Современные десктопные процессоры архитектуры x86. Чем архитектура ARM отличается от x86 Какие операционные системы поддерживает платформа x86

(real mode)

Классический режим адресации, использованный в первых моделях семейства. Использует сегментированную модель памяти, организованную следующим образом: адресное пространство в 1MiB разбивается на 16-байтовые блоки, называемые параграфами. Всего параграфов в 1 MiB - 65536, что позволяет пронумеровать их 16-разрядными числами. Сегменты памяти имеют размер 65536 байт, и всегда начинаются на границе параграфа. Адрес ячейки памяти состоит их двух частей: номера параграфа, с которого начинается сегмент и смещения внутри сегмента и обычно записывается как SSSS:OOOO, где S и O - шестнадцатеричные цифры. SSSS называется сегментной компонентой адреса, а OOOO - смещением. Адрес ячейки, выдаваемый на шину, представляет собой сегментную компоненту умноженную на 16 плюс смещение. Сегментная компонента помещается в специальный регистр, называемый сегментным, а смещение в регистр IP(регистр инструкций). Микропроцессоры 8086/8088, 80186/80188 и 80286 имели четыре сегментных регистра, т.е могли работать одновременно с четырьмя сегментами памяти, имеющими определенное назначение. В 80386 добавили еще два, не имеющих специального назначения.

  • Сегментные регистры и их назначение:
    • CS - Сегмент кода. Используется для выборки команд программы;
    • DS - Сегмент данных. Используется по умолчанию для доступа к данным;
    • ES - Дополнительный сегмент. Является получателем данных в командах обработки строк;
    • SS - Сегмент стека. Используется для размещения программного стека;
    • FS - Дополнительный сегментный регистр. Специального назначения не имеет. Появился в процессоре 80386;
    • GS - Аналогично предыдущему, но в новых процессорах с 64-битной архитектурой имеет особый статус: может использоваться для быстрого переключения контекстов.

Несмотря на то, что сегментные регистры имеют специальные назначения, архитектура допускает при обращении к данным заменить один сегмент на любой другой. Сегменты кода, стека и получателя строк всегда используют регистры CS, SS и ES и не могут быть изменены. Общий объем памяти, адресуемый в реальном режиме составляет 1048576 байт (0000:0000-F000:FFFF(00000-FFFFF)-логический адрес(физический адрес) в шестнадцатеричной системе счисления). Сегментный подход позволяет разделить всю память на 16 сегментов, начинающихся с адресов, кратных 64 Кбайт. Эти 16 сегментов называют страницами памяти. Обычно деление на страницы используется для совместного функционирования устройств, интерфейсы которых отображены на адресное пространство памяти; тогда каждое такое устройство использует одну страницу памяти, и адрес ячейки в адресном пространстве устройства будет совпадать со смещением в сегменте памяти компьютера. Так в компьютерах IBM PC страницы c 11 по 15 используются как «видеопамять»(адресное пространство видеоадаптера), а шестнадцатая страница(размещающаяся в адресах FFFF:0000 - FFFF:FFFF) получила название «области верхней памяти» (High Memory Area), которую впоследствии MS-DOS использовала для размещения своего ядра и буферов ввода-вывода, оставив больше «обычной» памяти прикладным программам. Таким образом реально доступная пользователю память составляет 640 Кбайт(первые 10 страниц).

Также в реальном режиме отсутствует защита памяти и разграничение прав доступа, поэтому он уже практически вышел из употребления. Является режимом по умолчанию для всех моделей процессоров семейства x86.

Защищённый режим (protected mode)

Более совершенный режим, первые появившийся в процессоре 80286 и в дальнейшем многократно улучшавшийся. Имеет большое количество подрежимов, по которым можно проследить эволюцию семейства ЦП. В этом режиме поддерживается защита памяти, контексты задач и средства для организации виртуальной памяти. Аналогично реальному режиму, тут также используется сегментированная модель памяти, однако уже организованная по другому принципу: деление на параграфы отсутствует, а расположение сегментов описывается специальными структурами (таблицами дескрипторов), расположенными в оперативной памяти. Помимо базового адреса сегмента дескрипторы содержат размер сегмента (точнее, максимально доступное смещение) и различные атрибуты сегментов, использующиеся для защиты памяти и определения прав доступа к сегменту для различных программных модулей. Существует два типа дескрипторных таблиц: глобальная и локальная. Глобальная таблица описывает сегменты операционной системы и разделяемых структур данных. Локальная таблица может быть определена для каждой конкретной задачи (процесса). Сегменты памяти также выбираются все теми же сегментными регистрами; однако вместо номера параграфа сегментный регистр содержит специальную структуру (селектор), содержащую индекс дескриптора в таблице. Сам же дескриптор загружается из памяти во внутренний программно недоступный регистр (кеш), привязанный к каждому сегментному регистру и автоматически загружаемый в момент его модификации.

Каждый программный модуль, выполняемый в защищенном режиме определяется его сегментом кода, опысываемым регистром CS, который и определяет его привилегии по доступу к данным и другим модулям. Существует 4 уровня привилегий 0,1,2 и 3, называемых кольцами защиты. Кольцо 0 наиболее привилегированное. Оно предназначено для модулей ядра операционной системы. Кольцо 3 - наименее привилегированное, и предназначено для пользовательских программ. Кольца 1 и 2 используются лишь некоторыми операционными системами. Сегменты данных также имеют атрибуты прав доступа, дающие доступ только коду, имеющему такие же или более высокие привилегии. Система колец позволяет гибко распределять доступ к коду и данным.

Процессор 80386, появившийся в 1985 году, в отличие от своих предшественников стал 32-битным. В нем появилась возможность адресовать до 4GiB памяти, что позволило создавать сегменты памяти размером во все адресное пространство. Поэтому новые операционные системы использовали вырожденную модель организации памяти, когда все сегменты начинаются с нулевого адреса. Такая модель получила название плоской (flat memory model), и адрес задается одним целым 32-разрядным числом (хотя по сути он является смещением внутри вырожденного сегмента), а сами сегменты используются исключительно для организации защиты по кольцам привилегий.

Режим виртуального 8086 (virtual 8086 mode, V86)

Является подрежимом защищенного, но использует адресную модель, аналогичную реальному режиму. Применяется для запуска старых программ 8086 в среде современных операционных систем. В отличие от реального режима, где все программы имеют доступ ко всей памяти (кольцо 0), в режиме V86 программа выполняется в кольце 3 (наименее привилегированном), а особые ситуации и прерывания обрабатываются обычными процедурами защищенного режима.

Смешанные режимы

Сегментное MMU современных процессоров, несмотря на кардинальные различия двух его основных режимов, в обоих работает схожим образом. Это позволяет организовывать нестандартные режимы не описанные в официальной документации, но иногда очень полезные при написании программ. Поскольку известно, что внутренние кэши дескрипторов используются во всех режимах, и именно они используются для адресации памяти, при понимании логики их работы возможна загрузка в них нестандартных значений для текущего режима. В частности, можно создать дескрипторную таблицу в реальном режиме, установить флаг PE, загрузить сегментные регистры уже в защищенном режиме, а потом тут же сбросить флаг PE. До следующей перезагрузки сегментного регистра его кеш дескриптора будет содержать значение, соответствующее защищенному режиму, и если он был загружен должным образом, появится возможность адресации до 4GiB памяти. Подобные нестандартные режимы получили общее название Unreal mode и активно используются BIOS "ами персональных компьютеров. Следует отметить, что в процессоре 80286 также была возможность загрузки нестандартных значений дескрипторного кеша при помощи недокументированной команды LOADALL; что было особенно актуально, поскольку процессор 80286 не позволял сбрасывать флаг PE (из защищенного режима выходили с помощью сброса процессора, что сказывалось на производительности).

Страничная организация памяти

В процессорах начиная с 80386 появилось мощное MMU , позволяющее организовать отображение страниц памяти , что было еще одним поводом перехода на плоскую модель с приходом 32-разрядных вычислений. Используя трансляцию страниц операционная система может создать собственное линейное адресное пространство для каждого процесса; также каждая страница имеет атрибуты прав доступа. Только в отличие от сегментов, таких уровней существует только 2: пользователь и супервизор. Но для большинства современных операционных систем этого вполне достаточно. Следует отметить, что страничное MMU доступно только в защищенном режиме.

Расширения

PAE

В более поздних 32-разрядных процессорах (начиная с Pentium Pro) появилось PAE (Physical Address Extension) - расширение адресов физической памяти до 36 бит (возможность адресации 64 Гбайт ОЗУ). Это изменение не затронуло разрядности задач - они остались 32-битными.

MMX

Дополнительный «мультимедийный» (англ. Multi-Media eXtensions ) набор инструкций, выполняющих по несколько характерных для процессов кодирования/декодирования потоковых аудио/видеоданных действий за одну машинную инструкцию. Впервые появился в процессорах Pentium MMX. Обеспечивает только целочисленные вычисления.

SSE

3DNow!

Набор инструкций для потоковой обработки вещественных чисел одинарной точности. Поддерживается процессорами AMD начиная с K6-2. Процессорами Intel не поддерживается.

Инструкции 3DNow! используют регистры MMX в качестве операндов (в один регистр помещается два числа одинарной точности), поэтому, в отличие от SSE, при переключении задач не требуется отдельно сохранять контекст 3DNow!.

64-битный режим

К началу 2000-х годов стало очевидно, что 32-битное адресное пространство архитектуры x86 ограничивает производительность приложений, работающих с большими объёмами данных. 32-разрядное адресное пространство позволяет процессору осуществлять непосредственную адресацию лишь 4 Гб данных, этого может оказаться недостаточным для некоторых приложений, связанных, например, с обработкой видео или обслуживанием баз данных.

Для решения этой проблемы Intel разработала новую архитектуру IA-64 - основу семейства процессоров Itanium . Для обеспечения обратной совместимости со старыми приложениями, использующими 32-разрядный код, в IA-64 был предусмотрен режим эмуляции. Однако на практике данный режим работы оказался чрезвычайно медленным. Компания AMD предложила альтернативное решение проблемы увеличения разрядности процессора. Вместо того, чтобы изобретать совершенно новую систему команд, было предложено ввести 64-разрядное расширение к уже существующей 32-разрядной архитектуре x86. Первоначально новая архитектура называлась x86-64, позже она была переименована в AMD64 . Первоначально новый набор инструкций поддерживался процессорами семейств Opteron , Athlon 64 и Turion 64 компании AMD. Успех процессоров, использующих технологию AMD64, наряду с вялым интересом к архитектуре IA-64, побудили Intel лицензировать набор инструкций AMD64. При этом был добавлен ряд специфических инструкций, не присутствовавших в изначальном наборе AMD64. Новая версия архитектуры получила название EM64T .

В литературе и названиях версий своих продуктов компании Microsoft и Sun используют объединённое именование AMD64/EM64T, когда речь заходит о 64-разрядных версиях их операционных систем Windows и Solaris соответственно. В то же время, поставщики программ для операционных систем GNU/Linux , BSD используют метки «x86-64» или «amd64», Mac OS X использует метку «x86_64», если необходимо подчеркнуть, что данное ПО использует 64-разрядные инструкции.

Виртуализация

Процессоры

Процессоры Intel

16-разрядный процессор i8086, был создан в июне 1978 года. Сначала работал на частотах 4,77 МГц, затем на 8 и 10 МГц. Изготавливался по технологии 3 мкм и имел 29 000 транзисторов.

Чуть позже, в 1979 году, был разработан i8088, который работал на тех же частотах, что и i8086, но использовал 8-разрядную шину данных (внутренняя шина процессора осталась 16-разрядной) для обеспечения большей совместимости с имевшейся в то время в ходу периферией. Благодаря более низкой цене, широко использовался в ранних системах IBM PC вместо 8086.

/80188

Кроме того, в ядро Pentium II был добавлен блок MMX.

Celeron

Celeron - упрощённая модификация процессоров Pentium II / III / IV / Core / Core 2 для построения недорогих компьютеров. Первый Celeron (ядро Covington, частоты 266/300 МГц) представлял собой Pentium II, лишенный кеша второго уровня и пластикового картриджа. Печатная плата также была упрощена. Такая упаковка получила название SEPP (Sinlge Edge Processor Package). В результате эти процессоры демонстрировали удручающе низкую производительность, хотя стоили очень недорого и легко прибавляли до 50 % частоты при разгоне. Все последующие варианты этого процессора имели интегрированный полночастотный кеш второго уровня. Основные отличия процессоров Celeron в объёме этого кэша и частоте шины, а также часто в увеличенной латентности доступа к кэш-памяти по отношению к оригинальному процессору.

Любопытный факт: вторая модификация Celeron (ядро Mendochino, частоты 300..533 МГц) на многих задачах демонстрировала более высокую производительность, чем равночастотный Pentium II. Это объяснялось тем, что маленький (128 Кбайт) кеш Mendochino располагался на одном кристалле с ядром и работал на частоте ядра, в то время как большой (512 Кбайт) кеш Pentium II находился достаточно далеко от ядра и работал на половинной частоте. Больше таких промашек фирма Intel не допускала, и все последующие Celeron гарантированно медленнее полноценных процессоров того же поколения.

Pentium III (i686)

Pentium III, изготовленный изначально по технологическому процессу 0,18 мкм, отличается от P2 главным образом добавлением инструкций SSE . Поздние процессоры этой серии изготавливались по технологическому процессу 0,13 мкм, получили интегрированную в кристалл ядра полночастотную кэш-память (сначала 256 Кбайт, затем - 512 Кбайт) и послужили прообразом процессоров архитектуры Pentium M . Выпускались в конструктивах как SECC/SECC2 (Slot 1), так и FCPGA-370 (PGA-370).

Pentium 4

Принципиально новый процессор с гиперконвейеризацией (hyperpipelining) - с конвейером, состоящим из 20 ступеней. Согласно заявлениям Intel, процессоры, основанные на данной технологии, позволяют добиться увеличения частоты примерно на 40 процентов относительно семейства P6 при одинаковом технологическом процессе (при «правильной» загрузке процессора). На практике же, первые модели работали даже медленнее, чем Pentium III. Позже дополнены поддержкой 64-битного кода.

Core / Core 2

После провала последнего поколения процессоров Pentium 4 на ядре Tejas, было решено обратиться к другой ветви продукции. В основе новых процессоров лежит переработанное ядро Pentium M . Таким образом, ядро P6, использованное ещё в процессорах Pentium Pro , продолжило свою эволюцию, нарастив частоту со 150 МГц до 3,2 ГГц и обзаведясь новой системной шиной, поддержкой многоядерности, мультимедийных инструкций.

Процессоры Core - это решение для ноутбуков, одно- и двухъядерное, исполняющее 32-битный код.

Процессоры Core 2 выпускаются как в настольном, так и мобильном исполнении, включают ряд микроархитектурных улучшений и способны исполнять 64-битный код. Количество ядер варьируется от одного до четырёх.

Core i3/Core i5/Core i7 /Core i9

Дальнейшее развитие идей, заложенных в процессорах Core 2. Сохранив основную конструкцию процессорных ядер, появившийся первым Core i7 получил модульную структуру, позволяющую легко варьировать их количество, встроенный контроллер памяти (трёхканальной DDR3 в высшем сегменте и двухканальной DDR3 в массовом) и новую шину, соединяющую процессор с чипсетом. Микроархитектурные улучшения позволяют Core i7 показывать повышенную производительность в сравнении с Core 2 на равных частотах. Большое внимание было уделено вопросу энергоэффективности нового процессора.

Позже появились более дешевые Core i5/i7 с двухканальным контроллером памяти и четырьмя ядрами, затем - Core i3/i5 с двумя ядрами и встроенным видеоядром. Ожидается и анонс более мощных процессоров с трехканальным контроллером памяти и шестью ядрами - Core i9.

Atom

Недорогие сверхэкономичные одно- и двухядерные процессоры, предназначенные для использования в так называемых сетевых компьютерах - нетбуках и неттопах (компьютерах, в которых вычислительная мощность пожертвована в пользу экономичности, бесшумности и малогабаритности). В основе - модифицированное ядро от первых Pentium, которое адаптировали под новый техпроцесс, добавили возможность исполнения 64-битного кода и мультимедийных инструкций, а также кэш-память второго уровня и поддержку многопоточного исполнения (SMT, аналог Hyper Threading). Для упрощения конструкции было решено отказаться от внеочередного исполнения команд, что не лучшим образом сказалось на производительности.

Xeon

Семейство процессоров, ориентированных на серверы и многопоточные вычисления .

Первый представитель этого семейства базировался на архитектуре Pentium II, представлял собой картдридж с печатной платой, на которой монтировались ядро, кэш-память второго уровня и тег кэша. Монтировался в гнездо Slot 2.

Современные Xeon-ы базируются на архитектуре Core2/Core i7.

Процессоры AMD

Am8086 / Am8088 / Am186 / Am286 / Am386 / Am486

Клоны соответствующих процессоров от Intel. Обычно выпускались с максимальной частотой на ступеньку выше, чем у оригинала. Так, Am386DX выпускался с максимальной частотой 40 МГц, тогда как i386DX - 33 МГц. Вплоть до 486DX2-66 других различий между процессорами не было. Программно отличить эти процессоры было невозможно.

5x86

Клон i486. В то время, как Intel для i486 остановился на частоте 100 МГц, AMD выпускала процессоры с частотами до 133 МГц. Также они отличались увеличенным объёмом кэша первого уровня (16 Кбайт) и множителем (×4).

Аналоги Pentium. Первые процессоры, разработанные фирмой AMD самостоятельно. Несмотря на превосходство в целочисленных операциях над аналогами от Intel (в ядре данного процессора применялся ряд технологий шестого поколения), производительность блока вычислений с плавающей запятой значительно уступала по производительности процессорам Pentium с аналогичной тактовой частотой. Кроме того, наблюдалась плохая совместимость с ПО некоторых производителей. Недостатки K5 были чрезвычайно преувеличены в различных сетевых и других неформальных обсуждениях и на долгое время способствовали (в целом - несправедливому) ухудшению репутации продукции AMD у пользователей.

Выпущен в апреле 1997 года. Принципиально новый процессор AMD, основанный на ядре, приобретённом у NexGen. Данный процессор имел конструктив пятого поколения, однако относился к шестому поколению и позиционировался как конкурент Pentium II . Включал в себя блок MMX и несколько переработанный блок FPU . Однако данные блоки всё равно работали на 15-20 % медленнее, чем у аналогичных по частоте процессоров Intel. Процессор имел 64 Кбайт кэша первого уровня.

В целом сравнимая с Pentum II производительность, совместимость со старыми материнскими платами и более ранний старт (AMD представила К6 на месяц раньше, чем Intel представила P-II) сделали его достаточно популярным, однако проблемы с производством у AMD значительно испортили репутацию данного процессора.

K6-2

Дальнейшее развитие ядра К6. В этих процессорах была добавлена поддержка специализированного набора команд 3DNow! . Реальная производительность, однако, оказалась существенно ниже, чем у аналогичных по частоте Pentium II (это было вызвано тем, что прирост производительности с ростом частоты у P-II был выше благодаря внутреннему кэшу) и конкурировать К6-2 смогли лишь с Celeron. Процессор имел 64 Кбайт кэша первого уровня.

K6-III

Более успешная в технологическом плане, чем K6-2, попытка создания аналога Pentium III . Однако маркетингового успеха не имела. Отличается наличием 64 Кбайт кэша первого уровня и 256 Кбайт кэша второго уровня в ядре, что позволяло ему на равной тактовой тактовой частоте обгонять по производительности Intel Celeron и не очень существенно уступать ранним Pentium III.

Аналог K6-III с технологией энергосбережения PowerNow! . Изначально предназначался для ноутбуков , но устанавливался и в настольные системы.

Аналог К6-III+ с урезанным до 128 Кбайт кэшем второго уровня.

Athlon

Очень успешный процессор, благодаря которому фирма AMD сумела восстановить почти утраченные позиции на рынке микропроцессоров. Кэш первого уровня - 128 Кбайт. Первоначально процессор выпускался в картридже с размещением кэша второго уровня (512 Кбайт) на плате и устанавливался в разъём Slot A , который механически, но не электрически совместим с интеловским Slot 1 . Затем устанавливался в разъём Socket A и имел 256 Кбайт кэша второго уровня в ядре. По быстродействию - примерный аналог Pentium III.

Duron

Конкурент Celeron поколений Pentium III / Pentium 4. Отличается от Athlon объёмом кэша второго уровня (всего 64 Кбайт), зато интегрированным в кристалл и работавшем на частоте ядра. Производительность заметно выше, чем у аналогичных Celeron, и при выполнении многих задач соответствует Pentium III.

Athlon XP

Продолжение развития архитектуры Athlon. По быстродействию - аналог Pentium 4. По сравнению с обычным Athlon, добавлена поддержка инструкций SSE.

Sempron

Более дешёвый (за счёт уменьшенного кэша второго уровня) вариант процессоров Athlon XP и Athlon 64.

Первые модели Sempron являлись перемаркированными чипами Athlon XP на ядре Thoroughbred и Thorton, имевшими 256 Кбайт кэша второго уровня, и работавшими на 166 (333 DDR) шине. Позднее под маркой Sempron выпускались (и выпускаются) урезанные версии Athlon 64/Athlon II, позиционируемые как конкуренты Intel Celeron. Все Sempron имеют урезанный кеш 2-го уровня; младие модели Socket 754 имели заблокированные Cool&quiet и x86-64 ; Socket 939 модели имели заблокированный двухканальный режим работы памяти.

Opteron

Первый процессор, поддерживающий архитектуру x86-64 .

Athlon 64

Первый несерверный процессор, поддерживающий архитектуру x86-64.

Athlon 64 X2

Продолжение архитектуры Athlon 64, имеет 2 вычислительных ядра.

Athlon FX

Имел репутацию «самого быстрого процессора для игрушек». Является, по сути, серверным процессором Opteron 1xx на десктопных сокетах без поддержки registered-memory. Выпускается малыми партиями. Стоит значительно дороже своих «массовых» собратьев.

Phenom

Дальнейшее развитие архитектуры Athlon 64, выпускается в вариантах с двумя (Athlon 64 X2 Kuma), тремя (Phenom X3 Toliman) и четырьмя (Phenom X4 Agena) ядрами.

Phenom II

Первый выпуск - на базе ядра Joshua, доставшегося VIA вместе с командой разработчиков Cyrix .

Второй выпуск - с ядром Samuel, разработанным на базе так и не вышедшего IDT WinChip -3. Отличался отсутствием кэш-памяти второго уровня и, соответственно, крайне низким уровнем производительности.

Третий выпуск - с ядром Samuel-2, улучшенной версией предыдущего ядра, оснащённой кэш-памятью второго уровня. Процессор выпускался по более тонкой технологии и имел сниженное энергопотребление. После выпуска этого ядра бренд «VIA Cyrix III» окончательно уступил место «VIA С3».

Четвёртый выпуск - с ядром Ezra. Был также вариант Ezra-T, адаптированный для работы с шиной, предназначенной для процессоров Intel с ядром Tualatin . Дальнейшее развитие в направлении энергосбережения.

VIA C7

Дальнейшее развитие VIA C3. Ядро Esther (C5J), корпусировка - nanoBGA2 (21×21 мм), впаивается прямо на плату . Добавлены аппаратная поддержка Secure Hash SHA-1 и SHA-256 и шифрования RSA , поддержка NX-bit , поддерживаются MMX , SSE , SSE2 и SSE3 . Дальнейшее снижение энергопотребления при рабочих частотах до 2 ГГц. Собственная системная шина (VIA V4 800 МГц) для связи с чипсетом. Выпускается также в мобильном (VIA C7-M) и десктопном (VIA C7-D) исполнении.

VIA Eden ESP

Интегрированное решение, включающее в себя процессор VIA C3 c ядром Nehemiah C5P и северный мост чипсета со встроенной UMA-графикой. Отличается крайне низким энергопотреблением (до 7 Вт при частоте 1 ГГц). Выпускается с частотами от 300 МГц (VIA Eden ESP 3000) до 1 ГГц (VIA Eden ESP 10000). Совместимые южные мосты - VT8235M, VT8237R+ (с поддержкой SATA), VT8251 (2×1 PCI-E) и VIA 686B.

VIA CoreFusion

Дальнейшее развитие идей VIA Eden ESP. Выпускается в двух вариантах - VIA Mark и VIA Luke, отличающихся интегрированным видеоядром, поддерживаемым типом памяти и рабочими частотами. Для VIA Mark - это S3 Graphics ProSavage4 / SDR PC133 / 533/800 МГц, а для VIA Luke - VIA UniChrome Pro / DDR PC3200 / 533/800/1000 МГц. Совместимые южные мосты: VT8235M, VT8237R+ (с поддержкой SATA), VT8251 (2×1 PCI-E) и VIA 686B.

VIA Nano

Первый x86-64 процессор VIA на ядре Isaiah. Контактно-совместим с VIA C7. Выпускается с частотами от 1 ГГц до 1,8 ГГц. Энергопотребление модели 1,6 ГГц - до 17 Вт при полной загрузке. Среди нововведений - внеочередное исполнение инструкций. Позиционируется как конкурент Intel Atom .

Процессоры NEC

Выпускала серию процессоров, часть из которых (ядро V20/V30) была программно совместима как с , так и с . Переключение между режимами работы осуществлялось при помощи трёх дополнительных инструкций. Аппаратно они выглядели как сильно ускоренная версия или .

Процессоры на основе ядра V33 не имели режима эмуляции 8080, зато поддерживали, при помощи двух дополнительных инструкций, расширенный режим адресации.

Процессоры NexGen

Nx586

В марте 1994 был представлен процессор NexGen Nx586. Он позиционировался как конкурент Pentium, однако изначально не имел встроенного сопроцессора. Использование собственной шины повлекло за собой необходимость применения собственных чипсетов, NxVL (VESA Local Bus) и NxPCI 820C500 (PCI), и ни с чем несовместимого процессорного гнезда. Чипсеты разрабатывались совместно с VLSI и Fujitsu. Nx586 был суперскалярным процессором и мог исполнять по две инструкции за такт. Кэш L1 был раздельным (16 Кбайт под инструкции + 16 Кбайт под данные). Контроллер кэша L2 был интегрирован в процессор, сам же кэш находился на материнской плате. Так же, как и Pentium Pro, Nx586 внутри был RISC-процессором. Отсутствие поддержки инструкций CPUID в ранних модификациях этого процессора приводило к тому, что программно он определялся как быстрый 386 процессор. С этим же было связано то, что Windows 95 отказывался устанавливаться на компьютеры с такими процессорами. Для решения этой проблемы применялась специальная утилита (IDON.COM), представлявшая Nx586 для Windows как 586 class CPU. Nx586 выпускался на мощностях IBM.

Был также разработан сопроцессор Nx587 FPU, который монтировался на заводе поверх кристалла процессора. Такие «сборки» получили маркировку Nx586Pf. При обозначении производительности Nx586 использовался P-rating - c PR75 (70 МГц) до PR120 (111 МГц).

Следующее поколение процессоров NexGen, которое так и не было выпущено, однако послужило основой для AMD K6.


Краткая историческая справка.

Эволюция микропроцессоров исторически подразумевала увеличение разрядности целочисленных регистров , т.е. максимального числа бит, образующих числа, над которыми можно было выполнять элементарные арифметические действия путём исполнения соответствующих команд. Также от этого параметра зависит объём линейно (без всяческих ухищрений, замедляющих работу) адресуемой , к которой может обращаться .
Самый первый микропроцессор Intel 4004 был 4-битным, а основатель семейства x86, т.е. первый процессор, использующий наиболее популярный до сих пор базовый набор команд, Intel 8086 был 16-битным. Эпоха 32-битных микропроцессоров началась с 1985 года с Intel 386, с тех пор вплоть до Intel Pentium4 и AMD AthlonXP включительно система команд только дополнялась (MMX, SSE/SSE2/SSE3, 3Dnow!), но, несмотря на увеличение разрядности внешних шин и шин кэшей вплоть до 256-бит в некоторых случаях, число разрядов целочисленных регистров общего назначения оставалось равным 32.
Тем временем, практически все высокопроизводительные процессоры более поздних, нежели x86, архитектур (преимущественно - варианты RISC) уже давно были 64-битными. (Первый такой процессор, MIPS R3000, появился в 1994 году и был известен в основном по рабочим станциям и серверам SGi). Более того, Intel продвигала уже второе поколение собственных изначально 64-битных процессоров с архитектурой IA64(базирующейся на технологии VLIW) с коммерческим названием Itanium, не обладавших программной x86-совместимостью.
Однако в 2002 году компания AMD представила развитие архитектуры x86 под названием AMD64, представляющее собой очередное расширение набора команд x86, но рассчитанное на работу с 64-битными целочисленными регистрами общего назначения. В "железе" этот набор команд впервые был реализован на процессорах семейства AMD K8: Opteron/Athlon64, полностью программно совместимых и с обычными x86 процессорами.
В течении последующих двух лет стало ясно, что полная реализация потенциала этих процессоров возможна только при работе в операционной системе, использующей соответствующий набор команд и 64-битную адресацию памяти, что, в первую очередь, позволяло без всяких ограничений работать с линейными массивами данных объемом более 4Гб.
В первую очередь на новые процессоры были портированы ОС семейства Linux вместе с достаточно представительным набором критичных к скорости процессора и требующих больших объёмов памяти приложений. Скорость и стабильность работы новых процессоров, а также принципиальные трудности с созданием настольного процессора с архитектурой Intel IA64 сподвигли компанию Microsoft заняться портированием своих ОС на эту платформу.
С этого момента стало ясно, что набор команд AMD64 станет новым индустриальным стандартом, и Intel не осталось ничего другого, как добавить в свои процессоры полный аналог набора команд AMD64, в реализации Intel названный EM64T (Extended Memory 64-bit Technology).

Чем принципиально 64-битные x86 процессоры отличаются от 32-битных?
Помимо возможности быстрой работы с целыми 64-битными числами и прямой адресации несравнимо больших объёмов как виртуальной, так и физической памяти, новый индустриальный стандарт для x86 процессоров ликвидировал три принципиальных недостатка этой архитектуры:
1)Удвоение числа целочисленных регистров общего назначения - по этому параметру все потомки Intel 386 очень сильно отставали от современных RISC и VLIW процессоров. Использование компилятором этих регистров позволяет заметно улучшить эффективность реализации многих алгоритмов.
2)Использование для операций с плавающей точкой не стека, а регистров, используемых в наборе команд SSE2. Очень заметно отражается на производительности, но также требует перекомпиляции программного обеспечения.
3)DEP - Data Execution Protection (защита от передачи на выполнение содержимого сегмента данных при возникновении ошибки переполнения), также называется EVP (Enhanced Virus Protection), сильно затрудняет работу определённых классов вредоносных программ, в первую очередь - червей и троянцев. Не требует перекомпиляции ПО, поддерживается и 32-битными ОС Microsoft, начиная с WindowsXP SP2 и Wndows 2003 Server SP1.

Что нужно для работы 64-битных x86 приложений на моём ПК?
1)64-битный x86 процессор. На момент написания FAQ это были процессоры AMD с поддержкой технологии AMD64 и Intel c EM64T, соответственно. Конкретно речь идёт о AMD Opteron/Athlon64/Turion 64(мобильный аналог Athlon64)/Sempron 64/Phenom64. У Intel поддержка EM64T присутствует у процессоров Celeron D 3X1/3X6, Pentium4 5X1/5X6/6XX, Pentium D, Pentium XE (не Pentium4 XE!), всех Xeon DP с 800МГц с шиной и XeonMP c 667МГц шиной, а также у большинства будущих процессоров Intel за исключением Pentium M и Сeleron M.

Дополнение от января 2008 года - на данный момент набор команд AMD64/EM64T окончательно стал стандартом для всех производимых мобильных, настольных и серверных x86 процессоров Intel и AMD.

Также надо убедиться, что процессор корректно опознаётся BIOS"ом материнской платы (это означает, что в него загружен необходимый микрокод, несоблюдение этого условия может привести к серьёзным проблемам в работе компьютера). В некоторых ситуациях может потребоваться обновление BIOS материнской платы. В первую очередь это касается процессоров Intel, поскольку не все LGA775-материнские платы изначально поддерживали такие процессоры.
2)Операционная система.
На момент написания FAQ доступны следующие ОС:
Microsoft Windows XP Professional x64 Edition, Microsoft Windows 2003 Server x64 Editions (Standart/Enterprise/Datacenter), Windows Server 2008, также на платформу AMD64 перенесены Sun Solaris и различные варианты Linux и FreeBSD,(детальное рассмотрение особенностей unix-подобных ОС выходит за рамки данного FAQ), Windows Vista также имеет x64 версии всех редакций кроме начальных.
3)Драйверы. Все драйверы, работающие в ядре системы должны быть 64-битными, обратной совместимости не предусмотрено. Для наиболее распространённых комплектующих (видеокарты nVidia GeForce и ATi Radeon, чипсеты и дисковые контроллеры Intel, VIA, nVidia) такие драйверы уже написаны.

Будут ли работать обычные приложения на 64-битной ОС Windows?
1)32-битные приложения для Microsoft Windows - да, будут, при этом в некоторых ситуациях возможен прирост производительности по сравнению с выполнением на том же компьютере, но под 32-битной ОC(особенно если приложение использует очень большие объёмы оперативной памяти), но при этом 32-битные приложения не могут обращаться к 64-битным DLL и элементам Active Controls и наоборот. (На практике это выразилось в том, что в составе 64-х битных Windows Internet Explorer оставлен 32-битным для корректной работы со страницами, содержащими ActiveX элементы.)
2) 16-битные приложения для Microsoft Windows - нет, за исключением нескольких программ-инсталляторов.
3) DOS-приложения - нет. (На момент написания FAQ стало известно о портировании на 64-битные версии Windows прекрасно зарекомендовавшего себя OpenSource эмулятора DosBox, что почти полностью снимает возможные проблемы)
4)Приложения Windows для IA64(Itanium) - нет.

Что всё это даст мне в данный момент и что это может дать в будущем?
Для обычных пользовательских повседневных программ перенос их в данный момент на 64-битную платформу не даёт какого-либо качественно скачка в производительности. Исключением, (да и то относительным) являются только некоторые новейшие высокотехнологичные игры.
Наибольшую пользу от перехода на 64-бита получают программы для работы с базами данных, причём чем больше объём используемых данных, тем более заметен выигрыш, программы для CAD/CAE (автоматизированное проектирование, моделирование и т.п.), а также программы для создания цифрового контента (обработка изображений, звука, видео), более подробную информацию уже, как правило, можно узнать на сайте фирмы-разработчика используемого вами ПО - как правило, из сроков готовности 64-битных версий секретов никто не делает.
Из программ, портирование которых на 64-бит Windows завершено или близится к завершению стоит упомянуть Microsoft SQL Server 2000 и 2005, Cakewalk Sonar 4.0, CryTek FarCry, Epic Unreal Tournament 2004, SiSoft Sandra 2005 Полный список ПО, которое находится на разных стадиях переноса под Windows x64 можно найти .

Сравнительная таблица ограничений по максимальному объёму используемой оперативной памяти и числу процессоров для 32 и 64-битных версий операционных систем от Microsoft:

Общие ограничения по объёму используемой памяти 32-Bit 64-Bit
Полное виртуальное адресное пространство 4 ГБ 16 TБ
Виртуальное адресное пространство для 32-битного процесса 2 ГБ (3 ГБ c ключом загрузки /3ГБ) 4 ГБ если программа откомпилирована с ключом /LARGEADDRESSAWARE (2 ГБ без этого)
Виртуальное адресное пространство для 64-битного процесса Не применимо 8 TБ
Paged pool(Выгружаемый стек) 470 МБ 128 ГБ
Non-paged pool(Невыгружаемый стек) 256 МБ 128 ГБ
System Page Table Entry(PTE) 660 МБ to 900 МБ 128 ГБ
Ограничения по физическому объёму памяти и количеству процессоров 32-Bit 64-Bit
Windows XP Professional 4 ГБ / до 2 CPU 128 ГБ / до 2 CPU
Windows Server 2003, Standard Edition 4 ГБ / до 4 CPU 32 ГБ / до 4 CPU
Windows Server 2003, Enterprise Edition 64 ГБ / до 8 CPU 1 TБ / до 8 CPU
Windows Server 2003, Datacenter Edition 64 ГБ / 8 - 32 CPU 1 TБ / 8 - 64 CPU
Windows Server 2008, Web Edition 4 ГБ / до 4 CPU 32 ГБ / до 4 CPU
Windows Server 2008, Standart Edition 4 ГБ / до 4 CPU 32 ГБ / до 4 CPU
Windows Server 2008, Enterprise Edition 64 ГБ / до 8 CPU 2 TБ / до 8 CPU
Windows Server 2008, Datacenter Edition 64 ГБ / до 32 CPU 2 TБ / до 64 CPU
Windows Server 2008, HPC Edition - 128 ГБ / до 4 CPU

Cведения о максимально поддерживаемых объемах памяти для 64-битных версий Windows Vista можно найти .


8086 стал первым процессором x86 - Intel к тому времени уже выпустила модели 4004, 8008, 8080 и 8085. Этот 16-битный процессор мог работать с 1 Мбайт памяти по внешней 20-битной адресной шине. Тактовая частота, выбранная IBM (4,77 МГц) была довольно низкой, и к концу своей карьеры процессор работал на 10 МГц.

Первые ПК использовали производную процессора 8088, которая имела всего 8-битную внешнюю шину данных. Что интересно, системы управления в американских шаттлах используют процессоры 8086, и NASA пришлось в 2002 году покупать процессоры через eBay, поскольку Intel их больше не производила.

Intel 8086
Кодовое название Н/Д
Дата выпуска 1979
Архитектура 16 битов
Шина данных 16 битов
Шина адреса 20 битов
Макс. объём памяти 1 Мбайт
Кэш L1 Нет
Кэш L2 Нет
Тактовая частота 4,77-10 МГц
FSB Равная частота CPU
FPU 8087
SIMD Нет
Техпроцесс 3 000 нм
Число транзисторов 29 000
Энергопотребление Н/Д
Напряжение 5 В
Площадь кристалла 16 мм²
Сокет 40-контактный


Выпущенный в 1982 году, процессор 80286 был в 3,6 раза быстрее 8086 на той же тактовой частоте. Он мог работать с памятью объёмом до 16 Мбайт, но 286 всё ещё оставался 16-битным процессором. Он стал первым процессором x86, оснащённым диспетчером памяти (memory management unit, MMU), который позволял работать с виртуальной памятью. Подобно 8086, процессор не содержал блока работы с плавающей запятой (floating-point unit, FPU), но мог использовать чип-сопроцессор x87 (80287). Intel выпускала 80286 на максимальной тактовой частоте 12,5 МГц, хотя конкурентам удалось добиться 25 МГц.

Intel 80286
Кодовое название Н/Д
Дата выпуска 1982
Архитектура 16 битов
Шина данных 16 битов
Шина адреса 24 бита
Макс. объём памяти 16 Мбайт
Кэш L1 Нет
Кэш L2 Нет
Тактовая частота 6-12 МГц
FSB Равная частоте CPU
FPU 80287
SIMD Нет
Техпроцесс 1500 нм
Число транзисторов 134 000
Энергопотребление Н/Д
Напряжение 5 В
Площадь кристалла 49 мм²
Сокет 68-контактный

386: 32-битный и с кэш-памятью


Intel 80836 стал первым процессором x86 с 32-битной архитектурой. Вышло несколько версий этого процессора. Две наиболее известные: 386 SX (Single-word eXternal), который использовал 16-битную шину данных, и 386 DX (Double-word eXternal) с 32-битной шиной данных. Можно отметить ещё две версии: SL, первый процессор x86 с поддержкой кэша (внешнего) и 386EX, который использовался в космической программе (например, телескоп "Хаббл" использует этот процессор).

Intel 80386 DX
Кодовое название P3
Дата выпуска 1985
Архитектура 32 бита
Шина данных 32 бита
Шина адреса 32 бита
Макс. объём памяти 4096 Мбайт
Кэш L1 0 кбайт (иногда присутствует контроллер)
Кэш L2 Нет
Тактовая частота 16-33 МГц
FSB Равная частоте CPU
FPU 80387
SIMD Нет
Техпроцесс 1500-1000 нм
Число транзисторов 275 000
Энергопотребление 2 Вт @ 33 МГц
Напряжение 5 В
Площадь кристалла 42 мм² @ 1 мкм
Сокет 132 контакта

Процессор 486 для многих стал знаковым, поскольку с него началось знакомство с компьютером целого поколения. На самом деле, знаменитый 486 DX2/66 долгое время считался минимальной конфигурацией для геймеров. Этот процессор, выпущенный в 1989 году, обладал рядом новых интересных функций, подобно встроенному на кристалл сопроцессору FPU, кэшу данных и впервые представил множитель. Сопроцессор x87 был встроен в линейку 486 DX (не SX). В процессор был интегрирован кэш первого уровня объёмом 8 кбайт (сначала со сквозной записью/write-through, затем с обратной записью/write-back с чуть более высокой производительностью). Существовала возможность добавления кэша L2 на материнскую плату (работал на частоте шины).

Второе поколение 486 процессоров обзавелось множителем CPU, поскольку процессор работал быстрее, чем FSB, появились версии DX2 (множитель 2x) и DX4 (множитель 3x). Ещё один анекдот: "487SX", продаваемый как FPU для 486SX, представлял собой, по сути, полноценный процессор 486DX, который отключал и заменял оригинальный CPU.

Intel 80486 DX
Кодовое название P4, P24, P24C
Дата выпуска 1989
Архитектура 32 бита
Шина данных 32 бита
Шина адреса 32 бита
Макс. объём памяти 4096 Мбайт
Кэш L1 8 кбайт
Кэш L2 На материнской плате (на частоте FSB)
Тактовая частота 16-100 МГц
FSB 16-50 МГц
FPU На кристалле
SIMD Нет
Техпроцесс 1000-800 нм
Число транзисторов 1 185 000
Энергопотребление Н/Д
Напряжение 5 В - 3,3 В
Площадь кристалла 81 - 67 мм²
Сокет 168 контактов

У DX4 было 16 кбайт кэша и больше транзисторов - 1,6 млн. Этот процессор, изготавливаемый по 600-нм техпроцессу с площадью кристалла 76 мм², потреблял меньше энергии, чем оригинальный 486 (при напряжении 3,3 В).


Pentium, представленный в 1993 году, был интересен по многим причинам. Он стал первым процессором x86, с которым было решено отказаться от традиционных модельных номеров в пользу звучного названия, поскольку Intel не могла создать торговую марку только на одних числах. Кроме того, процессор прославился своей ошибкой. На Pentium первого поколения некоторые операции деления приводили к выдаче неверного результата. Intel заменила процессор, но ущерб компании был нанесён немалый. Ошибка, которая проявляла себя очень редко, вызвала настоящую шумиху в ИТ-прессе.

Pentium продавался в трёх разных линейках, первая была без множителя CPU, вторая - с множителем (включая знаменитый Pentium 166), а последняя обзавелась набором инструкций SIMD для x86 под названием MMX. У Pentium MMX был увеличен размер кэша L1, а также сделаны другие мелкие улучшения. Процессор Pentium стал первым x86 от Intel, способным выполнять две инструкции параллельно. У этих процессоров кэш L2 располагался на материнской плате (он работал на частоте FSB).

Intel Pentium (MMX)
Кодовое название P5, P54
Дата выпуска 1993 1997
Архитектура 32 бита 32 бита
Шина данных 64 бита 64 бита
Шина адреса 32 бита 32 бита
Макс. объём памяти 4096 Мбайт 4096 Мбайт
Кэш L1 8 + 8 кбайт 16 + 16 кбайт
Кэш L2 Материнская плата (на частоте FSB)
Тактовая частота 60-200 МГц 133-300 МГц
FSB 50-66 МГц 60-66 МГц
FPU На кристалле На кристалле
SIMD Нет MMX
Техпроцесс 800-600-350 нм 350 нм
Число транзисторов 3,1-3,3 млн. 4,5 млн.
Энергопотребление 8-16 Вт 4-17 Вт
Напряжение 5 - 3,3 В 2,8 В
Площадь кристалла 294-163-90 мм² 141 мм²
Сокет Socket 4, 5 or 7 Socket 7

Позвольте дать небольшое пояснение по поводу ошибки Pentium: некоторые вычисления на FPU приводили к ошибочному результату. Ошибка появлялась редко - хотя разные источники дают разные оценки по поводу того, насколько редко - и Intel заменила дефектные процессоры бесплатно. Ниже приведён пример ошибки Pentium.

4195835,0/3145727,0 = 1,333 820 449 136 241 002 (правильный результат)

4195835,0/3145727,0 = 1,333 739 068 902 037 589 (неправильный результат на дефектном Pentium)


Pentium Pro, выпущенный в 1995 году, стал первым процессором x86, способным работать с объёмом памяти более 4 Гбайт благодаря расширению Physical Address Extension (PAE), то есть переходу на 36-битное адресное пространство, позволявшее адресовать 64 Гбайт ОЗУ. Что интересно, этот процессор оказался первым с архитектурой P6 (в принципе, в какой-то мере архитектура Core 2 наследована от неё) и также стал первым CPU x86, который содержал кэш L2 на процессоре, а не на материнской плате. По сути, кэш-память от 256 кбайт до 1 Мбайт располагалась рядом с CPU, в той же упаковке, но не на одном кристалле, и работала на той же частоте, что и CPU.

У процессора были некоторые проблемы с производительностью. Он прекрасно работал с 32-битными приложениями, но оказался намного медленнее с программным обеспечением, которое было написано в 16-битном коде (как некоторые части Windows 95). Причина была простая: доступ к 16-битным регистрам вызывал проблемы с управлением 32-битными регистрами, что отменяло преимущества внеочередной архитектуры Pentium Pro

Intel Pentium Pro
Кодовое название P6
Дата выпуска 1995
Архитектура 32 бита
Шина данных 64 бита
Шина адреса 36 битов
Макс. объём памяти 64 Гбайт
Кэш L1 8 + 8 кбайт
Кэш L2 Внешний, 256-1024 кбайт (на частоте CPU)
Тактовая частота 150-200 МГц
FSB 60-66 МГц
FPU Встроенный
SIMD Н/Д
Техпроцесс 600-350 нм
Число транзисторов 5 500 000 + кэш
Энергопотребление 29-47 Вт
Напряжение 3,3 В
Площадь кристалла 306-196 мм² + кэш
Сокет Socket 8

Площадь кристалла с кэшем составляла 202 мм² (256 кбайт на 500 нм), 242 мм 2 (512 кбайт на 350 нм) или 484 мм 2 (1 Мбайт на 350 нм). Число транзисторов в кэше составляло 15,5 млн. (256 кбайт), 31 млн. (512 кбайт) или 62 млн. (1 Мбайт).


Выпущенный в 1997, процессор Pentium II являлся адаптацией Pentium Pro для массового рынка. Он был очень похож на Pentium Pro, но кэш-память различалась. Вместо использования кэша на той же частоте, что и процессор (это было дорого), 512 кбайт кэша L2 работали на половинной частоте. Кроме того, Pentium II оставил классический сокет в пользу картриджа, содержащего процессор и кэш второго уровня, который теперь размещался в картридже, а не на материнской плате или упаковке процессора.

Среди новых функций по сравнению с Pentium Pro можно отметить поддержку MMX (SIMD) и удвоенный размер кэша L1. Первый Pentium III (Katmai) был очень похож на Pentium II. Выпущенный в 1999 году, он добавил поддержку инструкций SSE (SIMD), но в остальном остался идентичен.

Intel Pentium II and III
Кодовое название Klamath (Pentium II 0,35 мкм), Deschutes (Pentium II 0,25 мкм), Katmai (Pentium III)
Дата выпуска 1997, 1998, 1999
Архитектура 32 бита
Шина данных 64 бита
Шина адреса 36 битов (32 бита на P III)
Макс. объём памяти 64 Гбайт (4 Гбайт на P III)
Кэш L1 16 + 16 кбайт
Кэш L2 Внешний, 512 кбайт (1/2 частоты CPU)
Тактовая частота 233-300 МГц (Klamath), 300-450 МГц (Deschutes), 450-600 МГц (Klamath)
FSB 66-100-133 МГц
FPU Встроенный
SIMD MMX (SSE)
Техпроцесс 350 нм (Klamath), 250 нм (Deschutes, Katmai)
Число транзисторов 7 500 000 + кэш (Pentium II), 9 500 000 + кэш (Pentium III)
Энергопотребление 25-35 Вт
Напряжение 2,8 В (0,35 мкм), 2 В (0,25 мкм)
Площадь кристалла 204 мм² (0,35 мкм), 131 мм 2 (0,25 мкм), 128 мм 2 (PIII) + кэш
Сокет Slot 1

Pentium II и III оснащались 512 кбайт кэша L2 (31 млн. транзисторов). Но одна разновидность процессора Pentium II оснащалась кэшем L2 объёмом 256 кбайт на кристалле - Pentium II Mobile Dixon. Он использовал 180-нм техпроцесс и был существенно быстрее, чем настольные версии.


В конце 90-х годов Intel выпустила две широко известных марки процессоров: Celeron и Xeon. Первый был нацелен на "бюджетный" рынок, а последней - на серверы и рабочие станции. Первый Celeron (Covington) представлял собой Pentium II без кэша второго уровня и давал слишком низкую производительность, а Pentium II Xeon, напротив, оснащался кэшем большого объёма. Обе марки до сих пор существуют: Celeron для рынка начального уровня (как правило, со сниженным размером кэша и менее скоростной FSB) и Xeon для серверов (с быстрой FSB, иногда с большим кэшем и более высокими тактовыми частотами).

Intel быстро добавила к Celeron 128 кбайт кэша второго уровня в модели Mendocino. Celeron 300A славился своими прекрасными возможностями разгона, позволяя достигать прирост частоты 50% или больше по сравнению со штатной частотой - весьма немало в то время.

Intel Celeron и Intel Xeon
Кодовое название Covington, Mendocino Drake
Дата выпуска 1998 1998
Архитектура 32 бита 32 бита
Шина данных 64 бита 64 бита
Шина адреса 32 бита 36 битов
Макс. объём памяти 4 Гбайт 64 Гбайт
Кэш L1 16 + 16 кбайт 16 + 16 кбайт
Кэш L2 0 кбайт/128 кбайт (встроенный, на частоте CPU) Внешний, 512 - 2408 кбайт (на частоте CPU)
Тактовая частота 266-300 МГц/300-533 МГц 400-450 МГц
FSB 66 МГц 100 МГц
FPU Встроенный Встроенный
SIMD MMX MMX
Техпроцесс 250 нм 250 нм
Число транзисторов 7 500 000/19 000 000 7 500 000 + кэш
Энергопотребление 16-28 Вт 30-46 Вт
Напряжение 2 В 2 В
Площадь кристалла 131 мм²/154 мм 2 131 мм² + кэш
Сокет Slot1/Socket 370 PPGA Slot 2

Подобно Pentium II, процессор Xeon обладал внешним кэшем L2 внутри картриджа процессора. Его ёмкость составляла от 512 кбайт до 2 Мбайт, а число транзисторов - от 31 до 124 млн.

Pentium III достигает 1 ГГц



Нажмите на картинку для увеличения.

Pentium III Coppermine стал первым серийным процессором x86, который смог достичь частоты 1 ГГц; была выпущена даже версия на 1,13 ГГц, но она быстро покинула рынок из-за проблем со стабильностью. Новая версия Pentium III отличалась улучшенным кэшем второго уровня - теперь он "поселился" на кристалл. Он был быстрее, чем 512 кбайт внешнего кэша на первой модели, и в то время рекламировался как функция, увеличивающая скорость работы в Интернете. Процессор был выпущен ещё в трёх версиях: серверной (Xeon), начального уровня (Celeron) и мобильной (с первым вариантом технологии SpeedStep).

Intel Pentium III
Кодовое название Coppermine
Дата выпуска 1999
Архитектура 32 бита
Шина данных 64 бита
Шина адреса 32 бита
Макс. объём памяти 4 Гбайт
Кэш L1 16 + 16 кбайт
Кэш L2 Встроенный, 256 кбайт (на частоте CPU)
Тактовая частота 500-1133 МГц
FSB 100-133 МГЦ
FPU Встроенный
SIMD MMX (SSE)
Техпроцесс 180 нм
Число транзисторов 28,1 млн.
Энергопотребление 25-35 Вт
Напряжение 1,6 В, 1,8 В
Площадь кристалла 106 мм²
Сокет Slot 1-Socket 370 FCPGA

В 2002 году появилась чуть более улучшенная версия Tualatin с большим кэшем L2 (512 кбайт) и 130-нм техпроцессом. Она позиционировалась на серверы (PIII-S) и мобильные устройства, и в компьютерах потребительского уровня встречалась нечасто.

Pentium 4: много шума, мало толку


Нажмите на картинку для увеличения.

В ноябре 2000 года Intel анонсировала новый процессор Pentium 4. Он обладал более высокой тактовой частотой (1400 МГц, как минимум), однако существенно уступал конкурирующим CPU, если сравнивать производительность на такт. AMD Athlon (и даже Pentium III) оказывались на равных частотах быстрее. Что ещё усложняло ситуацию, Intel попыталась перейти на память Rambus RDRAM (единственный стандарт памяти в то время, который удовлетворял требованиям FSB CPU), но успеха не добилась. Очень дорогой и горячий, Pentium 4 всё равно смог, после многих модификаций и доработок, выйти на конкурентоспособный уровень через несколько лет (в немалой степени благодаря добавлению кэша L3 и таких технологий, как Hyper-Threading).

Intel Pentium 4 32-bit
Кодовое название Willamette Northwood Prescott
Дата выпуска 2000 2001 2004
Архитектура 32 бита 32 бита 32 бита
Шина данных 64 бита 64 бита 64 бита
Шина адреса 32 бита 32 бита 32 бита
Макс. объём памяти 4 Гбайт 4 Гбайт 4 Гбайт
Кэш L1 8 кбайт + 12 Kµops 8 кбайт + 12 Kµops 16 кбайт + 12 Kµops
Кэш L2 256 кбайт 512 кбайт 1024 кбайт
Тактовая частота 1,3-2 ГГц 1,8-3,4 ГГц 2,4-3,8 ГГц
FSB 400 МГц QDR 400, 533, 800 МГц QDR 533, 800 МГц QDR
SIMD MMX, SSE, SSE2 MMX, SSE, SSE2 MMX, SSE, SSE2, SSE3
SMT/SMP Нет Hyper-Threading (некоторые версии) Hyper-Threading
Техпроцесс 180 нм 130 нм 90 нм
Число транзисторов 42 млн. 55 млн. 125 млн.
Энергопотребление 66-100 Вт 54-137 Вт 94-151 Вт
Напряжение 1,7 В 1,55 В 1,25-1,5 В
Площадь кристалла 217 мм² 146 мм² 112 мм²
Сокет Socket 423/Socket 478 Socket 478 Socket 478/LGA775

У Pentium 4 вышли мобильные версии (с изменяемым множителем), версии Celeron (с меньшим кэшем L2) и версии Xeon (с кэшем L3). Hyper-Threading и кэш L3 стали двумя технологиями, которые сначала появились на серверах, а затем были адаптированы для обычных процессоров (хотя кэш L3 был доступен только в дорогой линейке EE).

Нам следует также упомянуть и частоту FSB, эффективная частота которой в четыре раза превосходит номинальную (физическую) благодаря использованию технологии Quad Data Rate (QDR): 400-МГц шина на самом деле работает на частоте 100 МГц, 533-МГц - на 133 МГц и т.д. Наконец, в 2005 году появились 64-битные версии Pentium 4, но мы поговорим о них позже.

Pentium M: ноутбуки стали мощнее


Нажмите на картинку для увеличения.

В 2003 году рынок ноутбуков стал расти огромными темпами, но Intel могла предложить только два процессора: стареющий Pentium III Tualatin и Pentium 4, чьё энергопотребление делало его малопригодным для мобильной сферы. Но спасение пришло от израильской команды разработчиков: Banias (или Pentium M). Этот процессор, основанный на архитектуре P6 (та же самая, что и в Pentium Pro), обеспечивал высокую производительность при низком энергопотреблении. Он даже обгонял Pentium 4, потребляя при этом меньше энергии. Этот процессор был использован в 2003 году для платформы Centrino, и за ним в 2004 году последовала ещё более быстрая модель Dothan. Pentium M прекрасно зарекомендовал себя с мобильном мире, и процессор Stealey (A100) по-прежнему использует архитектуру Dothan (с меньшими частотами и TDP).

Intel Pentium M
Кодовое название Banias Dothan
Дата выпуска 2003 2004
Архитектура 32 бита 32 бита
Шина данных 64 бита 64 бита
Шина адреса 32 бита 32 бита
Макс. объём памяти 4 Гбайт 4 Гбайт
Кэш L1 32 + 32 кбайт 32 + 32 кбайт
Кэш L2 1024 кбайт 2048 кбайт
Тактовая частота 0,9-1,7 ГГц 1-2,13 ГГц
FSB 400 МГц QDR 400, 533 МГц QDR
SIMD MMX, SSE, SSE2 MMX, SSE, SSE2
SMT/SMP Нет Нет
Техпроцесс 130 нм 90 нм
Число транзисторов 77 млн. 140 млн.
Энергопотребление 9-30 Вт 6-35 Вт
Напряжение 0,9-1,5 В 0,9-1,4 В
Площадь кристалла 82 мм² 87 мм²
Сокет Socket 479 Socket 479

Как и в случае Pentium 4, шина FSB работает с эффективной частотой, в четыре раза превышающей физическую (QDR). Сокет процессора Socket 479 использует 478 ножек, но они были расположены по-другому, чтобы отличаться от Pentium 4 Socket 478 (хотя существуют переходники).

Pentium 4 получает 64 бита и ещё одно ядро



Нажмите на картинку для увеличения.

В 2005 году Intel дважды улучшила Pentium 4. Сначала появился Prescott-2M, а затем Smithfield. Первый стал 64-битным процессором на основе дизайна Prescott, а последний - первым процессором с двумя ядрами. По сути они очень похожи и обладают схожими проблемами с другими CPU Pentium 4: низким числом исполняемых инструкций за такт (IPC) и сложностью повышения тактовых частот из-за высокого тепловыделения. Два этих процессора, призванных как-то компенсировать нелёгкое положение компании на рынке в ожидании Core 2 Duo, хвалили редко. И хотя процессор Pentium D (коммерческое название для Smithfield) действительно обладал двумя ядрами, они представляли собой два кристалла Prescott в одной упаковке.

Intel Pentium 4
Кодовое название Prescott-2M Smithfield
Дата выпуска 2005 2005
Архитектура 64 бита 64 бита
Шина данных 64 бита 64 бита
Шина адреса 64 (действительно 36) бита 64 (действительно 36) бита
Макс. объём памяти 64 Гбайт 64 Гбайт
Кэш L1 16 кбайт + 12 Kµops 2 x 16 кбайт + 12 Kµops
Кэш L2 2048 кбайт 2 x 1024 кбайт
Тактовая частота 3-3,6 ГГц 2,8-3,2 ГГц
FSB 800 МГц QDR 800 МГц QDR
SIMD MMX, SSE, SSE2, SSE3 MMX, SSE, SSE2, SSE3
SMT/SMP Hyper-Threading Два ядра (Hyper-Threading на некоторых моделях)
Техпроцесс 90 нм 90 нм
Число транзисторов 169 млн. 230 млн.
TDP 84-115 Вт 95-130 Вт
Напряжение 1,2 В 1,2 В
Площадь кристалла 135 мм² 206 мм²
Сокет LGA775 LGA775

Интересно отметить, что хотя процессоры Pentium 4, предназначенные для массового рынка, не поддерживали технологию PAE (которая обеспечивает 36-битную работу с памятью против 32-битной) и были ограничены 4 Гбайт ОЗУ, эти модели могли превышать этот порог. На практике шина адреса всё равно была ограничена 36 битами (40 битами у Xeon), но технология PAE (управления 4-Гбайт страницами) осталась в прошлом - 64-битные программы могут использовать всю доступную память.

Hyper-Threading, технология виртуальной многопроцессорности Intel (SMT), тоже была доступна на некоторых моделях (Xeon и Extreme Edition). Наконец, позднее появилась 65-нм линейка (модельный ряд 9x0) Pentium 4, но она не содержала каких-либо важных улучшений.

Первый мобильный двуядерный процессор



Нажмите на картинку для увеличения.

В 2006 году Intel объявила процессор Core Duo. Этот первый двуядерный процессор для ноутбуков обеспечивал великолепную производительность - намного лучшую, чем у Pentium 4. Он также оказался первым "настоящим" двуядерным процессором x86. Кэш, например, был общий (в то время как Pentium D был больше похож на сборку двух кристаллов в одной упаковке). Процессор стал частью новой платформы Centrino Duo и оказался весьма успешен. Единственный недостаток - он оставался 32-битным процессором, подобно Pentium 4.

Intel Core Duo
Кодовое название Yonah
Дата выпуска 2006
Архитектура 32 бита
Шина данных 64 бита
Шина адреса 32 бита
Макс. объём памяти 4 Гбайт
Кэш L1 32 + 32 кбайт
Кэш L2 2048 кбайт общий
Тактовая частота 1,06-2,33 ГГц
FSB 667 МГц
SIMD MMX, SSE, SSE2, SSE3
SMT/SMP Два ядра
Техпроцесс 65 нм
Число транзисторов 151 млн.
TDP 9-31 Вт
Напряжение 0,9-1,3 В
Площадь кристалла 91 мм²
Сокет Socket 479

Была доступна и версия Core Solo с одним ядром, а также и варианты со сниженным энергопотреблением, которые использовали 533-МГц шину QDR (133 МГц) против 667-МГц. Этот процессор стал использоваться и в серверах (кодовое название Sossaman), что было впервые для процессора, разрабатывавшегося для мобильной сферы. Обратите внимание, что процессор на самом деле не использует архитектуру Core, которая была введена вместе с Core 2 Duo, и он был быстро заменён в ноутбуках вариантом Core 2 Duo (Merom). Кроме того, Socket 479 у Yonah отличается от гнезда Socket 479 других процессоров Pentium M.

Современный лидер: Core 2 Duo


Нажмите на картинку для увеличения.

В 2006 году Intel представила процессор, который быстро стал хитом продаж: Core 2 Duo. При его разработке был в немалой степени почерпнут опыт Pentium M, но процессор использует новую архитектуру Core. До него Intel выпускала две линейки процессоров: Pentium 4 для настольных ПК, Pentium M для ноутбуков и обе линейки для серверов. Но теперь, напротив, у Intel есть единая микроархитектура для всех линеек. 64-битный Core 2 Duo представлен на всех сегментах, от нижнего до верхнего, для настольных ПК, ноутбуков и серверов.

Существует много версий архитектуры, что привело к конфигурациям с разным числом ядер (от одного до четырёх, то есть от Solo до Quad), кэш-памяти (от 512 кбайт до 12 Мбайт) и частотой FSB (от 400 до 1600 МГц QDR). На иллюстрации показана оригинальна модель Core 2 Duo, но существуют и более скоростные версии (45 нм).

Intel Core 2 Duo
Кодовое название Conroe
Дата выпуска 2006
Архитектура 64 бита
Шина данных 64 бита
Шина адреса 64 (действительно 36) бита
Макс. объём памяти 64 Гбайт
Кэш L1 32 + 32 кбайт
Кэш L2 2048 кбайт общий
Тактовая частота 1,8-3 ГГц
FSB 800-1066-1333 МГц
SIMD MMX, SSE, SSE2, SSE3, SSSE3
SMT/SMP Два ядра
Техпроцесс 65 нм
Число транзисторов 291 млн.
TDP 65 Вт
Напряжение 1,5 В
Площадь кристалла 143 мм²
Сокет LGA 775

Мобильные версии (Merom), по сути, идентичные (но не такие быстрые, с менее скоростной FSB), а варианты Extreme Edition более скоростные. Core 2 Duo существует и в четырёхъядерном варианте, где используются два двуядерных кристалла Conroe в одной упаковке. У 45-нм версии Core 2 Duo (Penryn) объём кэша больше, а тепла выделяется меньше, но основа осталась такой же, как у первой модели.

Будущее: Nehalem, Atom и т.д.



Нажмите на картинку для увеличения.

Как вы могли догадаться, это только первая статья в серии. За ней последует вторая статья, посвящённая процессорам AMD (включая часть по поводу видеокарт AMD ATI). Но история процессоров Intel x86 не заканчивается на Core 2 Duo, в будущем нас ждут новые модели. Nehalem и Atom тоже являются процессорами x86. И что-то нам подсказывает, что грядущий выход Intel на графический рынок под названием Larrabee тоже построен на нескольких ядрах x86.

Дата публикации: 23.02.2012

В данной статье мы узнаем, что такое 32 и 64-битные системы и программы, и что означает x86, x64, x32. А также решим, какую систему устанавливать на ваш компьютер или ноутбук.

Что «это» такое?

Разделение на 32 и 64 бит связано, прежде всего, с типом процессоров в вашем компьютере или ноутбуке. Раньше (много лет назад) все процессоры в компьютерах были 32-битными. А ещё раньше они были 8 битными. Т.е. чем больше «битность» вашего процессора, тем он быстрее и лучше решает все системные задачи и быстрее проводит операции. Таким образом 64 битные процессоры работают быстрее, чем 32-битные.

На современных компьютерах установлены, в основном, 64-битные процессоры. Лет через 5 появятся и 128-битные процессоры. Как никак, наука и технологии не стоят на месте.

Операционные системы

Помимо того, что ОС Windows бывают разных видов (ХР, 7 и т.д.), они также подразделяются на версии x86 и х64. Соответственно, если у вас 64-битный процессор, то и систему нужно устанавливать x64.

Кстати, х86 означает 32-битную систему. Почему называется х86, а не х32? Этого почти никто не знает. Раньше 32-битные системы так и писались х32. А затем их стали называть х86, хотя сути это не поменяло - это всё та же 32-битная система. На мой взгляд, такое переименовывание - это, ни что иное, чем хитрый маркетинговый ход, чтобы выдать старое за нечто новое.

Если вы установите на компьютер с 64-битной архитектурой 32-битную ОС, то компьютер всё равно будет работать нормально. И наоборот, если установить х64 на 32-битный компьютер, то всё тоже будет работать нормально.

В чём различия?

Одно из главных отличий между системами х86 и х64 заключается в использовании оперативной памяти вашего компьютера. Предел использования оперативной памяти для 32-битных систем составляет 3 ГБ. А потому, если на вашем компьютере или ноутбуке оперативная память превышает 3 ГБ, то система не будет использовать оставшуюся часть. Т.е. На компьютере с 8гб оперативной памяти, 5 ГБ просто не будет использоваться. Конечно, есть специальные утилиты, помогающие это исправить, но всё же...

А потому отсюда следует главное правило: Если у вашего компьютера больше 3 ГБ оперативной памяти, то устанавливайте на него ОС х64 (64-битную).

Ещё одно отличие заключается в том, что компьютерные программы тоже подразделяются на 32 и 64-битные. Если хотите максимума производительности, то устанавливайте на свой компьютер соответствующие программы. Особенно это касается современных графических редакторов.

Что же лучше: х86 или х64?

Прочитав вышеперечисленное, у вас, вероятно, сложилось впечатление, что 64-битные системы намного лучше и быстрее, а потому на все компьютеры и ноутбуки лучше устанавливать именно х64. А вот и нет!

Главный минус состоит в том, что 64-битные программы используют для своей работы гораздо больше оперативной памяти. А потому, если у вас мало оперативной памяти, то устанавливать х64 будет глупо. К тому же, нужно учесть, что и сама ОС тоже использует часть оперативной памяти.

Например:
У вас есть компьютер или ноутбук с 2 ГБ оперативной памяти и с процессором 32 бита. Вы устанавливаете на него Windows 7 x64. Многие школьники любят на все компьютеры подряд устанавливать 64-битную Windows 7 (юношеский максимализм). А теперь давайте считать: 768 МБ использует Windows 7, плюс 64-битные программы, которые тоже используют больше оперативной памяти. Таким образом, получается, что вы сводите мощность своего «железа» к минимуму. А потому лучше на такой компьютер или ноутбук установить 32-битную Windows XP.

Кстати, некоторые 64-битные приложения работают нестабильно. Но таких программ становится всё меньше и меньше.

Вывод

Если у вас мощный и современный компьютер с процессором 64-бита и ОЗУ больше 3 ГБ, то смело устанавливайте Windows 7 x64. На слабые же компьютеры можно установить ХР. Кстати, есть 64-битные версии Windows ХР, что очень удобно, если у вас ноутбук с 2-3 ГБ ОЗУ и 64-битным процессором.


Последние статьи раздела «Компьютеры & Интернет»:


Комментарии статьи:

Великолепная передача мысли - абсолютно всё понятно, о чем говорит автор. И вопрос затронут важнейший: ставить ПО - не ставить?! Но как это обосновать или опровергнуть?! С удовольствием бы поверил и принял как руководство! Но противники тоже, кажется, складно звонят?!

Очень полезная статья

Эта статья сильно устарела и, будем честны, полна недостатков. Скоро ей исполнится 6 лет)) Скоро я её перепишу и актуализирую. Имейте терпение. А пока можете почитать описание технологии в википедии.

Очень хорошо! Мне понравилось.

Спасибо! Всё просто и понятно)

Че за ламер написал эту статью? Верхушек по нахватался и возомнил себя гуру!!! "Почему называется х86, а не х32? Этого почти никто не знает" Изначально процессоры компании Intel имели 86 команд. По этому x86 относится только к процессорам Intel и их клонам имеющим в основе 86 команд. К разрядности это число не имеет никакого отношения поскольку и x64 процессоры содержат эти команды. Все остальное тоже отсебятина и вранье. Windows x32 прекрасно работает с оперативкой больше 4г и даже больше 8г и с 16г тоже. Возмите к примеру windows server x32. Ограничение поставили мелкомягкие чтобы расширить рынок.

Статья очень информативная, спасибо.

Спасибо за работу!!! Очень информативная и полезная статья!!!+++

Спасибо большое всё стало понятно! Очень полезная статья!

Понятно что всё не понятно!

А вот если я скачиваю программу, а мне пишут, что та только для 64-битных систем. Что это значит и что делать?

какую устанавливать винду х86 или х64 надо смотреть на железо.процессор и материнская плата и соответственно операционная система.все должно поддерживать только одну архитектуру.или х86 или х64 ибо они между собой НЕ СОВМЕСТИМЫ...

У меня раньше была Windows7 32бит,установил другую win8 когда устанавливал понечайности выбрал 64бит и нормально работает)

Х86 как таковой не существует, есть х32, есть х64, есть i860 - номер первого совместимого процессора. Вообще номиналом (Х) в элетронике обозначаются контакты на разъёмах, соответственно х32 - 32 входных контакта, 64 - 64 контакта. Но мы живём в России полюбопытствуйте в какое понятие превратилось знаменитое ИМХО. Привыкайте!

уточнение к строке текста "И наоборот, если установить х64 на 32-битный компьютер, то всё тоже будет работать нормально." - или компьютер откажется запускаться на стадии первой перезагрузки при установке Windows

Артем спасибо все конкретно изложено и понятно

Спасибо за статью.

Неплохой обзор. Вообще, с поддержкой 32-битных приложений на 64-разрядных есть ряд специфики. Например, wow64 хоть и позволяет запускать 32-бита, но не позволяет инъекции кода. Именно по этой причине большинство программ модифицирующих проводник Windows, не запускаются.

Скажите на 64 bit процессор с 3гб оперативы все таки какую ОС луше повесить 86 или 64

На самом деле можно установить 64битную систему на 32 битный проц, т.к. 64битные ос могу работать в режиме 32

В сегодняшней статье разберемся, какая платформа лучше подойдет Вашему компьютеру: x64 или x86(x32)? Ведь многие задают себе вопрос: что лучше? 32 или 64 битная версия ОС - решать Вам, но, думаю, лучше знать, как сделать правильный выбор!

Поскольку у Вас уже наверняка установлена операционная системы, Вы можете легко .

Я не буду вдаваться в "дебри" процессорной эволюции и "начинке", а попытаюсь объяснить основные положения.

Давайте вначале разберемся, откуда вообще взялись все эти архитектуры и разрядности?

32-битная архитектура x86 (286-, 386-, 486-совместимые микропроцессоры) названы так по своей -86 концовке. А х32 и х64 - это уже разрядность процессора. Поэтому корректно различать два основных типа архитектур: x86 и х64 (x32 - это некорректное название x86).

Итак, в чем же их отличие?

Это - потребляемость аппаратных ресурсов компьютера. Дело в том, что некоторые Intel и AMD процессоры на x64 не рассчитаны.
Кроме того, x64 рассчитана на не менее 4 GB ОЗУ Вашего ПК . Собственно, для этого она и разрабатывалась.
И третье - какую нагрузку испытывает компьютер при работе. Если Вы - дизайнер, верстальщик или человек, которые использует очень мощные приложения компаний Adobe и прочих мультимедиа-гигантов, то Вам приоритетнее будет х64. Если же у Вас 4

Так что же выбрать?

Поэтому при выборе архитектуры микропроцессора, всегда реально оценивайте мощности и возможности вашего компьютера. Кроме того, для x64 разрядных систем требуются свои(!) драйвера, отличные от x32. Да, x64, может, и будет работать быстрее, но со своими приложениями. А тридцати двух разрядные в свою очередь как работали, так и будут, что там, что там.

Удачи!

Похожие новости:


Разное