UML-диаграмма. Виды диаграмм UML. Общая характеристика языка UML Диаграммы uml позволяют описывать в процессе моделирования

Аннотация: Предметом этого курса является The UML - унифицированный язык моделирования. В предыдущей лекции было рассказано о том, что же такое UML, о его истории, назначении, способах использования языка, структуре его определения, терминологии и нотации. Было отмечено, что модель UML - это набор диаграмм. В этой лекции мы рассмотрим такие вопросы: почему нужно несколько видов диаграмм; виды диаграмм; ООП и последовательность построения диаграмм

Прежде чем перейти к обсуждению основного материала этой лекции, давайте поговорим о том, зачем вообще строить какие-то диаграммы. Разработка модели любой системы (не только программной) всегда предшествует ее созданию или обновлению. Это необходимо хотя бы для того, чтобы яснее представить себе решаемую задачу. Продуманные модели очень важны и для взаимодействия внутри команды разработчиков, и для взаимопонимания с заказчиком. В конце концов, это позволяет убедиться в "архитектурной согласованности" проекта до того, как он будет реализован в коде.

Мы строим модели сложных систем, потому что не можем описать их полностью, "окинуть одним взглядом". Поэтому мы выделяем лишь существенные для конкретной задачи свойства системы и строим ее модель, отображающую эти свойства. Метод объектно-ориентированного анализа позволяет описывать реальные сложные системы наиболее адекватным образом. Но с увеличением сложности систем возникает потребность в хорошей технологии моделирования. Как мы уже говорили в предыдущей лекции, в качестве такой "стандартной" технологии используется унифицированный язык моделирования ( Unified Modeling Language , UML ), который является графическим языком для спецификации, визуализации, проектирования и документирования систем. С помощью UML можно разработать подробную модель создаваемой системы, отображающую не только ее концепцию, но и конкретные особенности реализации. В рамках UML -модели все представления о системе фиксируются в виде специальных графических конструкций, получивших название диаграмм.

Примечание . Мы рассмотрим не все, а лишь некоторые из видов диаграмм. Например, диаграмма компонентов не рассматривается в этой лекции, которая является лишь кратким обзором видов диаграмм. Количество типов диаграмм для конкретной модели приложения никак не ограничивается. Для простых приложений нет необходимости строить диаграммы всех без исключения типов. Некоторые из них могут просто отсутствовать, и этот факт не будет считаться ошибкой. Важно понимать, что наличие диаграмм определенного вида зависит от специфики конкретного проекта. Информацию о других (не рассмотренных здесь) видах диаграмм можно найти в стандарте UML.

Почему нужно несколько видов диаграмм

Для начала определимся с терминологией. В предисловии к этой лекции мы неоднократно использовали понятия системы, модели и диаграммы. Автор уверен, что каждый из нас интуитивно понимает смысл этих понятий, но, чтобы внести полную ясность , снова заглянем в глоссарий и прочтем следующее:

Система - совокупность взаимосвязанных управляемых подсистем, объединенных общей целью функционирования.

Да, не слишком информативно. А что же такое тогда подсистема? Чтобы прояснить ситуацию, обратимся к классикам:

Системой называют набор подсистем, организованных для достижения определенной цели и описываемых с помощью совокупности моделей, возможно, с различных точек зрения.

Что ж, ничего не попишешь, придется искать определение подсистемы. Там же сказано, что подсистема - это совокупность элементов, часть из которых задает спецификацию поведения других элементов. Ян Соммервилл объясняет это понятие таким образом:

Подсистема - это система, функционирование которой не зависит от сервисов других подсистем. Программная система структурируется в виде совокупности относительно независимых подсистем. Также определяются взаимодействия между подсистемами.

Тоже не слишком понятно, но уже лучше. Говоря "человеческим" языком, система представляется в виде набора более простых сущностей, которые относительно самодостаточны. Это можно сравнить с тем, как в процессе разработки программы мы строим графический интерфейс из стандартных "кубиков" - визуальных компонентов, или как сам текст программы тоже разбивается на модули, которые содержат подпрограммы, объединенные по функциональному признаку, и их можно использовать повторно, в следующих программах.

С понятием системы разобрались. В процессе проектирования система рассматривается с разных точек зрения с помощью моделей, различные представления которых предстают в форме диаграмм. Опять-таки у читателя могут возникнуть вопросы о смысле понятий модели и диаграммы . Думаем, красивое, но не слишком понятное определение модели как семантически замкнутой абстракции системы вряд ли прояснит ситуацию, поэтому попробуем объяснить "своими словами".

Модель - это некий (материальный или нет) объект , отображающий лишь наиболее значимые для данной задачи характеристики системы. Модели бывают разные - материальные и нематериальные, искусственные и естественные, декоративные и математические...

Приведем несколько примеров. Знакомые всем нам пластмассовые игрушечные автомобильчики, которыми мы с таким азартом играли в детстве, это не что иное, как материальная искусственная декоративная модель реального автомобиля. Конечно, в таком "авто" нет двигателя, мы не заполняем его бак бензином, в нем не работает (более того, вообще отсутствует) коробка передач, но как модель эта игрушка свои функции вполне выполняет: она дает ребенку представление об автомобиле, поскольку отображает его характерные черты - наличие четырех колес, кузова, дверей, окон, способность ехать и т. д.

В ходе медицинских исследований опыты на животных часто предшествуют клиническим испытаниям медицинских препаратов на людях. В таком случае животное выступает в роли материальной естественной модели человека.

Уравнение, изображенное выше - тоже модель, но это модель математическая, и описывает она движение материальной точки под действием силы тяжести.

Осталось лишь сказать, что такое диаграмма . Диаграмма - это графическое представление множества элементов. Обычно изображается в виде графа с вершинами (сущностями) и ребрами (отношениями). Примеров диаграмм можно привести множество. Это и знакомая нам всем со школьных лет блок-схема , и схемы монтажа различного оборудования, которые мы можем видеть в руководствах пользователя, и дерево файлов и каталогов на диске, которое мы можем увидеть, выполнив в консоли Windows команду tree , и многое-многое другое. В повседневной жизни диаграммы окружают нас со всех сторон, ведь рисунок воспринимается нами легче, чем текст...

Но вернемся к проектированию ПО (и не только). В этой отрасли с помощью диаграмм можно визуализировать систему с различных точек зрения . Одна из диаграмм, например, может описывать взаимодействие пользователя с системой, другая - изменение состояний системы в процессе ее работы, третья - взаимодействие между собой элементов системы и т. д. Сложную систему можно и нужно представить в виде набора небольших и почти независимых моделей-диаграмм, причем ни одна из них не является достаточной для описания системы и получения полного представления о ней, поскольку каждая из них фокусируется на каком-то определенном аспекте функционирования системы и выражает разный уровень абстракции . Другими словами, каждая модель соответствует некоторой определенной, частной точке зрения на проектируемую систему.

Несмотря на то что в предыдущем абзаце мы весьма вольготно обошлись с понятием модели, следует понимать, что в контексте приведенных выше определений ни одна отдельная диаграмма не является моделью . Диаграммы - лишь средство визуализации модели, и эти два понятия следует различать. Лишь набор диаграмм составляет модель системы и наиболее полно ее описывает, но не одна диаграмма , вырванная из контекста.

Виды диаграмм

UML 1.5 определял двенадцать типов диаграмм , разделенных на три группы:

  • четыре типа диаграмм представляют статическую структуру приложения;
  • пять представляют поведенческие аспекты системы;
  • три представляют физические аспекты функционирования системы (диаграммы реализации).

Текущая версия UML 2.1 внесла не слишком много изменений. Диаграммы слегка изменились внешне (появились фреймы и другие визуальные улучшения), немного усовершенствовалась нотация , некоторые диаграммы получили новые наименования.

Впрочем, точное число канонических диаграмм для нас абсолютно неважно, так как мы рассмотрим не все из них, а лишь некоторые - по той причине, что количество типов диаграмм для конкретной модели конкретного приложения не является строго фиксированным. Для простых приложений нет необходимости строить все без исключения диаграммы. Например, для локального приложения не обязательно строить диаграмму развертывания. Важно понимать, что перечень диаграмм зависит от специфики разрабатываемого проекта и определяется самим разработчиком. Если же любопытный читатель все-таки пожелает узнать обо всех диаграммах UML , мы отошлем его к стандарту UML (http://www.omg.org/technology/documents/modeling_spec_catalog.htm#UML). Напомним, что цель этого курса - не описать абсолютно все возможности UML , а лишь познакомить с этим языком, дать первоначальное представление об этой технологии.

Итак, мы кратко рассмотрим такие виды диаграмм, как:

  • диаграмма прецедентов ;
  • диаграмма классов;
  • диаграмма объектов ;
  • диаграмма последовательностей;
  • диаграмма взаимодействия;
  • диаграмма состояний;
  • диаграмма активности ;
  • диаграмма развертывания .

О некоторых из этих диаграмм мы будем говорить подробнее в следующих лекциях. Пока же мы не станем заострять внимание на подробностях, а зададимся целью научить читателя хотя бы визуально различать виды диаграмм, дать начальное представление о назначении основных видов диаграмм. Итак, начнем.

Диаграмма прецедентов (use case diagram)

Любые (в том числе и программные) системы проектируются с учетом того, что в процессе своей работы они будут использоваться людьми и/или взаимодействовать с другими системами. Сущности, с которыми взаимодействует система в процессе своей работы, называются экторами , причем каждый эктор ожидает, что система будет вести себя строго определенным, предсказуемым образом. Попробуем дать более строгое определение эктора. Для этого воспользуемся замечательным визуальным словарем по UML Zicom Mentor :

Эктор (actor) - это множество логически связанных ролей, исполняемых при взаимодействии с прецедентами или сущностями (система, подсистема или класс). Эктором может быть человек или другая система, подсистема или класс, которые представляют нечто вне сущности.

Графически эктор изображается либо " человечком ", подобным тем, которые мы рисовали в детстве, изображая членов своей семьи, либо символом класса с соответствующим стереотипом , как показано на рисунке. Обе формы представления имеют один и тот же смысл и могут использоваться в диаграммах. "Стереотипированная" форма чаще применяется для представления системных экторов или в случаях, когда эктор имеет свойства и их нужно отобразить (рис. 2.1).

Внимательный читатель сразу же может задать вопрос: а почему эктор, а не актер ? Согласны, слово "эктор" немного режет слух русского человека. Причина же, почему мы говорим именно так, проста - эктор образовано от слова action , что в переводе означает действие . Дословный же перевод слова "эктор" - действующее лицо - слишком длинный и неудобный для употребления. Поэтому мы будем и далее говорить именно так.


Рис. 2.1.

Тот же внимательный читатель мог заметить промелькнувшее в определении эктора слово "прецедент". Что же это такое? Этот вопрос заинтересует нас еще больше, если вспомнить, что сейчас мы говорим о диаграмме прецедентов . Итак,

Прецедент (use-case) - описание отдельного аспекта поведения системы с точки зрения пользователя (Буч).

Определение вполне понятное и исчерпывающее, но его можно еще немного уточнить, воспользовавшись тем же Zicom Mentor "ом:

Прецедент (use case) - описание множества последовательных событий (включая варианты), выполняемых системой, которые приводят к наблюдаемому эктором результату. Прецедент представляет поведение сущности, описывая взаимодействие между экторами и системой. Прецедент не показывает, "как" достигается некоторый результат, а только "что" именно выполняется.

Прецеденты обозначаются очень простым образом - в виде эллипса, внутри которого указано его название. Прецеденты и экторы соединяются с помощью линий . Часто на одном из концов линии изображают рис. 2.3

  • формирование общих требований к поведению проектируемой системы;
  • разработка концептуальной модели системы для ее последующей детализации;
  • подготовка документации для взаимодействия с заказчиками и пользователями системы.
  • 11.1. Структура Унифицированного языка моделирования

    Унифицированный язык моделирования (UML) в настоящий момент является стандартом де-факто при описании (документирования) результатов проектирования и разработки объектно-ориентированных систем. Начало разработки UML было положено в 1994 г. Гради Бучем и Джеймсом Рамбо, работавшим в компании Rational Software. Осенью 1995 г. к ним присоединился Ивар Якобсон и в октябре того же года была выпущена предварительная версия 0.8 унифицированного метода (англ. Unified Method). С этого времени было выпущено несколько версий спецификации UML, две из которых носят статус международного стандарта:

    UML 1.4.2 – "ISO/IEC 19501:2005. Информационные технологии. Открытая распределительная обработка. Унифицированный язык моделирования (UML). Версия 1.4.2" (англ. "Information technology. Open distributed processing. Unified modeling language (UML). Version 1.4.2");

    UML 2.4.1 – "ISO/IEC 19505-1:2012. Информационные технологии. Унифицированный язык моделирования группы по управлению объектами (OMG UML). Часть 1. Инфраструктура" (англ. "Information technology -- Object Management Group Unified Modeling Language (OMG UML) - Part 1: Infrastructure") и "ISO/IEC 19505-2:2012. Информационные технологии. Унифицированный язык моделирования группы по управлению объектами (OMG UML). Часть 2. Сверхструктура" (англ. "Information technology -- Object Management Group Unified Modeling Language (OMG UML) - Part 2: Superstructure").

    Последнюю официальную спецификацию языка можно найти на сайте www.omg.org .

    Общая структура UML показана на следующем рисунке .

    Рис. 11.1. Структура UML

    11.2. Семантика и синтаксис UML

    Семантика – раздел языкознания, изучающий значение единиц языка, прежде всего его слов и словосочетаний .

    Синтаксис – способы соединения слов и их форм в словосочетания и предложения, соединения предложений в сложные предложения, способы создания высказываний как части текста .

    Таким образом, применительно к UML, семантика и синтаксис определяют стиль изложения (построения моделей), который объединяет естественный и формальный языки для представления базовых понятий (элементов модели) и механизмов их расширения.

    11.3. Нотация UML

    Нотация представляет собой графическую интерпретацию семантики для ее визуального представления.

    В UML определено три типа сущностей :

    Структурная – абстракция, являющаяся отражением концептуального или физического объекта;

    Группирующая – элемент, используемый для некоторого смыслового объединения элементов диаграммы;

    Поясняющая (аннотационная) – комментарий к элементу диаграммы.

    В следующей таблице приведено краткое описание основных сущностей, используемых в графической нотации, и основные способы их отображения.

    Таблица 11.1. Сущности

    Тип Наименование Обозначение Определение (семантика)
    Структурная
    (class)
    Множество объектов, имеющих общую структуру и поведение

    (object)
    Абстракция реальной или воображаемой сущности с четко выраженными концептуальными границами, индивидуальностью (идентичностью), состоянием и поведением. С точки зрения UML объекты являются экземплярами класса (экземплярами сущности)

    (actor)

    Инженер
    службы пути
    Внешняя по отношению к системе сущность, которая взаимодействует с системой и использует ее функциональные возможности для достижения определенных целей или решения частных задач. Таким образом актер – это внешний источник или приемник информации

    (use case)
    Описание выполняемых системой действий, которая приводит к значимому для актера результату

    (state)
    Описание момента в ходе жизни сущности, когда она удовлетворяет некоторому условию, выполняет некоторую деятельность или ждет наступления некоторого события
    Кооперация
    (collaboration)
    Описание совокупности экземпляров актеров, объектов и их взаимодействия в процессе решения некоторой задачи

    (component)
    Физическая часть системы (файл), в том числе модули системы, обеспечивающие реализацию согласованного набора интерфейсов

    (interface)

    iРасчет
    Совокупность операций, определяющая сервис (набор услуг), предоставляемый классом или компонентом

    (node)
    Физическая часть системы (компьютер, принтер и т. д.), предоставляющая ресурсы для решения задачи
    Группирующая
    (package)
    Общий механизм группировки элементов.
    В отличие от компонента, пакет – чисто концептуальное (абстрактное) понятие. Частными случаями пакета являются система и модель

    (fragment)
    Область специфического взаимодействия экземпляров актеров и объектов

    (activity partition)
    Группа операций (зона ответственности), выполняемых одной сущностью (актером, объектом, компонентом, узлом и т.д.)

    (interruptible activity region)
    Группа операций, обычная последовательность выполнения которых может прервана в результате наступления нестандартной ситуации
    Поясняющая Примечание
    (comment)
    Комментарий к элементу. Присоединяется к комментируемому элементу штриховой линией

    В некоторых источниках, в частности [ , ], выделяют также поведенческие сущности взаимодействия и конечные автоматы , но с логической точки зрения их следует отнести к диаграммам.

    Некоторые из приведенных выше сущностей в соответствии с подразумевают их подробное описание на диаграммах декомпозиции. На диаграмме верхнего уровня они помечаются особым значком или меткой.

    В следующей таблице приведено описание всех видов отношений UML, используемых на диаграммах для указания связей между сущностями.

    Таблица 11.3. Отношения

    Наименование Обозначение Определение (семантика)
    Ассоциация (association) Отношение, описывающее значимую связь между двумя и более сущностями. Наиболее общий вид отношения
    Агрегация (aggregation) Подвид ассоциации, описывающей связь "часть"–"целое", в котором "часть" может существовать отдельно от "целого". Ромб указывается со стороны "целого". Отношение указывается только между сущностями одного типа
    Композиция (composition) Подвид агрегации, в которой "части" не могут существовать отдельно от "целого". Как правило, "части" создаются и уничтожаются одновременно с "целым"
    Зависимость (dependency) Отношение между двумя сущностями, в котором изменение в одной сущности (независимой) может влиять на состояние или поведение другой сущности (зависимой). Со стороны стрелки указывается независимая сущность
    Обобщение (generalization) Отношение между обобщенной сущностью (предком, родителем) и специализированной сущностью (потомком, дочкой). Треугольник указывается со стороны родителя. Отношение указывается только между сущностями одного типа
    Реализация (realization) Отношение между сущностями, где одна сущность определяет действие, которое другая сущность обязуется выполнить. Отношения используются в двух случаях: между интерфейсами и классами (или компонентами), между вариантами использования и кооперациями. Со стороны стрелки указывается сущность, определяющее действие (интерфейс или вариант использования)

    Для ассоциации, агрегации и композиции может указываться кратность (англ. multiplicity), характеризующая общее количество экземпляров сущностей, участвующих в отношении. Она, как правило, указывается с каждой стороны отношения около соответствующей сущности. Кратность может указываться следующими способами:

    - * – любое количество экземпляров, в том числе и ни одного;

    Целое неотрицательное число – кратность строго фиксирована и равна указанному числу (например: 1, 2 или 5);

    Диапазон целых неотрицательных чисел "первое число.. второе число" (например: 1..5, 2..10 или 0..5);

    Диапазон чисел от конкретного начального значения до произвольного конечного "первое число.. *" (например: 1..*, 5..* или 0..*);

    Перечисление целых неотрицательных чисел и диапазонов через запятую (например: 1, 3..5, 10, 15..*).

    Если кратность не указана, то принимается ее значение, равное 1. Кратность экземпляров сущностей, участвующих в зависимости, обобщении и реализации, всегда принимается равной 1.

    В следующей таблице приведено описание механизмов расширения , применяемых для уточнения семантики сущностей и отношений. В общем случае, механизм расширения представляет собой строку текста, заключенную в скобки или кавычки.

    Таблица 11.4. Механизмы расширения

    Наименование Обозначение Определение (семантика)
    Стереотип
    (stereotype)
    « » Обозначение, уточняющее семантику элемента нотации (например: зависимость со стереотипом «include» рассматривается, как отношение включения, а класс со стереотипом «boundary» – граничный класс)
    Сторожевое условие
    (guard condition)
    Логическое условие (например: или [идентификация выполнена])
    Ограничение
    (constraint)
    { } Правило, ограничивающее семантику элемента модели (например, {время выполнения менее 10 мс})
    Помеченное значение
    (tagged value)
    { } Новое или уточняющее свойство элемента нотации (например: {version = 3.2})

    Помимо стереотипов, указываемых в виде строки текста в кавычках, на диаграммах могут использоваться графические стереотипы. На следующем рисунке приведены примеры стандартного и стереотипного отображения .

    a) стандартное обозначение б) стандартное обозначение
    с текстовым стереотипом
    в) графический стереотип

    Рис. 11.2. Примеры стандартного и стереотипного отображения класса

    Диаграмма представляет собой группировку элементов нотации для отображения некоторого аспекта разрабатываемой информационной системы. Диаграммы представляют собой, как правило, связный граф, в котором сущности являются вершинами, а отношения – дугами. В следующей таблице дана краткая характеристика диаграмм UML .

    Таблица 11.5. Диаграммы

    Диаграмма Назначение
    по степени физической реализации по отображению динамики по отображаемому аспекту

    (use case)
    Отображает функции системы, взаимодействие между актерами и функциями Логическая Статическая Функциональная

    (class)
    Отображает набор классов, интерфейсов и отношений между ними Логическая или
    физическая
    Статическая Функционально-информационная

    (package)
    Отображает набор пакетов и отношений между ними Логическая или
    физическая
    Статическая Компонентная
    Поведения
    (behavior)

    (state machine)
    Отображает состояния сущности и переходы между ними в процессе ее жизненного цикла Логическая Динамическая Поведенческая

    (activity)
    Отображает бизнес-процессы в системе (описание алгоритмов поведения)
    Взаимодействия
    (interaction)

    (sequence)
    Отображает последовательность передачи сообщений между объектами и актерами

    (communication)
    Аналогична диаграмме последовательности, но основной акцент делается на структуру взаимодействия между объектами
    Реализации
    (implementation)

    (component)
    Отображает компоненты системы (программы, библиотеки, таблицы и т.д.) и связи между ними Физическая Статическая Компонентная

    (deployment)
    Отображает размещение компонентов по узлам сети, а также ее конфигурацию

    Стандарт UML 2.x определяет также дополнительные, узкоспециализированные диаграммы:

    Диаграмму объектов (object diagram) - аналогична , но вместо классов отображаются объекты;

    Диаграмму синхронизации (timing diagram) - описывает состояния объекта с течением времени;

    Композитную структурную диаграмму (composite structure diagram) - описывает порты (включая интерфейсы) класса для взаимодействия с другими классами;

    Профильную диаграмму (profile diagram) - аналогична с описанием классов, входящих в них;

    Обзорную диаграмму взаимодействия (interaction overview diagram) - аналогична , но со скрытыми фрагментами взаимодействия (фрагментами с меткой ref). Представляет собой контекстную (концептуальную) , элементы которой будут конкретизированы на отдельных диаграммах декомпозиции.

    В целях укрупненного концептуального представления внутренней архитектуры системы большинство при построении допускает использование устоявшихся графических стереотипов для так называемых . Такая диаграмма называется 1 , но не относится к перечню диаграмм, определенных стандартом UML.

    При разработке отдельной модели системы в строят несколько видов диаграмм. Более того, при разработке модели сложной системы, как правило, строят несколько диаграмм одного и того же вида. В то же время можно не создавать отдельные виды диаграмм, если в этом нет необходимости. Например, диаграммы и являются взаимозаменяемыми, строятся только для объектов, обладающих сложным поведением. В следующей таблице приведены рекомендации о необходимости разработки (уточнении) диаграмм по моделям системы.

    Таблица 11.6. Связь моделей и диаграмм

    В приведенной таблице не приведена модель тестирования, так как в рамках ее построения диаграммы не разрабатываются, а проверяются (тестируются) на полноту и непротиворечивость.

    Часть диаграмм после их построения требует развития и уточнения в рамках разработки следующей модели (технологического процесса). Так, например, должны быть уточнены при разработке . В моделях.

    4. Дайте определение понятию " ".

    Я думаю, каждый слышал в детстве такую поговорку как "Семь раз отмерь, один раз отрежь ". В программировании так же. Лучше всегда обдумать реализацию до того, как вы потратите время на её исполнение. Часто приходится при реализации создавать классы, придумывать их взаимодействие. И часто визуальное представление этого может помочь решить задачу наиболее правильным образом. В этом нам и помогает UML .

    Что такое UML?

    Если посмотреть картинки в поисковых системах, то станет понятно, что UML – это что-то про схемы, стрелочки и квадратики. Что важно, что UML переводится как Unified Modeling Language . Важно тут слово Unified. То есть наши картинки поймём не только мы, но и остальные, кто знает UML. Получается это такой международный язык рисования схем.

    Как гласит Википедия

    UML - это язык графического описания для объектного моделирования в области разработки программного обеспечения, моделирования бизнес-процессов, системного проектирования и отображения организационных структур.
    Самое интересное, о чём не все задумываются или догадываются, UML имеет спецификации. Причём даже есть спецификация UML2. Подробнее со спецификацией можно ознакомиться на сайте Object Management Group . Собственно, эта группа и занимается разработкой спецификаций UML. Интересно и то, что UML не ограничивается описанием структуры классов. Существует множество типов UML диаграмм. Краткое описание типов UML диаграмм можно увидеть в той же Википедии: UML - диаграммы или в видео Тимура Батыршинова Обзор UML диаграмм . UML так же широко применяется при описании различных процессов, например здесь: Единый вход с использованием JWT . Возвращаясь к использованию UML диаграмм классов, стоит отметить книгу Head First: Паттерны проектирования , в которой паттерны иллюстрируются теми самыми UML диаграммами. Выходит, что UML действительно используется. И выходит, что знание и понимание его применения довольно полезный навык.

    Применение

    Разберём, как с этим самым UML можно работать из IDE. В качестве IDE возьмём IntelliJ Idea . Если использовать IntelliJ Idea Ultimate , то у нас "из коробки" будет установлен плагин "UML Support ". Он позволяет автоматически генерировать красивые диаграммы классов. Например, через Ctrl+N или пункт меню "Navigate" -> "Class" перейдём в класс ArrayList . Теперь, через контекстное меню по имени класса выберем "Diagram" -> "Show diagram popup". В результате мы получим красивую диаграмму:

    Но что, если хочется самому нарисовать, да ещё и нет Ultimate версии Idea? Если мы используем IntelliJ Idea Community Edition, то у нас нет другого выбора. Для этого нужно понять, как такая UML схема устроена. Для начала нам понадобится установить Graphviz . Это набор утилит для визуализации графов. Его использует плагин, который мы будем применять. После установки необходимо добавить каталог bin из каталога установленного Graphviz в переменную среды окружения PATH . После этого в IntelliJ Idea в меню выбрать File -> Settings. В окне "Settings" выбрать категорию "Plugins", нажать кнопку "Browse repositories" и установить плагин PlantUML integration . Чем так хорош этот PlantUML ? Он использует для описания UML язык описания графов под названием "dot " и это позволяет ему быть более универсальным, т.к. данный язык используется не только PlantUML. Более того, всё что мы ниже сделаем мы можем выполнить не только в IDE, но и в онлайн сервисе planttext.com . После установки плагина PlantUML у нас появится возможность через "File" -> "New" создавать UML диаграммы. Давайте выполним создание диаграммы типа "UML class". В ходе этого автоматически генерируется шаблон с примером. Удалим его содержимое и создадим своё, вооружившись статьёй с Хабра: Отношения классов - от UML к коду . А чтобы понять, как это изобразить в тексте, возьмём мануал по PlantUML: plantuml class-diagram . В нём в самом начале представлена табличка с тем, как нужно описывать связи:

    Про сами же связи можем ещё подсматривать сюда: "Отношения между классами в UML. Примеры ". На основе этих материалов приступим к созданию нашей UML диаграммы. Добавим следующее содержимое, описывающее два класса: @startuml class ArrayList { } class LinkedList { } @enduml Чтобы увидеть результат в Idea, выберем "View" -> "Tool Windows" -> "PlantUML". Мы получим просто два квадрата, обозначающие классы. Как мы знаем, оба эти класса реализуют интерфейс List. Данное отношение классов так и называют - реализация (realization). Для изображения такой связи используют стрелку с пунктирной линией. Изобразим её: interface List List < | . . ArrayList List < | . . LinkedList List - один из дочерних классов Collection . То есть он наследуется от Collection. Эта связь называется обобщением (generalization). Выглядит как стрелка с обычной непрерывной линией. Изобразим её: interface Collection Collection < | -- List Для следующего типа связи добавим в описание класса ArrayList запись о package private массиве элементов: ~ Object elementData Теперь мы хотим показать, что ArrayList содержит какие-то объекты. В данном случае будет тип связи - агрегация (aggregation). Агрегатом в данном случае является ArrayList , т.к. он содержит другие объекты. Агрегацию мы выбираем потому, что объекты в списке могут жить и без списка: они не являются его неотъемлемыми частями. Их время жизни не привязано к времени жизни списка. Агрегат с латинского переводится как "собранный", то есть что-то, составленное из чего-то. Например, в жизни, есть насосный агрегат, который состоит из насоса и двигателя. Сам агрегат можно разобрать, оставив что-то из его составных частей. Например, чтоб продать или поставить в другой агрегат. Так и в списке. И выражается это в виде пустого ромбика у агрегата и непрерывной линии. Изобразим это следующим образом: class Object { } ArrayList o- Object Теперь мы хотим показать, что в отличие от ArrayList , класс LinkedList содержит в себе Node - контейнеры, ссылающиеся на хранимые данные. В данном случае Node являются частью самого LinkedList и не могут жить отдельно. Node не является непосредственнохранимым содержимым, а только содержит ссылку на него. Например, когда мы добавляем в LinkedList какую-нибудь строку, мы добавляем новый Node , который содержит ссылку на эту строку, а также ссылку на предыдущий и следующий Node . Такой тип связи называется композицией (Composition). Для отображения у композита (того, кто состоит из частей) рисуется закрашенный робмик, к нему ведёт непрерывная линия. Запишем теперь это в виде текстового отображения связи: class Node { } LinkedList * -- Node И теперь необходимо научиться отображать ещё один важный тип связи - зависимость (dependency relationship). Он используется тогда, когда один класс использует другой, при этом класс не содержит в себе используемый класс и не является его наследником. Например, LinkedList и ArrayList умеют создавать ListIterator . Отобразим это в виде стрелок с пунктирной линией: class ListIterator ListIterator < . . . ArrayList : create ListIterator < . . . LinkedList : create Выглядеть после всего это будет следующим образом:

    Детализировать можно настолько, насколько это необходимо. Все обозначения указаны тут: "PlantUML - Диаграмма классов ". Кроме того, в рисовании такой схемы нет ничего сверхъестественного, и при работе над своими задачами её можно быстро рисовать от руки. Это позволит развить навыки продумывания архитектуры приложения и поможет выявить недостатки структуры классов на раннем этапе, а не когда вы уже потратите день на реализацию неправильной модели. Мне кажется, это неплохая причина для того, чтобы попробовать?)

    Автоматизация

    Есть различные способы автоматической генерации PlantUML диаграмм. Например, в Idea есть плагин SketchIT , но рисует он их не совсем правильно. Скажем, неправильно рисуется имплементация интерфейсов (отображается как наследование). Также в интернете есть примеры того, как это встроить в жизненный цикл сборки вашего проекта. Допустим, для Maven есть пример использования uml-java-docklet . Для того, чтобы показать как это, воспользуемся Maven Archetype для быстрого создания Maven проекта. Выполним команду: mvn archetype:generate На вопросе выбора фильтра (Choose a number or apply filter ) оставляем default, просто нажав Enter. Это всегда будет "maven-archetype-quickstart ". Выбираем самую последнюю версию. Далее отвечаем на вопросы и завершаем создание проекта:

    Так как Maven не является целью данной статьи, ответы на свои вопросы по Maven можно найти в Maven Users Centre . В сгенерированном проекте откроем на редактирование файл описания проекта, pom.xml . В него скопируем содержимое из описания uml-java-docklet installing . Используемый в описании артефакт не удалось найти в репозитории Maven Central. Но у меня заработало с этим: https://mvnrepository.com/artifact/com.chfourie/uml-java-doclet/1.0.0 . То есть надо в том описании просто заменить groupId с "info.leadinglight " на "com.chfourie " и поставить версию "1.0.0 ". После этого можем выполнить в каталоге, где находится файл pom.xml эти комманды: mvn clean install и mvn javadoc:javadoc . Теперь, если открыть сгенерированную документацию (explorer target\site\apidocs\index.html), мы увидим UML схемы. Кстати, имплементация тут уже отображается верно)

    Заключение

    Как видно, UML позволяет визуализировать структуру вашего приложения. Кроме того, UML не ограничивается только этим. При помощи UML можно описывать различные процессы внутри вашей компании или описывать бизнес-процесс, в рамках которого работает функция, которую вы пишите. На сколько UML полезен лично для вас - решать вам, но найти время и ознакомиться более подробным будет в любом случае полезно. #Viacheslav English version of this post: UML diagram Java on CodeGym

    UML (Unified Modeling Language - унифицированный язык моделирования) - язык графического описания для объектного моделирования в области разработки программного обеспечения. UML является языком широкого профиля, это открытый стандарт, использующий графические обозначения для создания абстрактной модели системы, называемой UML моделью. UML был создан для определения, визуализации, проектирования и документирования в основном программных систем. UML не является языком программирования, но в средствах выполнения UML-моделей как интерпретируемого кода возможна кодогенерация. Википедия

    Коммерческие продукты

    Microsoft Visio

    Тип: коммерческое ПО

    Популярный программный продукт от компании Microsoft, который позволяет рисовать богатые диаграммы, в том числе UML:

    Начиная с 2010 версии появилась возможность публиковать диаграммы в вебе (SharePoint + Visio Services):

    Visio Viewer - бесплатная программа, которая позволяет просматривать созданные ранее Visio диаграммы. Загрузить можно по %D1%81%D1%81%D1%8B%D0%BB%D0%BA%D0%B5%20.

    %0A

    Microsoft%20Visual%20Studio%202010

    %0A

    %D0%A2%D0%B8%D0%BF:%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5%20%D0%9F%D0%9E%20(%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20Express%20%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%8F).

    %0A

    %D0%92%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B9%20%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D0%B8%20Microsoft%20Visual%20Studio%202010%20%D0%BF%D0%BE%D1%8F%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%81%D1%8F%20%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9%20%D1%82%D0%B8%D0%BF%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B0%20-%20Modelling,%20%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B%D0%B9%20%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8F%D0%B5%D1%82%20%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20UML%20%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%8F%D1%82%D1%8C%20%D0%BD%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%80%D0%B5%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%81%D0%BE%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5%20%D1%81%20%D0%BD%D0%B5%D0%BE%D0%B1%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%BE%20%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B9.

    %0A

    %D0%9F%D0%BE%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8F%D0%B5%D1%82%20%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C%20Sequence%20Diagram%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8%20%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B0,%20%D0%B2%D0%B8%D0%B7%D1%83%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D0%B8%20%D0%B2%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B5%20%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B8,%20%D1%81%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B8%20%D0%B8%20%D1%81%D1%81%D1%8B%D0%BB%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B8%20%D0%B8%20%D1%82.%D0%B4.

    %0A

    %D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80%20Use%20case%20%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D1%8B,%20%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%B2%20Visual%20Studio%202010:

    %0A%0A

    %D0%9A%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B5%20%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE,%20%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%B5%D0%BD%20Visualization%20and%20Modeling%20Feature%20Pack%20(%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%87%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20MSDN),%20%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B%D0%B9%20%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8F%D0%B5%D1%82:

    %0A
    • %D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D0%BA%D0%BE%D0%B4%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%B1%D0%B0%D0%B7%D0%B5%20UML%20%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%B2
    • %0A
    • %D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C%20UML%20%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D1%8B%20%D0%B8%D0%B7%20%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B0
    • %0A
    • %D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C%20UML%20%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D1%8B%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%B2,%20%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D1%8B%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%B9,%20%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D1%8B%20%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2%20%D0%B8%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D1%81%20XMI%202.1
    • %0A
    • %D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D1%8B%20%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%B9%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20ASP.NET,%20C%20%D0%B8%20C++%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%B2
    • %0A
    • %D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D0%B8%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%8F%D1%82%D1%8C%20layer%20diagrams%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20C%20%D0%B8%20C++%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%B2
    • %0A
    • %D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B8%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20layer%20diagrams
    • %0A

    %D0%A1%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B0%D1%82%D1%8C%20Visualization%20and%20Modeling%20Feature%20Pack%20%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE%20%D0%BF%D0%BE%20%D1%81%D1%81%D1%8B%D0%BB%D0%BA%D0%B5:%20http://msdn.microsoft.com/ru-ru/vstudio/ff655021%28en-us%29.aspx .

    IBM Rational Rose

    Возможности:

    • Use case diagram (диаграммы прецедентов);
    • Deployment diagram (диаграммы топологии);
    • Statechart diagram (диаграммы состояний);
    • Activity diagram (диаграммы активности);
    • Interaction diagram (диаграммы взаимодействия);
    • Sequence diagram (диаграммы последовательностей действий);
    • Collaboration diagram (диаграммы сотрудничества);
    • Class diagram (диаграммы классов);
    • Component diagram (диаграммы компонент).

    Скриншоты:

    Open source программы

    StarUML

    Возможности:

    • поддержка UML 2.0
    • MDA (Model Driven Architecture)
    • Plug-in Architecture (писать можно на COM совместимых языках: C++, Delphi, C#, VB, ...)

    StarUML написана, в основном, на Delphi, но дописывать компоненты можно и на других языках, например C/C++, Java, Visual Basic, Delphi, JScript, VBScript, C#, VB.NET. Ниже показано несколько скриншотов.

    Диаграмма классов:

    Use case диаграмма:

    ArgoUML

    Поддерживаемые диаграммы:

    • Class
    • State
    • Use case
    • Activity
    • Collaboration
    • Deployment
    • Sequence

    Возможности:

    • Поддержка девяти UML 1.4 диаграмм
    • Платформонезависимая (Java 5+)
    • Стандартная метамодель UML 1.4
    • Поддержка XMI
    • Экспорт в GIF, PNG, PS, EPS, PGML и SVG
    • Языки: EN, EN-GB, DE, ES, IT, RU, FR, NB, PT, ZH
    • Поддержка OCL
    • Forward, Reverse Engineering

    Скриншот:

    Модель UML (UML model) ‒ это совокупность конечного множества конструкций языка, главные из которых ‒ это сущности и отношения между ними.

    Сами сущности и отношения модели являются экземплярами метаклассов метамодели.

    Рассматривая модель UML с наиболее общих позиций, можно сказать, что это граф (точнее, нагруженный мульти-псевдо-гипер-орграф), в котором вершины и ребра нагружены дополнительной информацией и могут иметь сложную внутреннюю структуру. Вершины этого графа называются сущностями, а ребра ‒ отношениями . Остальная часть раздела содержит беглый (предварительный), но полный обзор имеющихся типов сущностей и отношений. К счастью, их не слишком много. В последующих главах книги все сущности и отношения рассматриваются еще раз, более детально и с примерами.

    1.4.1. Сущности

    Для удобства обзора сущности в UML можно подразделить на четыре группы:

    • структурные;
    • поведенческие;
    • группирующие;
    • аннотационные.

    Структурные сущности, как нетрудно догадаться, предназначены для описания структуры. Обычно к структурным сущностям относят следующие.

    Объект (object) 1 ‒ сущность, обладающая уникальностью и инкапсулирующая в себе состояние и поведение.

    Класс (class) 2 ‒ описание множества объектов с общими атрибутами, определяющими состояние, и операциями, определяющими поведение.

    Интерфейс (interface) 3 ‒ именованное множество операций, определяющее набор услуг, которые могут быть запрошены потребителем и предоставлены поставщиком услуг.

    Кооперация (collaboration) 4 ‒ совокупность объектов, которые взаимодействуют для достижения некоторой цели.

    Действующее лицо (actor) 5 ‒ сущность, находящаяся вне моделируемой системы и непосредственно взаимодействующая с ней.

    ∇ Подобная взаимосвязь безусловно существует, что выражается на рис. Иерархия типов диаграмм для UML 1 в виде отношения зависимости со стереотипом «refine» .

    ∇∇ В UML 1 возникала невольная ассоциация между диаграммой кооперации и одноименной сущностью, что было не совсем верно и порой вводило в заблуждение.

    ∇∇∇ В UML 2 синтаксическая и смысловая нагрузка диаграммы состояний настолько изменилась, что название уже не отражало содержания.

    Список новых диаграмм и их названий, принятых в этой книге, приведен ниже.

    • Диаграмма внутренней структуры (Composite Structure diagram)
    • Диаграмма пакетов (Package diagram)
    • Диаграмма автомата (State machine diagram)
    • Диаграмма коммуникации (Communication diagram)
    • Обзорная диаграмма взаимодействия (Interaction Overview diagram)
    • Диаграмма синхронизации (Timing diagram)

    На рис. Иерархия типов диаграмм для UML 2 (часть 1 и 2) приведена диаграмма классов, отражающая взаимосвязь диаграмм в UML 2.

    Далее в этой главе мы очень бегло опишем все тринадцать канонических диаграмм, с тем, чтобы иметь определенный контекст и словарный запас для последующего изложения. Детали изложены в остальных главах книги.

    Но прежде чем перейти к следующему разделу, сделаем одно небольшое отступление относительно того, как стандарт требует оформлять диаграммы. Общий шаблон представления диаграммы приведен ниже.

    Основных элементов оформления два: наружная рамка и ярлычок с названием диаграммы. Если с рамкой все просто ‒ это прямоугольник, ограничивающий область в котором должны находиться элементы диаграммы, то название диаграммы записывается в специальном формате, приведенном на рис. Нотация для диаграмм .

    Указанная сложная форма ярлычка поддерживается не всеми инструментами. Впрочем, это не обязательно, поскольку семантика первична, а нотация вторична. Далее мы везде используем в качестве ярлычка диаграммы прямоугольник, и это не должно вызывать недоразумений.

    Возможные теги (типы) для диаграмм приведены в следующей таблице. Теги, предлагаемые стандартом, записаны во второй столбец. Однако, как показала практика, предлагаемые стандартом правила не всегда удобны и логически обоснованы, поэтому третий столбец таблицы содержит разумную на наш взгляд альтернативу.

    Табл. Типы и теги диаграмм

    Название диаграммы Тег (стандартный) Тег (предлагаемый)
    Диаграмма использования use case или uc use case
    Диаграмма классов class class
    Диаграмма автомата state machine или stm state machine
    Диаграмма деятельности activity или act activity
    Диаграмма последовательности interaction или sd sd
    Диаграмма коммуникации interaction или sd comm
    Диаграмма компонентов component или cmp component
    Диаграмма размещения не определен deployment
    Диаграмма объектов не определен object
    Диаграмма внутренней структуры class class или component
    Обзорная диаграмма взаимодействия interaction или sd interaction
    Диаграмма синхронизации interaction или sd timing
    Диаграмма пакетов package или pkg package