Радиостанции си би диапазона. Полный список частот CB диапазона. CB радиочастоты Новой Зеландии

Практически по всему миру, начиная с 60х прошлого века диапазон частот 26-28МГц на вторичной основе (изначально, данный диапазон использовался как одна из «радиосвалок», участок диапазона для сброса помех промышленной и медицинской аппаратуры) был выделен для общения граждан. Процесс регистрации радиостанций для работы на гражданском диапазоне, в то время не требовал особого разрешения и был довольно прост в связи с этим снискал большую популярность, как разновидность бесплатного телефона.

Помните! На частотах гражданского диапазона, любой корреспондент имеет право вести любые переговоры не нарушающие текущего законодательства, этических норм и не создавай помех другим корреспондентам.

Любой участник радиообмена может запросить контроль (спросить как его слышно, где слышно и пр.). Реагировать на подобные запросы, по мере возможности, следует всегда вежливо.

Любой корреспондент в экстренной ситуации может подать сигнал бедствия.

Помните, что завтра в такой же ситуации можете оказаться и вы сами. Не стоит уподобляться примитивным и психически неуравновешенным людям, нарушающим этику связи или создающим разного рода помехи работе других корреспондентов.

В нашей стране использовать гражданский диапазон разрешили с начала 1989 года наложив, при этом на передающую аппаратуру жесткие ограничения, выходная мощность 0.5 Вт, каналы в «нулях» для АМ, а для ЧМ было выделено 10 особых каналов с шагом… 12.5 кГц (этим требованиям соответствовала, например, радиостанция «Урал-Фермер»).

Позднее требования к аппаратуре были смягчены и приближены к характеристикам зарубежных Си-Би радиостанций.

На данный момент, диапазон гражданской радиосвязи простирается от от 26.960 МГц до 27.855 МГц (сетки С и D), модуляции амплитудная (AM) и частотная (FM) и выходная мощность 10 ватт. До недавнего времени аппаратуру гражданам нужно было регистрировать передающую аппаратуру. С 1 ноября 2011 года в связи с вступлением в силу «Постановления от 13 октября 2011 г. N 837 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 12 ОКТЯБРЯ 2004 Г. N 539» ограничения для возимых радиостанций гражданского диапазона отменены.

Несмотря на отмену некоторых ограничений все еще действуют правила запрещающие использование, например, . Для минимизации собственного морального и материального ущерба следует помнить что:

Не законен! Однако, проверить его наличие, работоспособность и вынести вердикт вам о нарушении закона может только сотрудник РСКОМНАДЗОРа уполномоченный и компетентный в этих вопросах.

В случае обнаружения у вас усилителя уполномоченным лицом, можно попытаться «договориться» сославшись на закон о связи в котором указано, что любой гражданин может использовать любые частоты и работать любой выходной мощностью в экстремальной ситуации, если это требуется для сохранения чьей бы то ни было жизни или здоровья. Можно с уверенностью предположить, что в случае ДТП, находясь на окраине Москвы, Вы, к примеру, не сможете связаться с голой станции со службой 112, диспетчерская которой находится в центре.

Во всем мире гражданский диапазон поделен на каналы (фиксированные частоты связи) и сетки (каждая сетка содержит 40 каналов). Минимальная разница частоты двух ближайших каналов — 10 кГц. Каждая сетка занимает полосу частот в 450 кГц. Разница по частоте между одноименными каналами соседних сеток соответствует тем же 450 кГц. Всего существуют два частотных стандарта: российский и европейский (на жаргоне «нули» и «пятерки»), отличающиеся друга от друга только тем, что арифметическое значение частоты канала европейского диапазона всегда на 5 кГц выше российского (например, 20-ый канал сетки С – Россия находится на частоте 27.200 МГц, а тот же канал в европейском стандарте – 27.205 МГц).

Российская частотная сетка в современной аппаратуре как правило присутствует, но ей и пользуются весьма нечасто. Этот стандарт популярен в таких регионах как Белоруссия, Украина, Молдавия, Прибалтика, Польша. Очень часто в этом частотном стандарте работают «на даль» во время прохождений (вызывная частота 27.200МГц).В остальных случаях в гражданском диапазоне обычно работают в «пятерках».

Если в одном и том же канале один из корреспондентов работает в российском стандарте, а другой — в европейском, они будут принимать друг друга с сильными искажениями и только на небольшом расстоянии.

В гражданском диапазоне распространены также два вида модуляции (способа наложения звука на радиосигнал): амплитудная (АМ) и частотная (FM). Амплитудная модуляция сильно (где-то в полтора раза при прочих равных условиях) проигрывает частотной в дальности уверенной связи. На сегодняшний день во всем мире амплитудная модуляция в гражданском диапазоне применяется довольно редко. Пожалуй, её традиционно применяют только дальнобойщики. Повелось это еще с 50-ых годов, когда в Америке впервые была разрешена работа в гражданском диапазоне. Дело в том, что в те годы электроника сильно отставала от сегодняшней, и станций с частотной модуляцией просто не выпускалось. Прошло уже больше полувека, но традиция эта прочно укоренилась, невзирая на тот факт, что амплитудная модуляция весьма ощутимо проигрывает частотной по целому ряду факторов, как то дальность/качество связи, помехозащищенность и т.п. И по сей день американцы работают в AM.

Если в одном и том же канале один из корреспондентов работает в АМ, а другой в FM , они будут принимать друг друга с сильными искажениями.

Обычно, обозначая канал той или иной диспетчерской службы или группы частных лиц, принято указывать помимо его номера и сетки также частотный стандарт и вид модуляции. Например, 9 eC (FM ) (9 – номер канала, С – сетка, e – европейский частотный стандарт, FM – вид модуляции) – установленный во всем мире канал Службы Спасения. В этом канале можно передать информацию о правонарушениях, несчастных случаях, авариях, попросить помощи. У нас Служба Спасения (112) работает в этом стандарте лишь в некоторых городах и населенных пунктах. 15 e С(АМ) во всем мире считается каналом дальнобойщиков.

По материалам форума ci-bi.ru
Исправления, сокращения, дополнения – сайт

Если взять все диапазоны частот, которые используются в человеческой деятельности, можно разделить их на две большие группы:

  • частоты, передача на которых требует разрешения и лицензирования (например, частоты служб спасения, телевизионные, радиовещательные и т. д.);
  • частоты, на которых обычные граждане страны могут общаться без каких-либо лицензий и ограничений.

Здесь пойдёт разговор именно о второй группе. Её ценность состоит в том, человек, имеющий рацию, может просто включить её и передать своё послание другому человеку.

Немного технических деталей. Си-Би диапазон частот (или гражданский диапазон)находится на границе между короткими волнами (КВ) и ультракороткими волнами (УКВ). Соответственно, физические свойства распространения радиоволн Си-Би диапазона имеют сходство как с КВ, так и с УКВ: сигнал может передаваться как на большие расстояния с помощью отражения от ионосферы, так и пригоден для связи в прямой видимости.

Под этот диапазон выделены частоты 27 МГц.

Из-за тех же физических свойств сигнал Си-Би-диапазона имеет неплохую проходимость. Вот, ради примера, дальность радиосвязи между устройствами, имеющими различную мощность (базовые станции имеют наибольшую мощность, автомобильные поменьше, переносные ещё меньше):

  • между базовыми станциями с использованием отражения от ионосферы — практически не ограничена;
  • между базовыми станциями — 15—80 км;
  • между базовой станцией и автомобилем — 15—40 км;
  • между базовой станцией и портативной — 3—10 км;
  • между автомобилями — 5—15 км;
  • между автомобилем и портативной станцией — 2—7 км;
  • между портативными станциями — 1—5 км (не используется из-за низкого КПД).

На самом деле, есть ещё два диапазона частот, которые могут (с оговоркой на мощность рации) считаться безлицензионными: LPD (433 МГц) и PMR (446 МГц). Однако из-за более высокой частоты на этих диапазонах достигается относительно малая дальность связи. Рации с такой частотой производятся скорее для города: ими пользуются охранники, работники школ и т. п. Си-Би используется скорее для пересечённой местности, автомобилистов и т. п.

Применение в рациях гражданского диапазона

Для удобства пользования в радиостанциях частоты 27 МГц раздроблены на более мелкие значения (27.005 МГц, 27.015 МГц, 27.025 МГц, 27.035 МГц и т. д.). Эти частоты с шагом 10 кГц называются каналами. Каналы объединены в группы по 40 штук, называемые сетками.

Таким образом, пользователь рации либо вводит частоту, на которой хочет общаться, вручную, либо просто нажимает номер канала, и станция автоматически работает на нужной частоте.

Поскольку частотные характеристики каналов разных раций и в разных странах временами отличаются, сетки называются различными латинскими буквами (C, D и т. п.). Так, если вы знаете, какая сетка у рации вашего напарника по общению и по какому каналу он ожидает вас услышать, вы попадётё в точку. Так работают группы охранников или милиции: их рации имеют одну сетку и настроены на один канал. Они могут слышать и говорить друг с другом.

Есть специальные каналы:

  • 27.065 МГц (вызывной канал службы спасения. Почти не используется);
  • 27.135 МГц, (вызывной автомобильный канал. На нём общаются дальнобойщики и все, у кого есть радиостанция в автомобиле по всей России);
  • 27.140 МГц (частота для работы маломощных устройств с дальностью действия несколько десятков метров. Сейчас почти не используется);
  • канал 9 является каналом бедствия и безопасности;
  • канал 19 является международным каналом бедствия для чрезвычайных ситуаций.

Важно понимать, что есть европейская и российская сетка: российские частоты заканчиваются на ноль, европейские на пять. Фактически сетки сдвинуты относительно друг друга на 5 кГц. Российская сетка используется очень мало, и, если это не указано особо, все указанные частоты частоты следует принимать в европейской сетке с литерой С.

Радиолюбителю следует знать о рациях гораздо больше, чтобы уверенно и эффективно общаться. Однако здесь представлена вся основная информация о гражданском диапазоне. Успехов!

Си-Би - сокращение от «гражданский диапазон» (англ. CB, Citizen`s Band), принятое для обозначения безлицензионной, доступной всем гражданам радиосвязи на коротких волнах в диапазоне 27 МГц (в некоторых странах «CB» обозначает любой вид безлицензионной радиосвязи на любых свободных диапазонах).

Практически по всему миру, начиная с 60х прошлого века диапазон частот 26-28 МГц на вторичной основе (изначально, данный диапазон использовался как одна из «радиосвалок», участок диапазона для сброса помех промышленной и медицинской аппаратуры) был выделен для общения граждан. Процесс регистрации радиостанций для работы на гражданском диапазоне, в то время не требовал особого разрешения и был довольно прост в связи с этим снискал большую популярность, как разновидность бесплатного телефона.

Помните! На частотах гражданского диапазона, любой корреспондент имеет право вести любые переговоры не нарушающие текущего законодательства, этических норм и не создавай помех другим корреспондентам.

Любой участник радиообмена может запросить контроль (спросить как его слышно, где слышно и пр.). Реагировать на подобные запросы, по мере возможности, следует всегда вежливо.

Любой корреспондент в экстренной ситуации может подать сигнал бедствия.

Помните, что завтра в такой же ситуации можете оказаться и вы сами. Не стоит уподобляться примитивным и психически неуравновешенным людям, нарушающим этику связи или создающим разного рода помехи работе других корреспондентов.

В нашей стране использовать гражданский диапазон разрешили с начала 1989 года наложив, при этом на передающую аппаратуру жесткие ограничения, выходная мощность 0.5 Вт, каналы в «нулях» для АМ, а для ЧМ было выделено 10 особых каналов с шагом… 12.5 кГц (этим требованиям соответствовала, например, радиостанция «Урал-Фермер»).

Позднее требования к аппаратуре были смягчены и приближены к характеристикам зарубежных Си-Би радиостанций.

На данный момент, диапазон гражданской радиосвязи простирается от от 26.960 МГц до 27.855 МГц (сетки С и D), модуляции амплитудная (AM) и частотная (FM) и выходная мощность 10 ватт. До недавнего времени аппаратуру гражданам нужно было регистрировать передающую аппаратуру. С 1 ноября 2011 года в связи с вступлением в силу «Постановления от 13 октября 2011 г. N 837 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 12 ОКТЯБРЯ 2004 Г. N 539» ограничения для возимых радиостанций гражданского диапазона отменены.

Несмотря на отмену некоторых ограничений все еще действуют правила запрещающие использование, например, усилителей . Для минимизации собственного морального и материального ущерба следует помнить что:

Усилитель не законен! Однако, проверить его наличие, работоспособность и вынести вердикт вам о нарушении закона может только сотрудник РСКОМНАДЗОРа уполномоченный и компетентный в этих вопросах.

В случае обнаружения у вас усилителя уполномоченным лицом, можно попытаться «договориться» сославшись на закон о связи в котором указано, что любой гражданин может использовать любые частоты и работать любой выходной мощностью в экстремальной ситуации, если это требуется для сохранения чьей бы то ни было жизни или здоровья. Можно с уверенностью предположить, что в случае ДТП, находясь на окраине Москвы, Вы, к примеру, не сможете связаться с голой станции со службой 112, диспетчерская которой находится в центре.

Во всем мире гражданский диапазон поделен на каналы (фиксированные частоты связи) и сетки (каждая сетка содержит 40 каналов). Минимальная разница частоты двух ближайших каналов - 10 кГц. Каждая сетка занимает полосу частот в 450 кГц. Разница по частоте между одноименными каналами соседних сеток соответствует тем же 450 кГц. Всего существуют два частотных стандарта: российский и европейский (на жаргоне «нули» и «пятерки»), отличающиеся друга от друга только тем, что арифметическое значение частоты канала европейского диапазона всегда на 5 кГц выше российского (например, 20-ый канал сетки С – Россия находится на частоте 27.200 МГц, а тот же канал в европейском стандарте – 27.205 МГц).

Российская частотная сетка в современной аппаратуре как правило присутствует, но ей и пользуются весьма нечасто. Этот стандарт популярен в таких регионах как Белоруссия, Украина, Молдавия, Прибалтика, Польша. Очень часто в этом частотном стандарте работают «на даль» во время прохождений (вызывная частота 27.200МГц).В остальных случаях в гражданском диапазоне обычно работают в «пятерках».

Если в одном и том же канале один из корреспондентов работает в российском стандарте, а другой - в европейском, они будут принимать друг друга с сильными искажениями и только на небольшом расстоянии.

В гражданском диапазоне распространены также два вида модуляции (способа наложения звука на радиосигнал): амплитудная (АМ) и частотная (FM). Амплитудная модуляция сильно (где-то в полтора раза при прочих равных условиях) проигрывает частотной в дальности уверенной связи. На сегодняшний день во всем мире амплитудная модуляция в гражданском диапазоне применяется довольно редко. Пожалуй, её традиционно применяют только дальнобойщики. Повелось это еще с 50-ых годов, когда в Америке впервые была разрешена работа в гражданском диапазоне. Дело в том, что в те годы электроника сильно отставала от сегодняшней, и станций с частотной модуляцией просто не выпускалось. Прошло уже больше полувека, но традиция эта прочно укоренилась, невзирая на тот факт, что амплитудная модуляция весьма ощутимо проигрывает частотной по целому ряду факторов, как то дальность/качество связи, помехозащищенность и т.п. И по сей день американцы работают в AM.

Если в одном и том же канале один из корреспондентов работает в АМ, а другой в FM, они будут принимать друг друга с сильными искажениями.

Обычно, обозначая канал той или иной диспетчерской службы или группы частных лиц, принято указывать помимо его номера и сетки также частотный стандарт и вид модуляции. Например, 9 eC (FM ) (9 – номер канала, С – сетка, e – европейский частотный стандарт, FM – вид модуляции) – установленный во всем мире канал Службы Спасения. В этом канале можно передать информацию о правонарушениях, несчастных случаях, авариях, попросить помощи. У нас Служба Спасения (112) работает в этом стандарте лишь в некоторых городах и населенных пунктах. 15 e С(АМ) во всем мире считается каналом дальнобойщиков.

Сетки, частоты и страны

В зависимости от страны использование этого диапазона либо минимально регламентируется правилами проведения локальных связей, либо никак не регламентируется.

В таблице приведена общая сетка частот (сетки AE, BE, CE, DE, EE, FE, GE, HE, IE, JE). Каждый частотный канал заканчивается на 5. Российские сетки (AP, BP, CP, DP, EP, FP, GP, HP, IP, JP) заканчиваются на 0. Для примера 45AE - 26295 МГц (европейский канал), 45AP – 26290 МГц (российский нанал).
41 - 45 каналы это «дырки», промежутки между каналами с 1 по 40
Цветом выделены частотные каналы официально разрешенные для использования в Российской Федерации.
Канал CE9 и CE19 - международные канал бедствия для чрезвычайных ситуаций.
Канал CE15 - международный канал грузовых перевозчиков (дальнобойщиков).
CB радиочастоты Англии
В Англии вначале был восьмидесятых был принят свой диапазон гражданской радиосвязи - CB27 / 81 с модуляцией только NFM и позднее все же приняли в дополнение общепринятую международную сетку - UK CEPT

UK CB27/81: 40 каналов NFM, до 4 Вт

1 27.60125 11 27.70125 21 27.80125 31 27.90125
2 27.61125 12 27.71125 22 27.81125 32 27.91125
3 27.62125 13 27.72125 23 27.82125 33 27.92125
4 27.63125 14 27.73125 24 27.83125 34 27.93125
5 27.64125 15 27.74125 25 27.84125 35 27.94125
6 27.65125 16 27.75125 26 27.85125 36 27.95125
7 27.66125 17 27.76125 27 27.86125 37 27.96125
8 27.67125 18 27.77125 28 27.87125 38 27.97125
9 27.681 25 19 27.78125 29 27.88125 39 27.98125
10 27.6925 20 27.79125 30 27.89125 40 27.99125

[свернуть]

UK CEPT: 40 каналов FM, до 4 Вт - сетка С в таблице выше
934 UK: 20 каналов, до 8 Вт мощности. Сетка каналов закрыта в 1998 году.

1 934.0125 11 934.5125
2 934.0625 12 934.5625
3 934.1125 13 934.6125
4 934.1625 14 934.6625
5 934.2125 15 934.7125
6 934.2625 16 934.7625
7 934.3125 17 934.8125
8 934.3625 18 934.8625
9 934.4125 19 934.9125
10 934.4625 20 934.9625

[свернуть]

CB радиочастоты Австралии

Australian 27 МГц: 40 каналов AM. до 4 Вт

Australian 27 МГц

1 27.9650 11 27.0850 21 27.2150 31 27.3150
2 27.9750 12 27.1050 22 27.2250 32 27.3250
3 27.9850 13 27.1150 23 27.2550 33 27.3350
4 27.0050 14 27.1250 24 27.2350 34 27.3450
5 27.0150 15 27.1350 25 27.2450 35 27.3550
6 27.0250 16 27.1550 26 27.2650 36 27.3650
7 27.0350 17 27.1650 27 27.2750 37 27.3750
8 27.0550 18 27.1750 28 27.2850 38 27.3850
9 27.0650 19 27.1850 29 27.2950 39 27.3950
10 27.0750 20 27.2050 30 27.3050 40 27.4050

[свернуть]

Australian 476 МГц: 40 каналов FM. до 5 Вт

Australian 476 МГц

1 476.425 11 476.675 21 476.925 31 477.175
2 476.450 12 476.700 22 476.950 32 477.200
3 476.475 13 476.725 23 476.975 33 477.225
4 476.500 14 476.750 24 477.000 34 477.250
5 476.525 15 476.775 25 477.025 35 477.275
6 476.550 16 476.800 26 477.050 36 477.300
7 476.575 17 476.825 27 477.075 37 477.325
8 476.600 18 476.850 28 477.100 38 477.350
9 476.625 19 476.875 29 477.125 39 477.375
10 476.650 20 476.900 30 477.150 40 477.400

[свернуть]

CB радиочастоты Новой Зеландии

Новая Зеландия: 26 МГц 40 каналов АМ до 4 Вт, SSB до 12 Вт

Новая Зеландия 26 МГц

CBL-1 26.330 CBL-11 26.450 CBL-21 26.580 CBL-31 26.680
CBL-2 26.340 CBL-12 26.470 CBL-22 26.590 CBL-32 26.690
CBL-3 26.350 CBL-13 26.480 CBL-23 26.620 CBL-33 26.700
CBL-4 26.370 CBL-14 26.490 CBL-24 26.600 CBL-34 26.710
CBL-5 26.380 CBL-15 26.500 CBL-25 26.610 CBL-35 26.720
CBL-6 26.390 CBL-16 26.520 CBL-26 26.630 CBL-36 26.730
CBL-7 26.400 CBL-17 26.530 CBL-27 26.640 CBL-37 26.740
CBL-8 26.420 CBL-18 26.540 CBL-28 26.650 CBL-38 26.750
CBL-9 26.430 CBL-19 26.550 CBL-29 26.660 CBL-39 26.760
CBL-10 26.440 CBL-20 26.570 CBL-30 26.670 CBL-40 26.770

[свернуть]

Новая Зеландия: 27 МГц 40 каналов АМ до 4 Вт, SSB до 12 Вт

Новая Зеландия 27 МГц

CBU-1 27.9650 CBU-11 27.0850 CBU-21 27.2150 CBU-31 27.3150
CBU-2 27.9750 CBU-12 27.1050 CBU-22 27.2250 CBU-32 27.3250
CBU-3 27.9850 CBU-13 27.1150 CBU-23 27.2550 CBU-33 27.3350
CBU-4 27.0050 CBU-14 27.1250 CBU-24 27.2350 CBU-34 27.3450
CBU-5 27.0150 CBU-15 27.1350 CBU-25 27.2450 CBU-35 27.3550
CBU-6 27.0250 CBU-16 27.1550 CBU-26 27.2650 CBU-36 27.3650
CBU-7 27.0350 CBU-17 27.1650 CBU-27 27.2750 CBU-37 27.3750
CBU-8 27.0550 CBU-18 27.1750 CBU-28 27.2850 CBU-38 27.3850
CBU-9 27.0650 CBU-19 27.1850 CBU-29 27.2950 CBU-39 27.3950
CBU-10 27.0750 CBU-20 27.2050 CBU-30 27.3050 CBU-40 27.4050

[свернуть]

Новая Зеландия: 476-477 МГц 80 каналов АМ до 4 Вт, SSB до 12 Вт

Новая Зеландия 476-477 МГц

PRS-1 476.4250 Repeater Channel
PRS-2 476.4500 Repeater Channel
PRS-3 476.4750 Repeater Channel
PRS-4 476.5000 Repeater Channel
PRS-5 476.5250 Emergency repeater output
PRS-6 476.5500 Repeater Channel
PRS-7 476.5750 Repeater Channel
PRS-8 476.6000 Repeater Channel
PRS-9 476.6250 General Chat Channel
PRS-10 476.6500 General Chat Channel
PRS-11 476.6750 Call Channel
PRS-12 476.7000 General Chat Channel
PRS-13 476.7250 General Chat Channel
PRS-14 476.7500 General Chat Channel
PRS-15 476.7750 General Chat Channel
PRS-16 476.8000 General Chat Channel
PRS-17 476.8250 General Chat Channel
PRS-18 476.8500 General Chat Channel
PRS-19 476.8750 General Chat Channel
PRS-20 476.9000 General Chat Channel
PRS-21 476.9250 General Chat Channel
PRS-22 476.9500 Data Only (No Voice - No Packet)
PRS-23 476.9750 Data Only (No Voice - No Packet)
PRS-24 477.0000 General Chat Channel
PRS-25 477.0250 General Chat Channel
PRS-26 477.0500 General Chat Channel
PRS-27 477.0750 General Chat Channel
PRS-28 477.1000 General Chat Channel
PRS-29 477.1250 Road Channel between Sydney and Brisbane via Pacific Mwy/Hwy.
PRS-30 477.1500 General Chat Channel
PRS-31 477.1750 Repeater Input
PRS-32 477.2000 Repeater Input
PRS-33 477.2250 Repeater Input
PRS-34 477.2500 Repeater Input
PRS-35 477.2750 Emergency repeater input
PRS-36 477.3000 Repeater Input
PRS-37 477.3250 Repeater Input
PRS-38 477.3500 Repeater Input
PRS-39 477.3750 General Chat Channel
PRS-40 477.4000 Road Channel Australia Wide
PRS-41 476.4375 Repeater Channel
PRS-42 476.4625 Repeater Channel
PRS-43 476.4875 Repeater Channel
PRS-44 476.5125 Repeater Channel
PRS-45 476.5375 Repeater Channel
PRS-46 476.5625 Repeater Channel
PRS-47 476.5875 Repeater Channel
PRS-48 476.6125 Repeater Channel
PRS-49 476.6375 General Chat Channel
PRS-50 476.6625 General Chat Channel
PRS-51 476.6875 General Chat Channel
PRS-52 476.7125 General Chat Channel
PRS-53 476.7375 General Chat Channel
PRS-54 476.7625 General Chat Channel
PRS-55 476.7875 General Chat Channel
PRS-56 476.8125 General Chat Channel
PRS-57 476.8375 General Chat Channel
PRS-58 476.8625 General Chat Channel
PRS-59 476.8875 General Chat Channel
PRS-60 476.9125 General Chat Channel
PRS-61 476.9375 Reserved for Future Expansion
PRS-62 476.9625 Reserved for Future Expansion
PRS-63 476.9875 Reserved for Future Expansion
PRS-64 477.0125 General Chat Channel
PRS-65 477.0375 General Chat Channel
PRS-66 477.0625 General Chat Channel
PRS-67 477.0875 General Chat Channel
PRS-68 477.1125 General Chat Channel
PRS-69 477.1375 General Chat Channel
PRS-70 477.1625 General Chat Channel
PRS-71 477.1875 Repeater Input
PRS-72 477.2125 Repeater Input
PRS-73 477.2375 Repeater Input
PRS-74 477.2625 Repeater Input
PRS-75 477.2875 Repeater Input
PRS-76 477.3125 Repeater Input
PRS-77 477.3375 Repeater Input
PRS-78 477.3625 Repeater Input
PRS-79 477.3875 General Chat Channel
PRS-80 477.4125 General Chat Channel

[свернуть]

CB радиочастоты США и Канады

CB радиочастоты

Ultra Low используется в США и Канаде.
1 25.165
2 25.175
3 25.185
3a 25.195
4 25.205
5 25.215
6 25.225
7 25.235
7a 25.245
8 25.255
9 25.265
10 25.275
11 25.285
11a 25.295
12 25.305
13 25.315
14 25.325
15 25.335
15a 25.345
16 25.355
17 25.365
18 25.375
19 25.385
19a 25.395
20 25.405
21 25.415
22 25.425
23 25.455
24 25.435
25 25.445
26 25.365
27 25.375
28 25.385
29 25.395
30 25.505
31 25.515
32 25.525
33 25.535
34 25.545
35 25.555
36 25.565
37 25.575
38 25.585
39 25.595
40 25.605
[свернуть]

Super Low используется в США и Канаде.
1 25.615
2 25.625
3 25.635
3a 25.645
4 25.655
5 25.665
6 25.675
7 25.685
7a 25.695
8 25.705
9 25.715
10 25.725
11 25.735
11a 25.745
12 25.755
13 25.765
14 25.775
15 25.785
15a 25.795
16 25.805
17 25.815
18 25.825
19 25.835
19a 25.845
20 25.855
21 25.865
22 25.875
23 25.905
24 25.885
25 25.895
26 25.915
27 25.925
28 25.935
29 25.945
30 25.955
31 25.965
32 25.975
33 25.985
34 25.995
35 26.005
36 26.015
37 26.025
38 26.035
39 26.045
40 26.055
[свернуть]

Low Low используется в США и Канаде.
1 26.065
2 26.075
3 26.085
3a 26.095
4 26.105
5 26.115
6 26.125
7 26.135
7a 26.145
8 26.155
9 26.165
10 26.175
11 26.185
11a 26.195
12 26.205
13 26.215
14 26.225
15 26.235
15a 26.245
16 26.255
17 26.265
18 26.275
19 26.285
19a 26.295
20 25.305
21 26.315
22 26.325
23 26.335
24 26.345
25 26.355
26 26.365
27 26.375
28 26.385
29 26.395
30 26.405
31 26.415
32 26.425
33 26.435
34 26.445
35 26.455
36 26.465
37 26.475
38 26.485
39 26.495
40 26.505
[свернуть]

Low используется в США и Канаде.
1 26.515
2 26.525
3 26.535
3a 26.545
4 26.555
5 26.565
6 26.575
7 26.585
7a 26.595
8 26.605
9 26.615
10 26.625
11 26.635
11a 26.645
12 26.655
13 26.665
14 26.675
15 26.685
15a 26.695
16 26.705
17 26.715
18 26.725
19 26.835
19a 26.745
20 26.755
21 26.765
22 26.775
23 26.805
24 26.785
25 26.795
26 26.815
27 26.825
28 26.835
29 26.845
30 26.855
31 26.865
32 26.875
33 26.885
34 26.895
35 26.905
36 26.915
37 26.925
38 26.935
39 26.945
40 26.955
[свернуть]

Mid используется в Канаде. Основной диапазон США: 40 каналов AM / SSB
1 26.965
2 26.975
3 26.985
3a 26.995
4 27.005
5 27.015
6 27.025
7 27.035
7a 27.045
8 27.055
9 27.065
10 27.075
11 27.085
11a 27.095
12 27.105
13 27.115
14 27.125
15 27.135
15a 27.145
16 27.155
17 27.165
18 27.175
19 27.185
19a 27.195
20 27.205
21 27.215
22 27.225
23 27.255
24 27.235
25 27.245
26 27.265
27 27.275
28 27.285
29 27.295
30 27.305
31 27.315
32 27.325
33 27.335
34 27.345
35 27.355
36 27.365
37 27.375
38 27.385
39 27.395
40 27.405
[свернуть]

High используется в США и Канаде.
1 27.415
2 27.425
3 27.435
3a 27.445
4 27.455
5 27.465
6 27.475
7 27.485
7a 27.495
8 27.505
9 27.515
10 27.525
11 27.535
11a 27.545
12 27.555
13 27.565
14 27.575
15 27.585
15a 27.595
16 27.605
17 27.615
18 27.625
19 27.635
19a 27.645
20 27.655
21 27.665
22 27.675
23 27.705
24 27.685
25 27.695
26 27.715
27 27.725
28 27.735
29 27.745
30 27.755
31 27.765
32 27.775
33 27.785
34 27.795
35 27.805
36 27.815
37 27.825
38 27.835
39 27.845
40 27.855
[свернуть]

High High используется в США и Канаде.
1 27.865
2 27.875
3 27.885
3a 27.885
4 27.905
5 27.915
6 27.925
7 27.935
7a 27.945
8 27.955
9 27.965
10 27.975
11 27.985
11a 27.995
12 28.005
13 28.015
14 28.025
15 28.035
15a 28.045
16 28.055
17 28.065
18 28.075
19 28.085
19a 28.095
20 28.105
21 28.115
22 28.125
23 28.155
24 28.135
25 28.145
26 28.165
27 28.175
28 28.185
29 28.195
30 28.205
31 28.215
32 28.225
33 28.235
34 28.245
35 28.255
36 28.265
37 28.275
38 28.285
39 28.295
40 28.305
[свернуть]

Super High используется в США и Канаде.
1 28.315
2 28.325
3 28.335
3a 28.345
4 28.355
5 28.365
6 28.375
7 28.385
7a 28.395
8 28.405
9 28.415
10 28.425
11 28.435
11a 28.445
12 28.455
13 28.465
14 28.475
15 28.485
15a 28.495
16 28.505
17 28.515
18 28.525
19 28.535
19a 28.545
20 28.555
21 28.565
22 28.575
23 28.605
24 28.585
25 28.595
26 28.615
27 28.625
28 28.635
29 28.645
30 28.655
31 28.665
32 28.675
33 28.685
34 28.695
35 28.705
36 28.715
37 28.725
38 28.735
39 28.745
40 28.755
[свернуть]

Ultra High используется в США и Канаде.
1 28.765
2 28.775
3 28.785
3a 28.795
4 28.805
5 28.815
6 28.825
7 28.835
7a 28.845
8 28.855
9 28.865
10 28.875
11 28.885
11a 28.895
12 28.905
13 28.915
14 28.925
15 28.935
15a 28.945
16 28.955
17 28.965
18 28.975
19 28.985
19a 28.995
20 29.005
21 29.015
22 29.025
23 29.055
24 29.035
25 29.045
26 29.065
27 29.075
28 29.085
29 29.095
30 29.105
31 29.115
32 29.125
33 29.135
34 29.145
35 29.155
36 29.165
37 29.175
38 29.185
39 29.195
40 29.205

Си-Би (англ. CB, Citizen`s Band) - диапазон частот используется безлицензионной радиосвязи, доступной всем гражданам в диапазоне 27 МГц. Си Би диапазон находится на границе между короткими волнами (КВ) и ультракороткими волнами (УКВ). Соответственно физические свойства распространиния радиоволн Си Би диапазона имеют сходство как с КВ так и с . Так, например, радиоволны Си Би диапазон способны отражаться от ионосферы в некоторых условиях, аналогично КВ волнам. С другой стороны Си Би диапазон вполне пригоден для связи в "прямой видимости" - аналогично УКВ.

Для удобства в большинстве Си-Би радиостанций частота задается не номиналом, а номером канала. Каналы объеденены в группы по 40 шт, называемые "сетками". Сетки обозначаются буквами латинского алфавита. В некоторых моделях радиостанций сетки не соответствуют друг другу. Поэтому для обозначение частоты импользуют связку: номер канала + сетка + название рации. Например 27, 135 МГц будет иметь обозначение 15 «C» AM (Alan). То есть канал 15 сетки C по рации Alan. AM означает - амплитудная . В популярной радиостанции та же частота будет на 15 D канале.

Также частоты Си-Би диапазона могут быть “Российской” или “Европейской” сетки. Каналы “Европейской” сетки имеют частоты на 5 кГц выше (оканчиваются на 5), "российские" частоты оканчиваются на 0. По другому эти сетки на Си-Би жаргоне могут называться "нули" и "пятерки". В настоящее время "российская" сетка используется мало.

Некоторые каналы Си-Би диапазона условно выделенны для специального применения. На некоторых моделях радиостанций даже есть отдельные кнопки быстрого переключения на такие каналы.
Канал 9 ЧМ “Европейской” сетки является каналом бедствия и безопасности (передача сообщений об авариях, пожарах, несчастных случаях, автомобильных пробках. В этом канале организовано круглосуточное дежурство операторов службы “Крик”, (“Петровка”). Занимать этот канал переговорами между корреспондентами запрещено.
Канал 15 АМ “Европейской” сетки является и используется для общения водителей на трассе
Канал 19 ЧМ международные канал бедствия для чрезвычайных ситуаций.

Таблица частот CB диапазона

27415 26975 27425 26985 27435 27005 27455 27015 27465 27025 27475 27035 27485 27055 27505 27515 27075 27525 27085 27535 27105 27555 27115 27565 27125 27575 27135 27585 27155 27605 27165 27615 27175 27625 27185 27635 27205 27655 27215 27665 27225 27675 27255 27705 27235 27685 27245 27695 27265 27715 27275 27725 27285 27735 27295 27745 27305 27755 27315 27765 27325 27775 27335 27785 27345 27795 27355 27805 27365 27815 27375 27825 27385 27835 27395 27845 27405 27855 26995 27045 27095 27145 27195
Канал ЧАСТОТНАЯ СЕТКА (ЕВРОПА), кГц
A B C D E F G H I J
1 26065 26515 26965 27865 28315 28765 29215 25165 25615
2 26075 26525 27875 28325 28775 29225 25175 25625
3 26085 26535 27885 28335 28785 29235 25185 25635
4 26105 26555 27905 28355 28805 29255 25205 25655
5 26115 26565 27915 28365 28815 29265 25215 25665
6 26125 26575 27925 28375 28825 29275 25225 25675
7 26135 26585 27935 28385 28835 29285 25235 25685
8 26155 26605 27955 28405 28855 29305 25255 25705
9 26165 26615 27065 27965 28415 28865 29315 25265 25715
10 26175 26625 27975 28425 28875 29325 25275 25725
11 26185 26635 27985 28435 28885 29335 25285 25735
12 26205 26655 28005 28455 28905 29355 25305 25755
13 26215 26665 28015 28465 28915 29365 25315 25765
14 26225 26675 28025 28475 28925 29375 25325 25775
15 26235 26685 28035 28485 28935 29385 25335 25785
16 26255 26705 28055 28505 28955 29405 25355 25805
17 26265 26715 28065 28515 28965 29415 25365 25815
18 26275 26725 28075 28525 28975 29425 25375 25825
19 26285 26735 28085 28535 28985 29435 25385 25835
20 26305 26755 28105 28555 29005 29455 25405 25855
21 26315 26765 28115 28565 29015 29465 25415 25865
22 26325 26775 28125 28575 29025 29475 25425 25875
23 26355 26805 28155 28605 29055 29505 25455 25905
24 26335 26785 28135 28585 29035 29485 25435 25885
25 26345 26795 28145 28595 29045 29495 25445 25895
26 26365 26815 28165 28615 29065 29515 25465 25915
27 26375 26825 28175 28625 29075 29525 25475 25925
28 26385 26835 28185 28635 29085 29535 25485 25935
29 26395 26845 28195 28645 29095 29545 25495 25945
30 26405 26855 28205 28655 29105 29555 25505 25955
31 26415 26865 28215 28665 29115 29565 25515 25965
32 26425 26875 28225 28675 29125 29575 25525 25975
33 26435 26885 28235 28685 29135 29585 25535 25985
34 26445 26895 28245 28695 29145 29595 25545 25995
35 26455 26905 28255 28705 29155 29605 25555 26005
36 26465 26915 28265 28715 29165 29615 25565 26015
37 26475 26925 28275 28725 29175 29625 25575 26025
38 26485 26935 28285 28735 29185 29635 25585 26035
39 26495 26945 28295 28745 29195 29645 25595 26045
40 26505 26955 28305 28755 29205 29655 25605 26055
41 26095 26545 27445 27895 28345 28795 29245 25195 25645
42 26145 26595 27495 27945 28395 28845 29295 25245 25695
43 26195 26645 27545 27995 28445 28895 29345 25295 25745
44 26245 26695 27595 28045 28495 28945 29395 25345 25795
45 26295 26745 27645 28095 28545 28995 29445 25395 25845

1. Канал CE9 и CE19 - международные канал бедствия для чрезвычайных ситуаций.
2. Канал CE15 - международный си-би канал грузовых перевозчиков (дальнобойщиков).
3. У радиостанций Alan, Vector сетки смещены на одну влево. Т.е. сетка B для Алана будет соответсвовать сетке A в таблице.
4. У радиостанций Dragon CB-сетки смещены на две влево. Т.е. сетка C у Dragon будет соответсвовать сетке A в таблице.

Общая информация

Внимание! С 11.2011 получать разрешение на работу в диапазоне 27 МГц при выходной мощности радиопередающего устройства до 10 Ватт НЕ ТРЕБУЕТСЯ!

Во многих странах мира приблизительно с 60-70-х годов частоты с 26 МГц по 28 МГц были выделены для повседневной связи гражданских лиц и организаций на вторичной основе*. Аппаратура, работающая на этих частотах, не требовала сложного процесса регистрации и данный диапазон (CB - Citizen Band - гражданский диапазон) в основном использовался как разговорный, альтернатива телефона, за который в большинстве стран взимается повременная оплата. Во время дальнего распространения** радиоволн и по сей день можно услышать, как французские или итальянские домохозяйки обсуждают, какие гладиолусы посажены у них на грядках, или другие мелкие бытовые проблемы.
Следует помнить, что любой корреспондент имеет право вести в гражданском диапазоне любые переговоры, не нарушая этику и не мешая другим корреспондентам.

Любой корреспондент может попросить проконтролировать работу своей аппаратуры или силу прохождения своего сигнала. На подобные просьбы, по мере возможности, следует всегда откликаться вежливо.
Любой корреспондент в экстренной ситуации может подать сигнал бедствия. Помните, что завтра в такой же ситуации можете оказаться и вы сами. Не стоит уподобляться примитивным и психически неуравновешенным людям, нарушающим этику связи или создающим разного рода помехи работе других корреспондентов.

В России гражданский диапазон был открыт для широкого использования в конце 80-х годов, но на работу в нем наше законодательство наложило определенные ограничения. У нас разрешено применять аппаратуру с выходной мощностью, не превышающей 10 Вт, и использовать для связи частоты от 26.960 МГц до 27.855 МГц (общепринятые сетки С и D) . К сожалению, эти правила морально устарели еще до их введения. В больших городах разрешенный частотный диапазон сильно перенаселен, а уровень индустриальных помех и помех от бытовой аппаратуры очень велик. Все это делает невозможной организацию надежной связи при соблюдении вышеуказанных правил.

Впрочем, в России за их соблюдением никто особо не следит, и к административной ответственности пользователи бывают привлечены крайне редко, лишь в случаях, вопиющих по наглости нарушений. Тем не менее, во избежание возможных неприятностей при эксплуатации аппаратуры, установленной на машине, настоятельно рекомендуется соблюдать следующие правила:

  1. Радиостанция обязательно должна быть зарегистрирована. Тип и номер радиостанции должны соответствовать типу и номеру, указанным в регистрационных документах.
  2. Усилитель рекомендуется устанавливать в месте, недоступном для досмотра сотрудниками ГИБДД (в отличие от обыска, досмотр проводится без применения инструмента; на проведение обыска необходима санкция прокурора или начальника УВД, дежурного по УВД.) Если же сотрудники ГИБДД без необходимых санкций пытаются провести обыск, то впоследствии, при Вашем грамотном поведении, они могут быть достаточно серьезно наказаны.
  3. Если Ваша аппаратура не зарегистрирована, но установлена на машину, Вам достаточно отключить от нее провода питания и антенну, для того, чтобы юридически она стала набором радиодеталей, не нуждающихся в какой бы то ни было регистрации.
  4. В случае изъятия аппаратуры следует настаивать на оформлении акта изъятия по всем правилам, обязательно при участии понятых. Изъятие и составление документов производится только следователем или, в некоторых случаях, дознавателем.

Обычно сотрудники ГИБДД стараются не связываться с гражданами, ведущими себя корректно, но настаивающими на соблюдении закона. И все-таки, несмотря на это, лучше не создавать прецедентов для конфликтных ситуаций.

Достаточно веским аргументом защиты в подобных эпизодах может послужить и тот факт, что, согласно законодательству, любой гражданин может использовать любые частоты и работать любой выходной мощностью в экстремальной ситуации, если это требуется для сохранения чьей бы то ни было жизни или здоровья. Можно с уверенностью предположить, что в случае ДТП, находясь на окраине Москвы, Вы к примеру не сможете связаться с голой станции со Службой Спасения, диспетчерская которой находится в центре. Это, конечно, не оправдывает постоянного применения усилителя, но наличие его в машине вполне может объяснить.

Во всем мире принято делить гражданский диапазон на каналы (фиксированные частоты связи) и сетки (каждая сетка содержит 40 каналов). Минимальная разница частоты двух ближайших каналов - 10 кГц. Каждая сетка занимает полосу частот в 450 кГц. Разница по частоте между одноименными каналами соседних сеток соответствует тем же 450 кГц. В мире существуют два частотных стандарта: российский и европейский (на жаргоне «нули» и «пятерки»), отличающиеся друга от друга только тем, что арифметическое значение частоты канала европейского диапазона всегда на 5 кГц выше российского (например, 20-ый канал сетки С – Россия находится на частоте 27.200 МГц, а тот же канал в европейском стандарте – 27.205 МГц).

Российская частотная сетка сейчас редко реализуется в аппаратуре, но ей и пользуются весьма нечасто. Этот стандарт популярен в таких регионах как Белоруссия, Украина, Молдавия, Прибалтика, Польша. Очень часто в этом частотном стандарте работают «на даль» во время прохождений. В остальных случаях в гражданском диапазоне обычно работают в «пятерках».
Если в одном и том же канале один из корреспондентов работает в российском стандарте, а другой - в европейском, они будут принимать друг друга с сильными искажениями и только на небольшом расстоянии.

В гражданском диапазоне распространены также два вида модуляции (способа наложения звука на радиосигнал): амплитудная (АМ) и частотная (FM) . Амплитудная модуляция сильно (где-то в полтора раза при прочих равных условиях) проигрывает частотной в дальности уверенной связи. На сегодняшний день во всем мире амплитудная модуляция в гражданском диапазоне применяется довольно редко. Пожалуй, ее традиционно применяют только дальнобойщики. Повелось это еще с 50-ых годов, когда в Америке впервые была разрешена работа в гражданском диапазоне. Дело в том, что в те годы электроника сильно отставала от сегодняшней, и станций с частотной модуляцией просто не выпускалось. Прошло уже больше полувека, но традиция эта прочно укоренилась, невзирая на тот факт, что амплитудная модуляция весьма ощутимо проигрывает частотной по целому ряду факторов, как то дальность/качество связи, помехозащищенность и т. п.

Если в одном и том же канале один из корреспондентов работает в АМ, а другой в FM, они будут принимать друг друга с сильными искажениями.
Обычно, обозначая канал той или иной диспетчерской службы или группы частных лиц, принято указывать помимо его номера и сетки также частотный стандарт и вид модуляции. Например, 9 С Е FM (9 – номер канала, С – сетка, Е – европейский частотный стандарт, FM – вид модуляции) – установленный во всем мире канал Службы Спасения. В этом канале можно передать информацию о правонарушениях, несчастных случаях, авариях, попросить помощи. У нас Служба Спасения работает в этом стандарте лишь в некоторых городах и населенных пунктах. 15 С Е АМ во всем мире считается каналом дальнобойщиков.

Примечания:

…на вторичной основе - изначально данный диапазон в России использовался как одна из «радиосвалок». Промышленную или бытовую аппаратуру, которая не может не излучать радиопомехи, старались рассчитать так, чтобы она излучала помехи как раз на этих частотах и не мешала на других. Этот же диапазон используется иногда для работы охранных систем, аппаратуры радиоуправления детскими игрушками и т. п.
…дальнего распространения - природа радиоволны мало отличается от природы видимого света. В связи с этим принципы их распространения в пространстве весьма похожи. В общем случае радиоволна, как и свет, распространяется по прямой. Поэтому из-за естественного рельефа и округлости планеты дальность связи охватывает примерно 150 км как максимум. Но при определенных условиях радиоволна может также отражаться от верхних слоев атмосферы. В этом случае возможна качественная связь на огромные расстояния (тысячи километров) с применением весьма скромной по своим характеристикам аппаратуры. К сожалению, в гражданском диапазоне дальнее распространение можно считать скорее помехой, чем полезным явлением в силу его редкости и плохой прогнозируемости.
…зарегистрирована - разрешение получается в региональном отделении Россвязьнадзора.
Усилитель - подавляющее большинство типов радиостанций гражданского диапазона имеют предусмотренную заводом-изготовителем выходную мощность около 10 Вт. Для того, чтобы ее увеличить, применяются усилители. Данное устройство действует только при работе на передачу, хотя некоторые усилители имеют усилитель по приему (существует технически неграмотный термин «предусилитель»). По ряду причин данная функция не имеет смысла и лишь ухудшает прием. Рекомендуемая выходная мощность усилителя, установленного на машине, должна быть хотя бы 100 Вт. Как показывает практика, этого уже хватает для уверенной связи на приемлемые расстояния в сложных городских условиях, при достаточно эффективной антенне.
…15 С Е АМ во всем мире считается каналом дальнобойщиков. - в некоторых регионах, как то Украина, Белоруссия, Молдавия, Прибалтика, Польша дальнобойщики работают в «нулях», кроме того в Прибалтике они могут использовать 12-ый, 13-ый каналы.

Основные органы управления радиостанцией

Ручка регулировки громкости Регулирует только громкость принимаемого сигнала и не имеет отношения к громкости Вашего голоса в динамике оператора, с которым Вы связываетесь (то есть, к уровню модуляции). В большинстве типов радиостанций - объединена с выключателем питания (крайнее левое положение до щелчка).
Ручка регулировки уровня шумоподавления «SQ" (шумодав)
Существует для того, чтобы не принимать эфирные шумы в отсутствие полезного сигнала. Часто в сиби радиостанциях применяется пороговая схема шумоподавления. Положение ручки определяет уровень входного сигнала, при превышении которого включается динамик, и радиостанция издает какой бы то ни было звук. Если этот уровень установить слишком маленьким, радиостанция на приеме начнет шуметь, пропуская эфирные помехи. Если же его, наоборот, чрезмерно завысить, Вы рискуете резко сократить дальность связи, так как полезный сигнал может оказаться меньше установленного порога. Последний случай наиболее неприятен, потому что Вы можете очень нескоро понять, что с Вами давно и безуспешно пытаются связаться. Положение ручки порогового шумодава рекомендуется периодически проверять, «открывая» шумодав до появления эфирных шумов, а затем «подтягивая» до их пропадания. На некоторых типах радиостанций (Megajet - 600 Plus, Megajet - 300, Alinko DR-M 03 и т. п.) на ручку SQ выведен автоматический (спектральный) шумодав. В подавляющем большинстве случаев это удобнее, но в условиях плотного эфира (особенно в АМ) или при сильных проходах спектральный шумодав является неэффективным в сравнении с пороговым.
Тангента «PTT" В отличие от телефонной связи, в гражданском диапазоне применяется симплексный режим радиообмена (то есть, можно либо говорить, либо слушать). Тангента (переключатель «прием-передача») в автомобильных радиостанциях вынесена из корпуса вместе с микрофоном, кнопками переключения каналов вверх-вниз и, иногда, с кнопками включения некоторых других функций. В нормальном положении (тангента не нажата) радиостанция работает на прием. При нажатии на тангенту радиостанция переключается на передачу.
Переключение каналов Ручка переключения каналов, как правило, находится на лицевой панели радиостанции, а дублирующие ее функцию кнопки - на тангенте.
Кнопка «AM/FM» (переключение вида модуляции)
Как уже было сказано, определяет способ наложения звуковой информации на радиосигнал. Обычно вид модуляции, в котором работает радиостанция в данный момент, бывает отображен на дисплее. Исторически сложилось, что в АМ в гражданском диапазоне работают только дальнобойщики. Практически во всех остальных случаях применяется FM, так как это более прогрессивный вид модуляции, обеспечивающий при прочих равных условиях большую дальность/качество связи.
Кнопка «Scan" Эта кнопка включает режим сканирования. Радиостанция начинает перелистывать каналы в пределах одной сетки или всего частотного диапазона, в зависимости от типа. В некоторых типах радиостанций можно задать режим сканирования только определенных каналов. Сканирование останавливается в том канале, в котором входной сигнал откроет шумодав. Когда шумодав закроется, сканирование продолжится. Отключить данный режим можно не только кнопкой, но в большинстве типов радиостанций также и нажатием на передачу. Включение режима «Scan» обычно отображается на дисплее. Практически бесполезная в работе функция.
Кнопка «DW» (двойной канал) При включении режима «двойной канал» радиостанция начинает прослушивать по очереди канал, в котором она стояла в момент нажатия данной кнопки, и тот канал, в который Вы ее переставили. В разных типах радиостанций эта функция реализована очень по-разному и иногда позволяет работать на передачу в одном из каналов. Включение режима «DW» обычно отображается на дисплее. Не очень полезная в работе функция.
Кнопка «СН9" Наличие данной кнопки позволяет в экстремальной ситуации очень оперативно переключиться на частоту Службы Спасения. Хочется надеяться, что эта кнопка останется для Вас ненужной. Часто выполняет дополнительную функцию переключения сеток.
Кнопка переключения сеток Обозначается по-разному, но чаще всего эту функциональную нагрузку несет кнопка «СН9». На некоторых аппаратах с целью быстрого перестроения с одной частоты на другую введена функция переключения сразу по десять каналов.
Ручка регулировки чувствительности микрофона «Mic. gain" Ручка позволяет адаптировать индивидуальные особенности Вашего голоса и манеру держать микрофон к оптимальному уровню модуляции. Если при заданной микрофону высокой чувствительности Вы будете говорить слишком громко, у принимающего Вас корреспондента Ваш голос будет слышен с сильными искажениями (перемодуляцией). Если же наоборот, Вы говорите тихо, а чувствительность микрофона мала, у принимающего корреспондента Ваш голос будет некомфортно тихим. Поэтому, если в Вашей радиостанции применена ручная, а не автоматическая регулировка чувствительности микрофона, остается только связаться с кем-нибудь в эфире и попросить помочь отрегулировать уровень модуляции. Говорить при настройке надо с той же громкостью, что и при дальнейшей работе. Микрофон рекомендуется всегда держать на расстоянии 5-10 см от губ и не спереди, а сбоку, ближе к щеке, чтобы в него не задувать. Как правило, завод-изготовитель реализует эту функцию для того, чтобы, пользуясь невежеством потребителей, содрать с них больше денег. Чем меньше лишних функций, тем надежнее аппарат и им удобнее пользоваться.
Ручка регулировки чувствительности по приему «RF gain"
При эксплуатации радиостанции на машине помехи от электрооборудования и системы зажигания могут сильно мешать приему. Операторам же базовых радиостанций много неприятностей может доставить высокий уровень атмосферных помех. Иногда чувствительность приемника радиостанции в подобных случаях оправдано снижать («загрублять») и данная ручка позволяет это сделать. На практике в большинстве случаев эта функция не имеет особой ценности.
Кнопка «ASQ» (автоматическая система шумоподавления) Позволяет анализировать входные сигналы более совершенным способом, нежели пороговая система шумоподавления. В общем случае очень полезная функция, хотя на некоторых радиостанциях (например, Maycom - 27) - абсолютно неработоспособна.
Кнопка «Lock" По задумке разработчиков данная функция не позволяет «выскочить» из рабочего канала по неосторожности. Включение режима «Lock» отображается на дисплее. При активизации данной функции часть клавиатуры блокируется.
Кнопка «Beep» (ВР) При активизации данной функции происходит подача короткого звукового сигнала при нажатии на любую кнопку, что делает менее вероятным случайный выход из рабочего канала или изменение других настроек. Активизация функции отображается на дисплее. Не очень ценная функция.
Кнопка RB При активизации данной функции происходит подача короткого звукового сигнала в эфир по окончании передачи. Функция может быть полезна в условиях зашумленного эфира, когда радиообмен ведется на пределе разбираемости. В остальных случаях ее лучше отключать, так как постоянный писк в конце передачи попросту бьет по ушам корреспондентам, с которыми Вы работаете. Опять же не очень ценная функция.
Режим «РА" На некоторых радиостанциях при подключении внешнего динамика вне салона машины этот режим реализует функцию мегафона. При нажатии на тангенту в этом режиме Ваш голос будет слышен через внешний динамик. Активизация данной функции отображается на дисплее. Смысл введения данной функции в аппаратуру просто непонятен, так как выходной мощности УНЧ радиостанции решительно не хватит для оповещения кого бы то ни было вне машины.

У различных аппаратов существуют и многие другие функциональные возможности. Так, например, функция «памяти каналов» позволяет нажатием на одну или две кнопки попасть в заранее записанный канал; встроенный вольтметр показывает напряжение питания, а значит, и бортовой сети; переключатель «Local» загрубляет вход приемника на фиксированную величину и т. д. В общем случае следует помнить, что перенасыщенная функциями радиостанция, как правило, не только дороже, но и менее удобна в использовании, а также менее надежна. Не стоит поддаваться на провокации производителей и покупать навороченные малоработоспособные аппараты.

Индикация режимов работы радиостанции

В большинстве типов радиостанций гражданского диапазона для индикации режимов работы в качестве дисплея применяется многоцелевой жидкокристаллический индикатор (ЖКИ) с подсветкой (иногда отключаемой) для лучшего прочтения символов в условиях слабой освещенности. Как правило, на него завязана вся система индикации. Обычно отражаются следующие параметры:
Рабочая частота Для того чтобы пользователь не забивал себе голову сложными вычислениями, рабочая частота обычно указывается как номер канала и сетки (например, 9С). Иногда канал и сетка индицируются в разных частях ЖКИ. На некоторых типах радиостанций на ЖКИ отражается непосредственно рабочая частота, или же оба способа обозначения совмещаются.
Вид модуляции Символ AM или FM на дисплее указывает на вид модуляции, в котором в данный момент работает аппарат.
Прием/передача При работе радиостанции на прием на некоторых типах радиостанций на ЖКИ появляется символ RX, и практически на всех типах радиостанций при работе на передачу - символ TX.
Уровень принимаемого сигнала (S-метр) S-метр существует почти на любой современной радиостанции гражданского диапазона. На некоторых радиостанциях, например, Yosan - Turbo или Alan - 48 Excel S-метр реализован как дополнительный стрелочный прибор, так как он более точно отражает небольшие изменения в уровне входного сигнала. Учитывая, что радиостанция может полноценно работать при уровне входного сигнала от миллионных долей вольта до единиц вольт, во всем мире для удобства была принята единая логарифмическая система оценки этого уровня по баллам. Например, сигнал в 9 баллов соответствует напряжению на входе приемника в 50 мкВ (50 миллионных вольта). Если напряжение будет вдвое меньше, S-метр покажет на 1 балл меньше, если же оно будет в 4 раза меньше, S-метр покажет на 2 балла меньше и так далее. Если же напряжение будет больше 50 мкВ, то S-метр покажет прибавку в децибелах относительно уровня в 50 мкВ. Например, показание S-метра «9+30» соответствует уровню входного сигнала в 1,5 мВ на входе приемника (физически 1 балл соответствует 6-ти децибелам). Возможно, такая система оценки уровня входного сигнала кажется слишком сложной, но по ряду причин, вызванных конструктивными особенностями аппаратуры и традициями, она целесообразна, и настоятельно рекомендуется научиться ей пользоваться. Следует также знать, что при прочих равных условиях увеличение выходной мощности аппаратуры в 4 раза приводит к возрастанию ее сигнала на 1 балл. На ЖКИ S-метр, как правило, реализован в виде шкалы, состоящей из ряда сегментов, обозначенных цифрами, которые соответствуют уровню входного сигнала в баллах. Чаще всего это не полная гребенка из девяти или более сегментов, а только часть фиксированных уровней, например, 1 – 3 – 5 – 9 – 9+30. При повседневном использовании подобного прибора вполне хватает для контроля работы своей аппаратуры и аппаратуры корреспондентов, с которыми Вы связываетесь. К сожалению, на аппаратуре связи гражданского диапазона заводы-изготовители S-метры, как правило, не калибруют, и их показания далеки от реальности. Впрочем, это не мешает пользоваться ими для приблизительной оценки сигнала. В общем случае данная функция в работе очень полезна.
Индикатор выходной мощности радиостанции В большинстве случаев совмещен с S-метром. На приеме индицируется уровень входного сигнала, на передаче - выходная мощность. Меняются только численные значения над рядом сегментов. К сожалению, практически на всех радиостанциях данная функция реализована схемотехнически некорректно и прибор показывает цифры, весьма далекие от реальности, но изредка по нему все-таки можно определить наличие серьезных нарушений в работе. В целом, из-за безобразного схемотехнического воплощения данная функция использоваться не может.

Впрочем, учитывая то, что ЖКИ напрямую связан с процессором радиостанции, по нему легко определить и некоторые неисправности. Так, если при работающей подсветке на ЖКИ не отображается никаких символов, можно предположить, что вышел из строя сам процессор или на него не поступает питание. Если же отображается только часть символов, и радиостанция не слушается органов управления, - вероятнее всего, процессор «завис». В этом случае иногда достаточно выключить питание и снова включить его, чтобы все встало на свои места. В некоторых радиостанциях на ЖКИ отображается и другая самая разнообразная информация: режим сканирования (символ Scan), двойной прием (DW), режим блокировки клавиатуры (Lock), бипер (Beep, RB, BP или, возможно, другой символ), режим «PA», «ASQ» и т. д. Иногда даже указывается напряжение питания радиостанции (напряжение бортовой сети машины).

Самым главным и капризным элементом Вашей аппаратуры, установленной на машине, является антенна, и дальность уверенной двухсторонней связи в конечном итоге определяется ее характеристиками.
К сожалению, пользуясь неграмотностью потребителей, фирмы-изготовители и продавцы любят рассказывать небылицы о сверхэффективности того или иного типа антенн. В технической документации указываются несуразные коэффициенты усиления и другие фантастические параметры. И все это лишь для того, чтобы клиент заплатил деньги за очередной малоработоспособный «фантик». Выбирая, какую антенну и как именно Вы поставите на свой автомобиль, обратите внимание на следующие рекомендации:
1. Не бывает старых или новых антенн, бывают лишь антенны собранные, установленные и настроенные нормально, или плохо. Даже свежекупленная антенна с красивыми фирменными наклейками, поставленная на машину без предварительной доработки и регулировки, полноценно работать не будет, и через год выйдет из строя по причине сильной коррозии и намокания кабеля.
2. Геометрическая длина антенны, установленной на автомобиле, определяет ее эффективность, но только в том случае, если антенна настроена. Оптимальную длину излучателя определяют цепи согласования, находящиеся в основании антенны, и многие другие факторы, как, например, форма кузова машины, на которой антенна установлена, место установки антенны на кузове и рабочая частота. Случайное изменение длины излучателя на 4-5 см может привести к потере эффективности антенны. Полноценно настроить антенну можно только с помощью КСВ-метра.
3. Антенны си-би диапазона на магнитном основании всегда проигрывают при прочих равных условиях антеннам, установленным стационарно на кузов с хорошей (не фальшивой типа двери или крышки капота) массой в точке установки приблизительно настолько же, как если бы у Вас и у тех, с кем Вы связываетесь, выходная мощность передатчика уменьшилась бы вдвое. Помимо этого они собирают помехи с бортсети машины, на передаче дают наводки на бортсеть и плохо совместимы с усилителями. Магнитные антенны более капризны в настройке и трут краску кузова. Кабель магнитки по сути является дополнительным элементом согласования, длина его не может быть изменена произвольно, прокладываться он должен, по возможности, прямо, без витков, так как это влияет на настройку антенны. Антенны же, крепящиеся на водосток, не снимаются полностью (гронда с подводящим кабелем устанавливается стационарно, на время стоянки снимается только «удочка» - стальной штырь с катушкой согласования), но позволяют куда большее панибратство, имеют более стабильные параметры. Их рабочий диапазон шире.
4. При любом вторжении в антенное хозяйство, установленное на машине, требуется последующая настройка антенны. Даже незначительные изменения длины излучателя, геометрии установки антенны, а в случае с магнитными антеннами - способа прокладки кабеля, приводят к «расстройке» антенны. Антенна настраивается в резонанс с кузовом машины, который становится ее частью. Невежественные «народные умельцы», ведомые жаждой экспериментов, иногда забывают об этом, внося свои, как им кажется, вполне оправданные коррективы в автомобильное антенное хозяйство, и очень удивляются тому факту, что антенна работать перестает, а при попытке вернуть все как было, параметры не восстанавливаются. Впрочем, и оценки параметров с точки зрения «специалистов» в подобных случаях бывают весьма примитивными («Вася, как меня слышно?» «Плохо, Сережа, плохо!»). В конечном случае, критерием оценки качества работы связной аппаратуры должна быть статистика и анализ проведенных связей, а не субъективное мнение дилетанта, плохо учившего в школе физику. Следует также отметить, что работа с ненастроенной антенны в отдельных случаях приводит к выходу из строя усилителя или даже оконечного каскада передатчика радиостанции (при работе с голой станции).
5. Перед установкой на машину необходимо защитить антенну от коррозии (точки соединения разнородных металлов должны быть промазаны «Литолом-24»), загерметизировать место разделки антенного кабеля (той же консистентной смазкой), обеспечить надежный контакт антенны с кузовом. Рекомендуется дополнительно защитить кабель в точке ввода его в салон автомобиля. По статистике 70% отказов в работе антенны приходится на механическое повреждение кабеля.
В целом, рекомендуется уделить максимальное внимание удобству использования антенны и, не пожалев необходимого количества сил и времени на продумывание всех мелочей, ее установке и регулировке. Хорошо установленная антенна будет служить Вам годами, не нуждаясь в дополнительном обслуживании.
6. Геометрически оптимальная точка расположения антенны - верхняя часть кузова машины. Настоятельно не рекомендуется использовать для установки антенны поверхности капота, багажника и, уж тем более, бампера. Подобный способ установки антенны ведет к резкому снижению ее эффективности. Например, антенна, установленная на багажник «Жигулей» классической модели, теряет эффективность в среднем на полбалла, что эквивалентно снижению выходной мощности аппаратуры вдвое. Можете представить, насколько хуже будет работать антенна, установленная на бампер. Расположение антенны непосредственно в геометрическом центре крыши машины, конечно, делает диаграмму направленности ближе к круговой, но в условиях какой бы то ни было застройки диаграмма неизбежно будет искажена во много раз сильнее. В конечном итоге, гораздо важнее разместить антенну в верхней части кузова машины.
7. Если Вы решили использовать магнитную антенну, отдайте свое предпочтение антенне с максимальным диаметром магнитного основания. У этой антенны немного более стабильные электрические параметры, и главное – она прочно держится на крыше Вашего автомобиля.
8. Недопустимо использовать антенный кабель, имеющий явные механические повреждения или точки сращивания. Кабель должен быть цельным, так как любая точка сращивания ведет к увеличению электрических потерь высокочастотного сигнала и возрастанию шумов, наведенных бортсетью машины, а главное – нарушение внешней изоляции кабеля позволяет ему быстро намокать, что ведет к необратимой потере характеристик. Если кабель поврежден, его необходимо заменить целиком.

Пожалуй, за добрый десяток лет из автомобильных антенн не было создано ничего лучше, чем врезная Turbo 2001. Если есть возможность установки антенны на стационарное крепление, пожалуй, стоит воспользоваться именно ею. Механически прочная, с очень неплохими параметрами, эта антенна заслуживает самого пристального внимания. Впрочем, АТ 73 отличается от Turbo 2001 по своим характеристикам незначительно. Если же возможности стационарной установки нет, рекомендуется ставить на штатный магнит АТ 73. Turbo 2001 на магнит не ставится.
Вышеупомянутые антенны являются наиболее эффективными и механически надежными из распространенных.

Усилители

Общее значение усилителя заключается в том, чтобы увеличить выходную мощность радиостанции, подаваемую в антенну. Из этого можно сделать ряд выводов:
1. Усилитель вносит изменения в характеристики комплекта Вашей аппаратуры только при работе на передачу. Что с усилителем, что без него, принимать корреспондентов Вы будете, в целом, одинаково. Правда, производители часто встраивают в некоторые усилители схемы, усиливающие и принимаемый сигнал (как уже говорилось, существует технически неграмотный термин «предусилитель»). Но смысл этого наворота непонятен. Дело в том, что чувствительность радиостанции ограничена не усилением, а уровнем шумов (как собственных, так и эфирных). Не вдаваясь в сложные технические подробности, можно с уверенностью утверждать, что если Ваша антенна в порядке, данная функция будет вредить уверенному приему, так как усиливаться будут в основном шумы и снижаться динамический диапазон приемника радиостанции. Практика это подтверждает.
2. Усилитель включается в разрыв антенного кабеля и подключается толстыми проводами к мощному источнику питания. Обычно при установке усилителя на машину толстый провод тянут непосредственно от плюсовой клеммы аккумулятора, обязательно защитив его предохранителем возле самой клеммы. Минусовой провод выбирают такого же сечения и минимальной длины, его надо посадить на кузов. Большое сечение проводов обусловлено тем, что усилитель потребляет при работе на передачу весьма приличный ток, и нужно обеспечить минимально возможную посадку напряжения в проводах питания. Существует распространенная ошибка: тянуть с аккумулятора и минусовой провод питания к аппаратуре связи. Этого делать нельзя. Короткий минусовой провод сводит к минимуму резонансные эффекты на рабочей частоте в цепях питания, что резко уменьшает вероятность взаимонаводок аппаратуры связи и бортсети машины. Также снижаются и потери напряжения питания в этом проводе. По ряду причин следует очень внимательно следить за целостностью минусового шлейфа, так как его обрыв может в некоторых случаях привести к серьезной поломке аппаратуры.
Вопреки мнению дилетантов длина высокочастотного кабеля, соединяющего радиостанцию и усилитель, может быть любая (в рамках разумного, конечно, но от 15-ти сантиметров до 10-ти метров - та, какая Вам удобна), а вот качеству заделки разъемов на его концах и на конце антенного кабеля стоит уделить особое внимание. В большинстве случаев, если фирма прячет точку заделки кабеля в разъем под красивенькую термоусаживаемую трубку - значит, есть что прятать.
И, пожалуй, последняя рекомендация по усилителям: антенна, подключенная к усилителю, должна быть хорошо настроена и содержаться в порядке, если Вы не хотите его сжечь. Если же антенна не подключена или ее кабель закорочен, нажатие на тангенту почти наверняка станет для Вашего усилителя смертельным.
Ниже приводится описание некоторых наиболее распространенных моделей усилителей.

EA - 150 и KL - 200
Простые, относительно дешевые и часто умирающие модели, построенные по однотактной схеме. Ориентировочная выходная мощность 80-90 Ватт при раскачке 6-ю Ваттами. Если раскачивать 10-ю Ваттами - часто дохнут. Для уверенной работы в городских условиях их выходной мощности недостаточно.

Booster 747
При раскачке 10-ю Ваттами выдает чуть более 100 Ватт. Склонен к самовозбуждению и мало ремонтоспособен. Лучше с ним не связываться.

KL 203
Клон Booster 747 со всеми вытекающими…

Booster 797
Схемотехнически - это Booster 747, умноженный на два. Соответственно, и выходная мощность вдвое больше. В остальном - все то же самое.

KL - 300
Пожалуй, оптимален для применения в машине. Выходная мощность порядка 200 Ватт. Отсутствие ненужных схемотехнических усложнений. Удобное управление.

ЕА - 300
Легендарные «золотые ребра». Заслуженный усилитель, выпускающийся уже более десяти лет. Выходная мощность свыше 150-ти Ватт. Однако наличие лишенных практического смысла наворотов делает данный усилитель неоправданно дорогим и не очень удобным в использовании.

KL - 400
Можно описать как KL - 300 с излишними усложнениями. Конструкция, схема и цена напоминают ЕА - 300.

KL - 500
Монстр! Некоторые экземпляры раскачиваются более чем до 450 Ватт. Схемотехнически представляет из себя спаренный KL - 400. Стоит соответственно. Замечательная конструкция, но целесообразность ее установки на машину спорна.

Органы управления и индикации усилителей

Клавиша «Power», иногда - просто «on/off». Управляет питанием усилителя, а лампочка над этой клавишей является индикатором наличия питания.

Клавиша «Preamp» или «Pre" и лампочка с таким же символом относятся к схеме усилителя по приему. Клавишей он включается или выключается, а лампочка показывает его состояние. Как уже писалось, если на Вашем усилителе эта функция есть, лучше ее никогда не включать во избежание ухудшения приема…

Клавиша «SSB/AM-FM" вряд ли когда-нибудь понадобится Вам в работе. Дело в том, что в режиме однополосной модуляции (SSB) усилителю довольно сложно «понимать» разницу между приемом и передачей в промежутках Вашей речи. Для того чтобы усилитель хоть как-то работал в SSB, иногда пытаются ввести задержку его переключения с передачи на прием. В АМ и FM это вызовет проглатывание первых слов корреспондента, с которым Вы ведете радиообмен. Если Вы нечаянно переключите клавишу в положение SSB, всякий раз, когда Вы отпускаете тангенту, Вы никого не будете слышать в течение 0.5-1 сек. Абсолютно лишняя функция, учитывая что в SSB она корректно не работает.

Контрольная лампочка «TX" обозначает режим работы Вашего усилителя. Если она горит, усилитель работает на передачу.

Ручка редуктора мощности - фактически, аттенюатор по входу. Обычно имеет положения от одного до шести, изрядно снижает надежность усилителя и, если задуматься, не имеет особого смысла, так как его функции сводятся к тому, чтобы плавно регулировать выходную мощность. Обычно разница между положениями «один» и «шесть» по выходной мощности бывает где-то вдвое-четверо, то есть 0.5-1 балл. Остается непонятным, зачем существуют положения переключателя «два», «три», «четыре», «пять», так как корреспондент, принимающий Вас, вряд ли заметит между ними разницу. Зато фирма-производитель может содрать с клиента больше денег за эту ненужную функцию.

Клавиша «Hi/Low" - более правильный способ реализации предыдущей функции. Обычно в положении «Hi» усилитель выдает свою полную мощность, а в положении «Low» - около половины. При достаточно мощном сигнале раскачки в положении «Hi» работа в амплитудной модуляции становится невозможной. В этом случае положение «Low» спасает.

На задней стенке усилителя устанавливаются ВЧ-разъемы и выводятся провода питания. Обычно разъем кабеля, идущего от радиостанции, маркируется символом «RTX» или «Input», а антенный разъем - символом «ANT» или «Output». Если эти разъемы нечаянно поменять местами, усилитель из строя не выйдет, а при включении на передачу может начать стрекотать, как сверчок. При этом Вас вряд ли кто услышит, пока Вы не выключите усилитель клавишей «Power».
Завершая разделы по описанию аппаратуры связи гражданского диапазона, хотелось бы настоятельно порекомендовать Вам, прежде чем вынимать деньги из своего кармана и отдавать их хитроглазым ребятам за аппаратуру, в функциональности и работоспособности которой Вы не можете убедиться сами, во избежание серьезных разочарований обязательно
проконсультируйтесь с незаинтересованными специалистами!

Техника работы в эфире

Прежде чем включить радиостанцию, убедитесь в том, что к ней (или к усилителю, если он установлен) подключена антенна! Антенна не должна иметь серьезных повреждений, как, впрочем, и антенный кабель, и разъем на его конце. Помните, что Ваша невнимательность может стать причиной дорогостоящего ремонта.

Включите питание. Если перегорает предохранитель, ни в коем случае не ставьте на его место «жучок» или предохранитель большего номинала. Чаще всего причина перегорания предохранителя пустяковая, а установка «жучка» или предохранителя большего номинала может стоить Вам серьезного дорогостоящего ремонта.

Включив радиостанцию, установите нужную Вам модуляцию, сетку и канал. Учтите, что на некоторых радиостанциях сетки смещены относительно общепринятого диапазона, и Вам необходимо вносить некоторую поправку в настройку. Например, на радиостанциях Alan и Megajet сетки смещены на одну вниз, и если Вы хотите работать, например, в сетке А общепринятого диапазона, на этих аппаратах нужно выставлять сетку В.

Включите автоматическую систему шумоподавления или отрегулируйте ручкой порог шумоподавления. Помните, что слишком высокий порог уровневого шумоподавления («перетянутый» шумодав) резко снижает уверенную дальность связи! (К автомату это относится гораздо в меньшей степени). При работе на передачу положение ручки системы шумоподавления никак не влияет на работу Вашей радиостанции, но на приеме Вы не сможете услышать корреспондента, уровень сигнала которого будет ниже выставленного Вами порога. Во избежание этого, положение ручки следует выставлять по полному прекращению шумов в динамике в отсутствие полезного сигнала в канале и периодически проверять, открывая шумодав до появления шумов и затем закрывая его до комфортного, но не «перетянутого», положения. Регулировку положения данной ручки рекомендуется уточнять почаще.

Нажмите на передачу и попробуйте связаться с корреспондентом, с которым Вам предстоит работать. Попросите его дать Вам контроль, то есть сказать, на сколько баллов Вы у него проходите и насколько качественно передается Ваш голос (качество модуляции). Конечно, если Вы находитесь очень близко от корреспондента, у которого запрашиваете контроль, S-метр «откроется» на всю шкалу, даже если антенна сильно повреждена или вообще отключена, что недопустимо. Поэтому контроль стоит запрашивать только у корреспондента, достаточно от Вас удаленного (хотя бы на 3-5 км).