже не говорили; грузовое судно получило новую профессию и новое имя. В начале двухтысячных предполагалось, что «Беломорье» в таком виде прослужит всего пару лет, до окончания строительства комфортабельного пассажирского судна, вместимостью 60-70 человек с удобными жилыми каютами, с хорошей скоростью, где предусмотрены успокоители качки и собственный катер, который бы доставлял пассажиров на берег.

Как рассказал один из пассажиров этого судна, первые участники путешествий на «Беломорье» очень скоро нашли ещё несколько «минусов». Плашкоуты строились не для морской волны: любая качка на нем утомляет даже бывалого моряка. Подход к населённому пункту - ещё одна проблема. Только в Пертоминске и в Койде были причалы, в остальных деревнях - высадка-посадка рейдовая. К борту теплохода подходили карбасы и казанки, пересаживали людей. Даже при небольшом волнении это опасно, а уж если разыгрался шторм, «Беломорье», не притормаживая, проходило мимо.


В эти выходные в порт Архангельск вернулся из последнего в этом сезоне рейса пассажирский теплоход «Беломорье». С мая 2016 года пассажирское судно перевозит жителей прибрежных населённых пунктов и туристов.

В последнем рейсе «Беломорье» доставило 30 человек в Пушлахту Приморского района. Обратно в областной центр прибыло всего четверо. Как и в предыдущие годы, «Беломорье» раз в неделю выходило в море: по чётным - вдоль Зимнего берега, по нечётным - вдоль Летнего. Всего за навигацию 2016 года выполнено 20 рейсов по двум маршрутам: Пертоминск - Лопшеньга - Летняя Золотица - Пушлахта и Зимняя Золотица - Ручьи - Майда - Койда. Перевезено 775 пассажиров.

По данным ИА »Регион-29», в этом году «Беломорье» выходило и на линию Архангельск - Соловки. Напомним, что до 2010 года с этой задачей успешно справлялся северодвинский теплоход «Алушта». Пожар, случившийся в доке «Красной кузницы» навсегда вывел его из состава действующего флота.

Попытки заменить «Алушту» пока не увенчались успехом. Особой популярностью «Беломорье» так и не пользуется. За восемь рейсов на нём до Соловков отправились всего 70 туристов.

Пассажирский теплоход «Беломорье» появился на Белом море в 2000, после того, как лайнеры «Юшар», «Татария» и »Буковина» перестали выходить на маршруты по различным причинам.

Заменить относительно комфортабельные и специально для этого построенные пассажирские суда решили практически кустарным способом. По данным ИА »Регион-29», тогда на самоходный плашкоут «Шипицыно» поставили два сорокафутовых морских контейнера, вырезали иллюминаторы, приладили койки в два яруса.

О каком-то комфорте - каютах и горячем питании тогда даже не говорили; грузовое судно получило новую профессию и новое имя. В начале двухтысячных предполагалось, что «Беломорье» в таком виде прослужит всего пару лет, до окончания строительства комфортабельного пассажирского судна, вместимостью 60-70 человек с удобными жилыми каютами, с хорошей скоростью, где предусмотрены успокоители качки и собственный катер, который бы доставлял пассажиров на берег.

Как рассказал один из пассажиров этого судна, первые участники путешествий на »Беломорье» очень скоро нашли ещё несколько «минусов». Плашкоуты строились не для морской волны: любая качка на нем утомляет даже бывалого моряка. Подход к населённому пункту - ещё одна проблема. Только в Пертоминске и в Койде были причалы, в остальных деревнях - высадка-посадка рейдовая. К борту теплохода подходили карбасы и казанки, пересаживали людей. Даже при небольшом волнении это опасно, а уж если разыгрался шторм, «Беломорье», не притормаживая, проходило мимо.


Теги: