Портфолио архитектора пример оформления pdf. Лучшие примеры архитектурных портфолио. Не пытайтесь включить в портфолио все работы

— я описывала «скелет» технологии поиска работы, самые основы, а сегодня начну нанизывать «мясо» — развернуто рассуждать о нюансах. Советую начать с , если вы ее еще не читали.

Сегодня тема очень важная — оформление портфолио! Портфолио — квинтэссенция квалификации архитектора, но зачастую оказывается, что работ накопилось много, но собрать их в презентационный вид так и не дошли руки.

Так уж получилось, что информации о том, как составлять портфолио, ничтожно мало в интернете и в информационной среде вообще. А уж найти чье-нибудь в качестве примера вообще практически невозможно, потому что все архитекторы их хранят как зеницу ока, опасаясь за авторские права. Когда я верстала свое - подсматривать было некуда, приходилось придумывать свой собственный канон и на практике проверять — что работает, а что — нет. В результате у меня получилось несколько правил, от базовых - которые влияют на общее впечатление от опыта и квалификации, до очень специфических - которым можно и не следовать, но в итоге они очень хорошо «шлифуют» портфолио.

1 Порядок расположения работ

Есть два основных способа — оба работают. И оба имеют свои плюсы и минусы.

1) Располагать работы в порядке роста их значимости (от более ранних к более поздним)
2) Располагать работы от самых последних и крутых к более ранним

Плюсы первого варианта:
Когда потенциальный работодатель пролистает ваше портфолио, у него останется впечатление не только от самих работ, но и от прогресса - будет видно, что с каждой новой работой вы растете, и проекты становятся глубже, проработаннее и масштабнее. Идеально, если такой порядок расположения совпадает с хронологическим. Но если не совпадает - все равно лучше располагать работы в порядке роста их качества. Однозначно, я бы избегала, например, после интересной конкурсной работы следом ставить какой-нибудь не самый выразительный коттедж, это будет выглядеть как шаг назад. Ну и конечно, очевидный вывод - заканчиваться все должно на самой яркой и классной работе.

Плюсы второго варианта:
Если бюро большое, и туда поступают десятки заявок в месяц, у работодателя мало времени на первичный просмотр и сортировку входящих писем — поэтому лучше все козыри выложить вперед. Если портфолио не зацепит HR в самом начале — он может закрыть его не дойдя до самого интересного.

В своем я верстала по первому варианту — от учебных работ к практическим. Но в следующий раз, пожалуй, буду делать наоборот.

2 Год проекта

Очень важное правило, которое преследует цель — показать непрерывный профессиональный рост. Прикинув в голове, за какой срок вы собрали портфолио, работодатель сделает вывод - быстро вы растете или не очень.

3 Навигация

Я видела такие портфолио, где даже не всегда указан не то что год, но даже название проекта. Так быть не должно, портфолио должно быть прозрачным по структуре. Джентльменский набор информации: номер проекта, название, год, статус (учебный, дипломный, конкурсный, в составе авторского коллектива, реализованный и т.д.), краткая аннотация (пояснение).
Я указывала номер/всего_проектов для удобства ориентирования. Например 5/9 — пятый по счету, а всего проектов в портфолио девять.

4 Количество проектов

Обычно, чем крупнее компания, и значит, чем больше заявок она постоянно получает, тем больше краткости потребуется, чтобы успеть произвести впечатление. Обычное число работ - от 5 до 10.

5 В проекте должна быть понятна его задача

Этот пункт появился, потому что я видела работы, где он не соблюдался.
Я имею ввиду, если например, у вас проект района с детальной разработкой какого-то узла (например, общественного комплекса). Иногда смотришь на такие проекты и непонятно - то ли уже был район, а вы разрабатывали только общественный комплекс, то ли район тоже запроектирован вами. Обязательно должно быть краткое (в пару абзацев) пояснение для проекта - что это, в чем, собственно, заключается проект, какая была задача перед проектировщиком, как вы ее решили.

6 В крупных проектах должна быть указана ваша роль

Понятно, когда проект огромный, он делался не в одиночку. Вы могли участвовать в нем как:
1) член авторского коллектива, то есть делать от концепции, от принципиальных решений и до компоновки, но просто не в одиночку.
2) как член рабочей (технической) группы, то есть не участвовать в принятии принципиальных решений, но делать какую-то техническую часть (визуализации, подготовка чертежей и т.д.)

Указывать роль надо обязательно. Если работодатель так и не понял, что вы делали в этом проекте, потому что вы это не уточнили, он подумает худшее — «носили кофе». В любом случае, к вам появится недоверие, потому что вы недоговариваете. Поэтому лучше уточняйте. И будьте честны в этом вопросе, тем более, любой опытный архитектор сможет легко проверить ваши слова.

7 «Заточенность» портфолио

Если вы делаете портфолио для себя — это одно дело, и тут не существует никаких правил. Если же это портфолио для подачи заявки на работу — то оно должно быть «заточено» под специализацию конкретной компании.
Ни одно бюро в мире не делает одновременно интерьеры однокомнатных квартир и региональные транспортные хабы. Соответственно, включать оба проекта, если они у вас есть, в целевое портфолио (для рассылки, не для себя) нет смысла, часть из них будет по адресу, а часть — совсем мимо.

Вот пример компоновки: это кусок из моего портфолио, учебный проект 2012 года. Сразу примечание — шрифт аннотаций красивый, но абсолютно нечитаемый здесь, потом я заменила на Helvetica. Удобство восприятия важнее)


И самый главный вывод, к чему мы все стремимся: портфолио должно быть настолько понятным и исчерпывающим, чтобы у работодателя вообще не осталось ни одного вопроса. Если вам это удалось - это выдает в вас хорошего селф-менеджера, который смог решить поставленную задачу (самопрезентацию в данном случае) максимально эффективно. В этом случае ваше собеседование сведется просто к ответной самопрезентации вашего работодателя.

Эта статья впервые опубликована под заголовком "Qué es un portafolio de proyectos y cómo se hace?" (Что такое портфолио и как его оформлять) в блоге Enlance Arquitectura, где автор делится рядом советов и шагов к созданию удобного и понятного портфолио для поиска работы. Смысл статьи - понять что такое портфолио и что оно должно содержать. Статья, также, раскрывает подробности нюансов оптимального раскрытия художественного замысла и выполнения архитектурных проектов, заключенных в портфолио.

Портфолио Sofie Overgaard

Активизация своих трудовых ресурсов - большое испытание для молодых архитекторов, особенно, когда конкуренция так высока и Вы должны продемонстрировать и доказать уровень своих профессиональных качеств. Основной способ вступить в сферу спроса и предложения вакансий - всегда иметь портфолио с законченными проектами. Многие наниматели и фирмы будут давать ответы лишь немногим, у кого имеется в наличии достойное резюме.

Что такое портфолио?
Архитектурное портфолио это ознакомительное послание, которое не только показывает опыт, но и является инструментом, который отражает стиль и индивидуальность личности, а также помогает выделить автора на фоне других. Если Вы студент или недавно выпустились и не имеете опыта работы, то Вы можете собрать портфолио из студенческих курсовых работ и отточить все свои креативные способности во время их проектирования. Портфолио может включать работы, выполненные на воркшопах, конкурсах и другие материалы, например, публикации в журналах.

Портфолио Yuwei Zhang

Если до сих пор Вы не делали ничего подобного, то вот несколько правил, которые помогут сориентироваться в том, как собирать портфолио:


  1. Во-первых, собери весь графический материал из ранее выполненных проектов и выбери самые успешные, чтобы организовать контент как можно лучше. Здесь могут быть планы, рисунки, скетчи, перспективы и диаграммы, которые могут показать весь твой скилл и стиль. Помни - не количество, а качество. Суть в том, чтобы выбрать лучшее, а не показать как можно больше.

  2. Когда ты приведешь визуальный контент в порядок, пора задуматься над форматом презентации. В данный момент цифровой формат портфолио - лучший вариант из за возможности в любой момент внести правки или добавить новый проект. Выбери формат, удобный для печати, например, А4.

  3. Придумай шаблон, заранее убедившись, что подложка не спорит с самим контентом. Мы рекомендуем использовать нейтральные цвета для чертежей (фасады, планы, разрезы, аксонометрии, схемы и т.д.) Не обязательно заполнять страницу, помни, что меньше - лучше, стремись к строгости и простоте прежде всего.

  4. Архитектор выражает себя через изображения, поэтому не перегружай портфолио текстом, ведь все должно говорить само за себя. Также, тут главное не коммерческий уровень рендера, а также и ручная подача, которая показывает твой скилл исполнения разрезов, конструктивного видения, пространственных перспектив, реалистичного стиля и профессионализма.

  5. Простой и утонченной обложки будет вполне достаточно. На первых страницах можно вкратце описать свое резюме и основную контактную информацию (телефон, почта). Если хочется, чтобы портфолио выглядело более организованным - также сделай содержание и пронумеруй страницы. Сохрани в PDF и можно отпралять нанимателю ли печатать.

Портфолио Mathias Skafte

Реккомендации:


  • Добиться хорошего качества рисунков можно сканером или профессиональной камерой.

  • Для сборки можно использовать Photoshop, Illustrator, Corel Draw, Adobe In Design и web design на Behance, Issuu и Calmeo. Они придадут вашим работам журнальный вид.

  • Помни, что опрятность - это важно. Проверь все мелкие детали, текст, шрифт, подписи.

  • Сохраняй PDF не более, чем 10Mb, чтобы с легкостью отправить его по почте.

  • Чтобы сделать информацию о себе и портфолио более профессиональным, можно дополнить его сопроводительным письмом.

  • Не стесняйся сравнивать свое портфолио и портфолио коллег, спрашивай друзей и экспертов из мнение.

  • Трата времени на сборку портфолио и подготовку презентации к ее наилучшему воплощению - благое дело.

BUILD — архитектурная мастерская полного цикла из Сиэттла. Основное направление деятельности — общественные интерьеры и частные жилые дома. С 2007 года коллектив компании ведет отдельный блог , где обсуждаются актуальные для архитектора проблемы.

1. Не переусердствуйте с обложкой

Неважно, выбираете вы папку для печатного портфолио или шаблон для онлайн-версии — простой и строгий стиль по умолчанию будет лучшей опцией, чем чрезмерно креативный подход. Если у вас есть интересная идея, конечно же, используйте ее, но не придумывайте специально что-то оригинальное только для того, чтобы отличаться от других в ущерб всему остальному. Помните: важны прежде всего ваши работы внутри портфолио, а переплет или сайт — это лишь средство подачи.

Если вы делаете печатную версию, отлично подойдет одноцветная папка с переплетом и вкладышами внутри, или более изящная версия с обложкой из черной кожи.

Для онлайн-презентаций сейчас достаточно бесплатных сервисов, предоставляющих понятные шаблоны с простой навигацией и возможностями показа широкоформатных изображений. Можно попробовать Squarespace или Сargocollective.

pdf-формат хорошо подходит для пересылки по электронной почте или для заливки на сервисы по типу Issuu, но не забывайте, что у принимающей стороны может стоять ограничение по размеру файлов, поэтому старайтесь не превышать размера файла в 5 мегабайт.

2. Правило трех частей

Портфолио — это краткое изложение ваших жизненных достижений. Оно должно показывать лучшие примеры трех базовых аспектов.

Студенческие проекты: с этим у вас не должно возникнуть никаких проблем. В ином случае, возможно, стоит задуматься о смене архитектурного института.

Профессиональная работа: устройтесь на практику в хорошее архитектурное бюро как можно скорее. Даже если это будет 1-2 недели после зимней сессии, у вас появится возможность включить в портфолио реальные проекты, связанные с профессиональным бюро. Во время практики беритесь за все, что возможно, и затем старательно документируйте свою работу.

Личные проекты: это важно, чтобы ваше портфолио показывало, что вы вовлечены в архитектуру не только в учебное время. Это может быть все, что угодно: графическая работа, составленная под впечатлением от путешествия, или небольшой реальный объект, показывающий, что вы не боитесь запачкать руки. Помните, в бюро прежде всего ждут интересных энергичных личностей.

3. Больше изображений, меньше текста

Может быть, для вас это будет шокирующей новостью, но никто не собирается читать ваш портфолио. Поэтому сделайте глубокий вдох и просто смиритесь с этим. Используйте текст по минимуму, придерживаясь только фактов: тип проекта, предмет или имя профессора, год, материал, техника.

4. Рисунок от руки всегда актуален

Глянцевые модные рендеры прекрасны, и если вы умеет их делать, то, безусловно, должны включить их в свое портфолио. Но факт остается фактом — архитектор должен уметь без проблем выражать свои мысли на бумаге. Это не просто базовый способ коммуникации в архитектурной среде: ваши эскизы еще и демонстрируют ход ваших мыслей. Постарайтесь включать зарисовки в ваше портфолио, даже если они были сделаны на обрывке бумаги в процессе проектирования и поиска формы.

Портфолио без набросков и эскизов — не архитектурное портфолио, а портфолио 3D-визуализатора.

5. Соблюдайте последовательность

Портфолио должно составлять впечатление рассказа, который собирает вместе все ваши лучшие проекты для одной цельной презентации. Необходимо придерживаться единого графического стиля и визуальных знаков, которые бы повторялись на всех страницах. Удачно выбранный формат сможет собрать несопоставимые проекты разных лет в одну сюжетную линию. И не пытайтесь заполнить весь лист целиком, не бойтесь пустых пространств листа. Это показывает вашу уверенность в том, что выбранные изображения действительно важны.

Возможно, есть еще несколько важных советов и указаний, которые стоит учитывать при создании портфолио, но эти пять прошли тест временем лучше всех остальных. Каждый раз, как портфолио попадает в студию на стол, эти пять правил выделяют хорошее портфолио от посредственных заявок.

Однако есть еще одна проблема, о которой необходимо сказать. Не забывайте, что ваше портфолио — это не Святой Грааль или какая-нибудь другая реликвия. Да, вы вложили в его создание много времени и сил, и в какой-то момент вам может показаться, что это самый важный документ на свете. Но все-таки это лишь билет на практику или в новую архитектурную школу. В конечном счете, если вы следовали этим пяти пунктам и попали туда, куда хотели, портфолио быстро окажется в стопке со старыми журналами, и у вас есть право оставить его там.

Изображения BUILD Lld.

Для успешного поступления на программы архитектуры, требуется предоставить портфолио с работами для оценки способностей и креативных навыков студента.

Сегодня профессия архитектора является востребованной во многих странах. Специальность сочетает в себе различные области знания – искусство, науку и технологию. Студенты за время обучения осваивают широкий диапазон учебных программ: от математики и логики до изобразительного искусства и дисциплин, связанных с креативной индустрией. Такая диверсификация процесса образования позволяет выпускникам быстро делать карьеру не только в сфере архитектуры, но и в различных смежных направлениях – бизнесе, индустрии и технологии.

После окончания вуза многие архитекторы работают индивидуально или объединяются в ассоциации, как это принято в юридической практике, но есть и те, кто устраиваются в крупные корпорации на фиксированные оклады. Выпускники имеют возможность специализироваться в разных направлениях – например, в архитектуре жилых домов или в дизайне коммерческих и офисных центров.

Хотя для поступления на архитекторские программы требуются высокие баллы по математике и научным дисциплинам, всё же решающим фактором является наличие креативного и правильно составленного портфолио , позволяющего членам приёмной комиссии оценить потенциал будущего архитектора.

Как создать успешное портфолио?

1. Представление работ

Независимо от того, собираетесь ли вы презентовать работы в бумажном виде или использовать одну из многочисленных цифровых платформ, доступных сегодня в интернете, следует избегать чрезмерного применения эффектных и ярких шаблонов оформления. Работы лучше представлять в простом и лаконичном формате , с удобной навигацией по портфолио. Основной упор стоит делать на содержание, а не на дизайн цифровой платформы, сайта или папки с работами.

2. Достаточное количество работ и разнообразие стилей

Хорошее портфолио должно демонстрировать разные грани вашего творчества и стиля исполнения проектов. Идеальным вариантом является включение в него работ, в равной степени отражающих основные этапы вашего творческого пути:

  • 1/3 работ, выполненных в период учёбы, если вы уже проходили какие-либо курсы по архитектуре,
  • 1/3 работ, выполненных в период работы или стажировки (пусть даже краткосрочной),
  • 1/3 работ, выполненных в личное время, демонстрирующих вашу увлеченность архитектурой.

Большинство университетов советуют иметь в портфолио от 9 до 12 работ .

3. Описания

Работы должны иметь короткие и понятные описания: тип проекта, год, техника исполнения, где и по какому случаю делался проект.

4. Наличие эскизов и рисунков от руки

Большинство архитекторов считают, что в их профессии совершенно необходимо умение делать быстрые наброски от руки. Поэтому следует обязательно включать такие эскизы в портфолио. Кроме того, подобные рисунки показывают ход ваших мыслей во время работы над проектом.

5. Наличие определённой системы в портфолио

Удачное портфолио не является сборником разрозненных работ, а представляет собой связанную и логичную историю вашего творческого развития. Постарайтесь сформировать систему, по которой вы расположите работы. Начинайте с сильных образцов и ими же заканчивайте, но в середине портфолио обязательно должны быть и менее удачные проекты – так преподаватели университета смогут сформировать объективное мнение о ваших способностях.

Почему проекты не главное в портфолио? Зачем нужно ограничиваться несколькими объектами? Можно ли добавлять совместные проекты? Как все не испортить подписями? Во всех этих вопросах редактор archspeech Константин Каминский разбирался на примере десяти самых распространенных ошибок при создании архитектурного портфолио.

Мы уже публиковали материал о пяти базовых . Они актуальны и сегодня, однако, как показывает практика, лучше всего получается учиться на ошибках. Чтобы свести их к минимуму, приводим десять популярных заблуждений, которые часто встречаются в .

1. Не пытайтесь включить в портфолио все работы

Перед составлением портфолио задумайтесь, сколько времени действительно сможет уделить просматривающий его человек, чтобы оценить ваши работы. Максимум удастся получить 5 минут внимания, которых точно не хватит для вдумчивого изучения 50 страниц, исписанных мелким текстом.

Американский архитектор Брендан Хаббард для ознакомительного портфолио, отправляемого по электронной почте, и вовсе предлагает ограничиться двумя страницами. Может быть, это совсем радикальный метод, но он заведомо имеет больше шансов на успех, нежели многостраничные издания.

2. Расскажите историю вместо набора проектов

Контента в интернете становится так много, что пользователи за секунды пролистывают ленты и архитектурные блоги в поисках интересных решений. Чтобы избежать подобной участи и захватить внимание потенциального работодателя, не собирайте портфолио из идущих друг за другом однотипных страниц с изображениями проектов. Вместо этого постарайтесь связать их в одну повествовательную цепочку с несколькими ключевыми понятиями.

3. Посвятите рассказ не работам, а собственной персоне

Важно понимать, что портфолио — это прежде всего отображение индивидуальности, способа мышления и творческого мировоззрения. При изучении портфолио вас хотят узнать прежде всего как личность, а не прочитать о владении нужными программами, для чего было бы достаточно выдать типовое задание или запросить рабочие файлы.

4. Проекты и реализации — действительно не самое важное

Если третий пункт вас не убедил, то повторимся еще раз: важно не то, что вы делали за последние годы, а как вы это делали. Возможно, отдельный проект лучше проиллюстрировать отвлеченной фотографией или текстом, раскрывающим ваш подход. Например, мы уже о системе архитектурной школы МАРШ и, в частности, публиковали архитектурный дневник Надежды Чадович, где в емких заметках на полях к проекту вырисовывается и личность автора, и суть проекта.

На эту же тему рассуждал и американский архитектор Боб Борсон, автор популярного блога Life of an Architect. В одной из своих заметок Боб пишет , что за всю жизнь больше всего ему запомнилось портфолио, где архитектор рассказывала подробно о реставрации машины. Казалось бы, тема совсем не связана с архитектурой, но все работники офиса запомнили это портфолио и отметили любовь автора к деталям, преданность делу и хорошую работу с поставщиками.

5. Не публикуйте то, чем не захотите заниматься

Составив портфолио из одних рендеров, будьте готовы, что вас примут на работу, прежде всего, как умелого 3D-визуализатора. Чтобы не попасть в ситуацию, когда ожидания от работы не совпадут с реалиями, покажите ваши приоритеты сразу и используйте в портфолио только те форматы и проекты, которыми вы хотите заниматься в дальнейшем.

6. Совместные проекты не запрещены

Часто возникают сомнения: стоит ли использовать в портфолио проекты, разработанные в авторском коллективе. Можно ли использовать общие изображения для контекста? Или только публиковать лично выполненные детали и узлы? Адекватным будет любой вариант, который лучшего всего вписывается в общую канву вашего рассказа. Главное, честно указать авторство, не забыв упомянуть коллег.

7. Обойдитесь без экспериментов в типографике

Типографика — консервативная область с множеством нюансов, каждый из которых прошел долгую историю формирования. Поэтому лучше не изобретать причудливый велосипед, а следовать устоявшимся базовым правилам . Пусть внимание привлекают ваши проекты, а не цвет и разнообразие странных шрифтов.

8. Единого формата не существует

Нет никаких стандартов в выборе формата, цвета, материала либо состава портфолио архитектора. Подойдет любое решение, которое лучше расскажет об авторе. Например, первокурсник МАРШа Денис Гаврилин при поступлении в школу составил портфолио из 10 открыток-проектов. На лицевую сторону каждой открытки студент вынес заглавный вопрос проекта, на который он пытался ответить конкретной работой. Кстати, Денис ведет , рассказывая о процессе архитектурного образования.

9. Не забывайте про видео

Собственно, блог сам по себе может стать заменой традиционному портфолио. Так, Андрей Елбаев из бюро «Остоженка» ведет канал на Youtube