Как настроить рацию правильно: пошаговая инструкция. Настройка рации: обзор, пошаговая инструкция, особенности и рекомендации Инструкция по пользованию рацией

ПО ПОЛЬЗОВАНИЮ

РАДИОСТАНЦИЕЙ РВ-1.1М

1. ВВЕДЕНИЕ

Настоящая инструкция по пользованию радиостанцией «Транспорт РВ-1.1М» предназначена для ознакомления обслуживающего персонала с работой данной аппаратуры в системах поездной и станционной радиосвязи на железнодорожном транспорте России.

Радиостанция устанавливается на подвижных объектах железнодорожного транспорта (поездных и маневровых локомотивах, дрезинах, автомотриссах и т. п.).

Инструкция машинисту по пользованию радиостанцией «Транспорт РВ-1.1М» приведена в Приложении.

2. НАЗНАЧЕНИЕ

Возимая двухдиапазонная симплексная локомотивная радиостанция «Транспорт РВ-1.1М» предназначена для работы в системах поездной и станционной радиосвязи в диапазонах 160 МГц (МВ-диапазон) и 2 МГц (ГМВ-диапазон) при температуре окружающей среды от минус 40 до плюс 55°С (за исключением пульта управления основного ПУ-ЛП, который обеспечивает работу при температуре от минус 10 до плюс 55°С. При температуре ниже минус 10°С возможно отсутствие индикации на табло ПУ-ЛП).


Для удобства пользования пультами управления ПУ-ЛП и ПУ-Д (дополнительного) кнопочные поля пультов обособлены для каждого диапазона.

На ПУ-ЛП слева расположены кнопки, предназначенные для работы в ГМВ-диапазоне, в центре – кнопки для работы в МВ-диапазоне. Кроме того, имеется клавиатура ограниченного доступа, находящаяся справа под крышкой.

На ПУ-Д слева расположены кнопки, предназначенные для работы в ГМВ-диапазоне, справа – кнопки для работы в МВ-диапазоне. Кнопки «#» («сброс») и « » («подтверждение») общие для обоих диапазонов. Над каждым кнопочным полем диапазонов расположены соответствующие индикаторы, свидетельствующие о состоянии пульта: при работе с ПУ-Д светится индикатор того диапазона волн, в котором ведется сеанс связи.

3. ВКЛЮЧЕНИЕ РАДИОСТАНЦИИ

На пульте управления локомотива включить тумблер «Радио». Открыть крышку, находящуюся в правой половине пульта управления ПУ-ЛП радиостанции, и нажать красную кнопку « », включив радиостанцию. При этом микротелефонная трубка должна быть установлена в держателе таким образом, чтобы часть трубки, содержащая телефон, находилась напротив надписи «ДР» (дежурный режим) держателя микротелефона (далее положение «ДР»).

О включении радиостанции в работу свидетельствует появление индикации на табло ПУ-ЛП.

Табло индикации пульта управления ПУ-ЛП (далее индикатор или табло) имеет 20 знакомест, где может быть индицирована буквенная, цифровая и символьная информация. Счет знакомест осуществляется слева направо.

При включении радиостанции проводится автоматическая проверка работоспособности блока автоматики БА, в правой части индикатора ПУ-ЛП на одну секунду высветится номер версии программы пульта ПУ-ЛП с последующим выведением индикации дежурного режима: на первом знакоместе номер рабочего канала диапазона ГМВ; второе - седьмое знакоместа – пробелы; на восьмом знакоместе номер рабочей группы частот МВ-диапазона; на одиннадцатом – тринадцатом знакоместах сокращенное условное наименование системы связи, в которой работает радиостанция: СРС – система станционной радиосвязи, ПРС – система поездной радиосвязи; на семнадцатом – двадцатом знакоместах номер поезда, в памяти радиостанции. При необходимости регулятором с гравировкой « » регулируется контрастность изображения индикатора пульта, кнопкой « » при необходимости производится включение или выключение подсветки кнопок пультов управления, или при недостаточной освещенности кабины подсветка кнопок пультов включится автоматически по истечении 15 секунд от момента включения.

Регулировка громкости осуществляется при помощи плавного регулятора на пульте ПУ-ЛП с гравировкой « », расположенного в правом верхнем углу ПУ-ЛП. Уровень громкости автоматически возрастает с ростом уровня окружающих шумов. Громкость будет минимальной при выведенном регуляторе громкости (при вращении регулятора громкости против часовой стрелки до упора).

ПОМНИТЕ!

В варианте радиостанции, управляемой из разных кабин локомотива, включение пульта ПУ-ЛП одной из кабин блокирует возможность включения ПУ-ЛП из второй кабины и управление из нее радиостанцией. Для перехода на управление радиостанцией из второй кабины нужно сначала выключить ПУ-ЛП первой кабины нажатием красной кнопки « », а затем перейти в другую кабину и включить ПУ-ЛП аналогичной кнопкой.

4. РЕЖИМЫ РАБОТЫ РАДИОСТАНЦИИ

Радиостанция имеет 3 режима работы: дежурный прием , прием , передача .

Режим дежурного приема – режим, когда радиостанция включена, микротелефонная трубка находится в держателе в положении «ДР», низкочастотный тракт заблокирован, в громкоговорителе ничего не прослушивается.

В режим дежурного приема радиостанция становится в следующих случаях:

При начальном включении радиостанции по прошествии самотестирования и каждый раз по окончании ведения переговоров при нажатии кнопки «#»;

При установке микротелефонной трубки в держатель в положение «ДР»;

Автоматически через (60 ± 10) секунд после поступления последней команды управления режимом «Прием/Передача»;

Автоматически через (15 ± 3) секунд после приема тонального вызова и неподтверждения его (микротелефонная трубка не была снята, переговоры не велись или не была нажата кнопка подтверждения « »);

Установкой микротелефонной трубки в держатель в положение «ДР» (если она до этого была снята).

Режим приема – такой режим работы радиостанции, когда все переговоры, ведущиеся в радиоканале, прослушиваются в громкоговорителе (телефоне микротелефонной трубки). При этом приемник вызывного сигнала, управляющий низкочастотным трактом, выключен.


В режим приема радиостанция становится автоматически на 15 секунд при приеме из радиоканала тонального вызова снятием микротелефонной трубки, нажатием кнопки подтверждения « », нажатием любой вызывной кнопки диапазона, в котором принят вызов. При этом выход приемника подключается к телефонам основного и дополнительного пультов управления радиостанции в той кабине, в которой включены пульты управления, в громкоговорителе (телефоне) прослушивается принимаемый вызывной сигнал, на табло ПУ-ЛП высвечивается индикация принимаемого вызова.

В случае ведения переговоров радиостанция становится на прием при каждом отпускании тангенты микротелефонной трубки.

Также, при установке микротелефонной трубки в положение, отличное от положения «ДР», радиостанция останется в режиме «Прием» (прослушивание) на том канале, на котором проводилась работа, в течение (60 ± 10) секунд, если обслуживающий персонал радиостанции установил режим автоматического выхода в дежурный режим, и неограниченно долго (режим «Открытый канал» - см. п.8), если автоматический режим не установлен.

Режим передачи – режим, при котором низкочастотный сигнал с микрофона одного из пультов управления или с пультов управления (при передаче вызовов или сообщений) подается на модуляционный вход передатчика

В режим передачи радиостанция становится при передаче сообщений или по снятию микротелефонной трубки и нажатию тангенты на ней при ведении переговоров.

5. РАБОТА РАДИОСТАНЦИИ В СИСТЕМАХ СВЯЗИ

Условное обозначение системы связи (поездной или станционной), на работу в которой настроена радиостанция, отображается на одиннадцатом-тринадцатом знакоместах индикатора пульта ПУ-ЛП буквами СРС (для станционной радиосвязи) или ПРС (для поездной радиосвязи).

5.1. При необходимости перехода из одной системы связи в другую нажать на ПУ-ЛП последовательно кнопки «F, ВСП».

6. ПРОВЕРКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ РАДИОСТАНЦИИ

Проверка работоспособности радиостанции производится с помощью специальной программы, которая запускается последовательным нажатием кнопок «Т1(ТЕСТ1), » при лежащих в держателях микротелефонных трубках основного ПУ-ЛП и дополнительного ПУ-Д пультов управления в положении «ДР».

При запуске теста в правой части табло появляется надпись «ТЕСТ1», которая заменяется на сокращенное обозначение проверяемых блоков (программа проводит обобщенный тест составных частей и блоков радиостанции). Проверяются: основной пульт управления ПУ-ЛП (индицируется как «ПУ», блок автоматики (индицируется как «БА»), приемопередатчик МВ-диапазона (индицируется как «ППУ»), приемопередатчик ГМВ-диапазона (индицируется как «ППК»), низкочастотный тракт (индицируется как «пров. нч»).

ПРИМЕЧАНИЕ. Для проверки низкочастотного тракта необходимо снять микротелефонную трубку и произнести в микрофон фразу «ПРОВЕРКА СВЯЗИ», прослушав ее в громкоговорителе радиостанции. Затем микротелефонную трубку установить в положение «ДР».

В левой части табло появляются символы «__» (подчеркивание), свидетельствующие о начале тестирования блоков, заменяющиеся на символы «!» (восклицательный знак) – идет процесс тестирования каждого блока. По окончании теста при исправном состоянии блоков радиостанции символ « ! » заменяется на знак « + » (плюс) в соответствующем знакоместе и выводится итог в виде надписи «Р/С-НОРМА». При неисправном состоянии блоков символ « __ » заменяется на цифру, соответствующую номеру неисправности и выводится надпись «Р/С-БРАК!». Если обнаружена неисправность по результатам теста, то нужно нажать кнопку « # », после чего повторить тестирование, вновь последовательно нажав кнопки « Т1, » на ПУ-ЛП. Если и повторно по окончании тестирования на ПУ-ЛП будет высвечено «Р/С-БРАК!», радиостанция считается неисправной.

Время полного прохождения режима «ТЕСТ1» составляет 25-30 с.

При положительном результате тестирования нажать кнопку « # ». Радиостанция перейдет в режим дежурного приема, после чего необходимо в целях проверки канала радиосвязи провести переговоры с оператором контрольного пункта или дежурным по станции.

7. РАБОТА РАДИОСТАНЦИИ НА ПОЕЗДНОМ ЛОКОМОТИВЕ

7.1. ВЫЗОВ АБОНЕНТОВ С ОСНОВНОГО ПУЛЬТА

УПРАВЛЕНИЯ ПУ-ЛП В ГМВ-ДИАПАЗОНЕ

Снять микротелефонную трубку с держателя, при этом радиостанция перейдет в режим приема в ГМВ-диапазоне, на табло в левой части появится надпись «ПРМ». Прослушать состояние радиоканала и убедиться в том, что он свободен.

Нажать кнопку вызова абонента, с которым необходимо установить связь, на кнопочном поле ГМВ-диапазона:

РЕМ - при вызове руководителя ремонтного подразделения.

При этом в левой части табло будет индицироваться сокращенное обозначение абонента, соответствующего нажатой кнопке.

Радиостанция становится в режим передачи в ГМВ-диапазоне, в телефоне микротелефонной трубки и громкоговорителе прослушивается посылка тонального вызова в радиоканал. На табло выводится сокращенное имя абонента и символ передачи «*». По окончании посылки вызова нажать тангенту микротелефона и голосом вызвать нужного абонента, например: «Машинист поезда №…» или « Дежурный по станции…» (в соответствии с регламентом ведения переговоров) и вести разговор. Отпустив тангенту, вести прием.

На крайнем левом знакоместе индикатора высвечивается номер канала ГМВ-диапазона, на котором работает радиостанция. При необходимости переключить канал нажать кнопку «1К/2К».

ВНИМАНИЕ!

ВНИМАНИЕ! При вызове стационарных абонентов, работающих на радиостанциях старого образца, со стороны этих абонентов в ответ на посылаемый от РВ-1.1М вызов передается тональный сигнал контроля вызова, что влечет появление символа «#» на ПУ-ЛП и прослушивание тонального сигнала в телефоне. Только по окончании тонального сигнала и исчезновении символа «#» на ПУ-ЛП можно вести переговоры или нажимать тангенту.

При приеме группового вызова в ГМВ-диапазоне в левой части табло высвечивается надпись «ВЫЗОВ», и в громкоговорителе (телефоне) прослушивается речевое сообщение. Радиостанция на 15 секунд переводится в режим «Прием». Прослушать сообщение, в случае необходимости снять микротелефонную трубку и вести переговоры.

Если по истечении 15 секунд после приема группового вызова микротелефонная трубка не была снята и переговоры не велись, радиостанция перейдет в режим дежурного приема.

Радиостанция перейдет в режим дежурного приема.

7.2. ВЫЗОВ АБОНЕНТОВ С ОСНОВНОГО ПУЛЬТА

УПРАВЛЕНИЯ ПУ-ЛП В МВ-ДИАПАЗОНЕ

Радиостанция включена, микротелефонная трубка находится в держателе в положении «ДР».

Снять микротелефонную трубку с держателя, при этом радиостанция перейдет в режим приема в ГМВ-диапазоне, на табло ПУ-ЛП в левой части появится надпись «ПРМ». Для перехода в МВ-диапазон нажать кнопку вызова абонента, с которым необходимо установить соединение, на кнопочном поле, относящемся к МВ-диапазону:

ДНЦ – при вызове поездного диспетчера;

ТЧМ – при вызове машиниста локомотива;

ДСП – при вызове дежурного по станции;

РЕМ – при вызове руководителя ремонтного подразделения;

БРГ – при вызове бригадира поезда;

ДЕПО – при вызове дежурного по депо;

ОХР – при вызове работников, осуществляющих охрану объектов железнодорожного транспорта;

ДСЦ – при вызове дежурного по парку формирования.

В правой части табло высветится сокращенное наименование абонента, соответствующего нажатой кнопке. Радиостанция перейдет в режим приема в МВ-диапазоне.

Прослушать канал, определить его свободность. Если канал свободен, повторно нажать ту же вызывную кнопку. Радиостанция становится в режим передачи в МВ-диапазоне, в телефоне микротелефонной трубки и громкоговорителе прослушивается посылка тонального вызова в радиоканал. На табло выводится сокращенное имя абонента и символ передачи «*».Длительность вызова не менее 2 с. По окончании посылки вызова нажать тангенту микротелефона и голосом вызвать нужного абонента, например: «Машинист поезда №…» или « Дежурный по станции…» и вести разговор. Отпустив тангенту, вести прием.

При приеме группового вызова в МВ-диапазоне в правой части табло высвечивается надпись «ВЫЗОВ». Радиостанция на 15 с переводится в режим приема. Прослушать сообщение, в случае необходимости снять микротелефонную трубку и вести переговоры.

При нахождении радиостанции в режиме «Прием» более 120 ±20 секунд радиостанция переходит автоматически в дежурный прием.

ПРИМЕЧАНИЕ. Машинист в процессе инструктажа перед выездом на линию должен быть извещен о характере работы радиостанции в соответствии с технологией работы локомотива (режим поездной (ПРС) или станционной (СРС) радиосвязи, номер рабочего канала в диапазоне ГМВ и др.), о чем должна быть сделана запись в журнале предрейсового инструктажа.

7.3. ВЫЗОВ АБОНЕНТОВ С ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ПУЛЬТА УПРАВЛЕНИЯ ПУ-Д В ГМВ-ДИАПАЗОНЕ

Снять микротелефонную трубку, при этом в левой части табло ПУ-ЛП появится индикация «ПРМ», на ПУ-Д включится индикатор ГМВ-диапазона, расположенный над полем клавиатуры ГМВ-диапазона. Радиостанция перейдет в режим приема в ГМВ-диапазоне.

ПОМНИТЕ! Работа с ПУ-Д ведется только на частоте основного канала радиостанции.

Прослушать канал, определить его свободность. При свободности канала для передачи вызова нажать вызывную кнопку нужного абонента на кнопочном поле, относящемся к ГМВ-диапазону: ДНЦ – для вызова поездного диспетчера, ДСП – для вызова дежурного по станции, ТЧМ – для вызова машиниста локомотива. Передаваемый вызов контролируется прослушиванием тонального сигнала в громкоговорителе и телефоне микротелефонной трубки. На табло основного пульта управления ПУ-ЛП выводится сокращенное имя абонента и символ передачи «*». По окончании передачи вызова нажать тангенту на микротелефонной трубке ПУ-Д, голосом вызвать требуемого абонента и вести переговоры.

Если радиостанция находится в режиме дежурного приема при снятой микротелефонной трубке, то нажать однократно кнопку вызова нужного абонента в ГМВ - диапазоне, при этом индикатор этого диапазона будет светиться. Далее алгоритм работы аналогичен приведенному в предыдущем абзаце.

При приеме вызова на ПУ-Д светится индикатор диапазона, по которому принят вызов. Прослушать сообщение, в случае необходимости снять микротелефонную трубку и вести переговоры.

Если по истечении 15 с после приема тонального вызова микротелефонная трубка не была снята и переговоры не велись, радиостанция перейдет в режим дежурного приема.

7.4. ВЫЗОВ АБОНЕНТОВ С ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ПУЛЬТА УПРАВЛЕНИЯ ПУ-Д В МВ-ДИАПАЗОНЕ

Радиостанция включена, микротелефонная трубка ПУ-Д находится в держателе.

Снять микротелефонную трубку с держателя, при этом радиостанция перейдет в режим приема в ГМВ-диапазоне, на табло ПУ-ЛП в левой части появится надпись «ПРМ». Для перехода в МВ-диапазон нажать кнопку вызова абонента, с которым необходимо установить соединение (ДНЦ – для вызова поездного диспетчера, ДСП – для вызова дежурного по станции, ТЧМ – для вызова машиниста локомотива). На ПУ-Д включится индикатор МВ-диапазона, расположенный над полем клавиатуры МВ-диапазона. Радиостанция перейдет в режим приема в МВ-диапазоне.

Прослушать канал, определить его свободность. Если канал свободен, повторно нажать ту же вызывную кнопку. В правой части табло ПУ-ЛП высветится сокращенное наименование абонента, соответствующего нажатой кнопке и символ «*». Радиостанция передаст тональный вызов в радиоканал. Длительность вызова не менее 2 с. Передача вызова контролируется по наличию звукового тона в громкоговорителе. По окончании посылки вызова нажать тангенту микротелефона и голосом вызвать нужного абонента, например: «Машинист поезда №…» или « Дежурный по станции…» и вести переговоры.

При приеме вызова светится индикатор диапазона, по которому принят вызов. Прослушать сообщение, в случае необходимости снять микротелефонную трубку и вести переговоры.

Если по истечении 15 с после приема тонального вызова микротелефонная трубка не была снята и переговоры не велись, радиостанция перейдет в режим дежурного приема.

По окончании переговоров нажать кнопку «#» и установить трубку в держатель. Радиостанция перейдет в режим дежурного приема.

7.5. ОДНОВРЕМЕННАЯ РАБОТА С ПУЛЬТОВ ПУ-ЛП И ПУ-Д

Радиостанция включена, микротелефонные трубки ПУ-ЛП и ПУ-Д находятся в держателях.

Если ведется работа с пульта ПУ-ЛП или ПУ-Д в одном диапазоне, и радиостанция приняла вызов в другом диапазоне, то принимаемый сигнал прослушивается в громкоговорителе. Подтверждение приема вызова на свободном пульте производить любым из следующих способов:

Нажатием кнопки подтверждения « »;

Снятием микротелефонной трубки с трубкодержателя, если она была в него установлена;

Нажатием соответствующей вызывной кнопки диапазона, в котором принят вызов.

После подтверждения вызова громкоговоритель отключается.

Для отказа от переговоров на поступивший вызов нажать кнопку «#» на свободном пульте или установить трубку свободного пульта в держатель, если она была снята. Если в момент приема вызова в МВ-диапазоне с ПУ-ЛП ведутся переговоры в ГМВ-диапазоне, то в течение 15 с принять решение: для продолжения переговоров в ГМВ нажать кнопку «#», отказавшись от вызова в МВ, или подтвердить прием и последующую работу в МВ-диапазоне нажатием кнопки подтверждения « ». При этом связь с абонентом в ГМВ-диапазоне будет прервана.

Если в момент приема вызова в ГМВ-диапазоне с ПУ-ЛП ведутся переговоры в МВ-диапазоне, то в течение 15 с принять решение: для продолжения переговоров в МВ нажать кнопку «#», отказавшись от вызова в ГМВ, или подтвердить прием и последующую работу в ГМВ-диапазоне нажатием кнопки подтверждения « ». При этом связь с абонентом в МВ-диапазоне будет прервана. Если по истечении 15 с после приема вызова никаких манипуляций на пульте не было выполнено, радиостанция автоматически перейдет в режим дежурного приема в ГМВ-диапазоне.

По окончании ведения переговоров нажать кнопку «#» и установить микротелефонную трубку в держатель. Радиостанция перейдет в режим дежурного приема.

Если приняты одновременно вызовы в двух диапазонах, то подтвердить прием интересующего вас вызова однократным нажатием вызывной кнопки на одном из пультов управления ПУ-ЛП или ПУ-Д того диапазона, в котором необходимо установить связь.

Во время передачи вызова в ГМВ-диапазоне блокируется передача вызова в МВ-диапазоне, при этом нажатие любой вызывной кнопки автоматически продлевает длительность передаваемого вызова.

Если в диапазоне МВ ведутся переговоры с пульта ПУ-ЛП или с пульта ПУ-Д, то можно включить разговорные цепи другого (свободного) пульта и также вести переговоры с тем же абонентом. Для этого на свободном пульте необходимо однократно нажать кнопку вызова в диапазоне МВ с тем же именем абонента, с которым ведется связь. Затем вести переговоры в симплексном режиме.

Если на свободном пульте будет нажата другая вызывная кнопка, то радиостанция перейдет в режим приема на частоте вызова данного абонента, а переговоры с предыдущим абонентом будут прерваны.

Если переговоры ведутся в ГМВ-диапазоне, то также возможно включить разговорные цепи другого (свободного) пульта и также вести переговоры с тем же абонентом. Для этого на свободном пульте необходимо однократно нажать кнопку вызова в диапазоне ГМВ с тем же именем абонента, с которым ведется связь. Затем вести переговоры.

При одновременном ведении связи с ПУ-ЛП и ПУ-Д в разных диапазонах громкоговоритель отключается. При окончании связи в ГМВ и продолжении связи в МВ после переключения из режима «передача» в режим «Прием» громкоговоритель подключается к приемнику МВ-диапазона.

По окончании переговоров с пульта ПУ-Д на нем нажать кнопку «#», при этом на табло пульта ПУ-ЛП в части, относящейся к диапазону, в котором велась связь с ПУ-Д (и продолжает вестись с ПУ-ЛП), высветится знак «__» (подчеркивание) на втором знакоместе, если связь велась в ГМВ, или на десятом знакоместе, если связь велась в МВ-диапазоне.

Если связь окончена с пульта ПУ-ЛП, а с ПУ-Д еще ведется, то необходимо нажать на пульте ПУ-ЛП кнопку «#». При этом отключатся разговорные цепи пульта ПУ-ЛП и на его табло высветятся знаки «__» (подчеркивания).

В случае, когда окончена связь с одного пульта (на нем была нажата кнопка «#» и микротелефонная трубка установлена в держатель), и закончены переговоры с другого пульта, нажатие кнопки «#» на последнем пульте, и установка микротелефонной трубки в держатель приведут к переходу радиостанции в дежурный режим в диапазоне, в котором велись последние переговоры.

7.6. СЛУЖЕБНАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ПУЛЬТАМИ ПУ-ЛП

Используется для переговоров членов локомотивной бригады, находящихся в разных кабинах локомотива.

Для включения режима служебной связи нажать кнопку «СС» на одном из двух пультов ПУ-ЛП, установленных в кабинах локомотива. При этом невключенный пульт ПУ-ЛП автоматически включается, на табло каждого из пультов ПУ-ЛП появляется надпись «СЛУЖЕБНАЯ СВЯЗЬ».

Удерживая кнопку «СС» в нажатом положении, вести переговоры в симплексном режиме с использованием тангенты микротелефонной трубки.

Отпускание кнопки автоматически возвращает радиостанцию в дежурный режим.

При приеме вызова в ГМВ-диапазоне в режиме «СС» в левой части индикатора высвечивается надпись «ВЗВ». Для подтверждения вызова отпустить кнопку «СС» и нажать кнопку подтверждения « ». При этом режим «СС» прекращается и ведутся переговоры по ГМВ диапазону в телефонном режиме.

ПРИМЕЧАНИЕ. При ведении разговора по ГМВ на другом ПУ-ЛП эти переговоры не прослушиваются.

При приеме вызова по МВ-диапазону в режиме «СС» в правой части индикатора высвечивается надпись «ВЫЗОВ». Для подтверждения вызова отпустить кнопку «СС» и нажать кнопку подтверждения « ». При этом режим «СС» прекращается и ведутся переговоры по МВ диапазону в телефонном режиме.

ПРИМЕЧАНИЕ. При ведении разговора по МВ на другом ПУ-ЛП эти переговоры прослушиваются.

Для отказа от работы по вызову, не отпуская кнопку «СС», нажать кнопку «#».

8. РАБОТА РАДИОСТАНЦИИ НА МАНЕВРОВОМ ЛОКОМОТИВЕ

Радиостанция переводится для работы в режим станционной (маневровой) радиосвязи в соответствии с п.5 данной инструкции. Микротелефонная трубка находится в держателе.

Затем установливают требуемый канал. Для этого необходимо снять микротелефонную трубку ПУ-ЛП с держателя и кратковременно нажать кнопку требуемого канала на клавиатуре МВ-диапазона (первому каналу соответствует кнопка с гравировкой цифры 1, второму – 2 и т. д.). При нажатии кнопки высвечивается «КАНАЛ-Х», где Х - цифра от 1 до 6 , равная номеру установленного канала.

Прослушать канал и определить его свободность. При свободности канала нажать однократно требуемую вызывную кнопку на ПУ-ЛП (кнопка 7 соответствует посылке частоты 700 Гц (ДНЦ), 8 – 1000 Гц (ТЧМ), 9 – 1400 Гц (ДСП), 0 – 2100 Гц (РЕМ)) или на ПУ-Д двойным нажатием клавиши (ДНЦ – прослушивание канала (первое нажатие клавиши)/передача тонального вызова (второе нажатие клавиши) частотой 700Гц, ТЧМ - прослушивание канала (первое нажатие клавиши)/передача тонального вызова (второе нажатие клавиши) частотой 1000Гц, ДСП - прослушивание канала (первое нажатие клавиши)/передача тонального вызова (второе нажатие клавиши) частотой 1400 Гц на канале, который был задан на пульте ПУ-ЛП). Передача вызова контролируется по наличию звукового тона в громкоговорителе. Ведение связи аналогично обычной работе в телефонном режиме.

Если вместо надписи «ВЫЗОВ» высвечивается «! », подтверждать прием вызова не требуется.

ВНИМАНИЕ! Предусмотрены автоматическая блокировка возврата в дежурный режим для обеспечения режима «Открытого канала»; запрет работы в диапазоне КВ (прием вызова и автоматический переход в диапазон КВ по снятию микротелефонной трубки); блокировка перехода на основной канал при переходе в дежурный режим с индикацией на табло ПУ-ЛП номера установленного канала справа от символа «СРС». Рассмотренные ситуации должны быть оговорены заранее на предрейсовом инструктаже машинистов.

9. РАБОТА РАДИОСТАНЦИИ НА ВЫВОЗНОМ ЛОКОМОТИВЕ

При работе локомотива в качестве вывозного, радиостанция «Транспорт РВ-1.1М», установленная на нем, может работать как в режиме поездной радиосвязи при нахождении локомотива на перегоне, так и в режиме станционной, когда локомотив работает как маневровый. В этих случаях режимы работы радиостанции аналогичны рассмотренным выше: для работы в поездной системе радиосвязи – см. п.7, для работы в станционной радиосвязи – см. п.8.

10. РАБОТА РАДИОСТАНЦИИ ПРИ ОТКАЗЕ

ОТДЕЛЬНЫХ ЕЕ ЭЛЕМЕНТОВ

Радиостанция сохраняет работоспособность в случае отказа одного (любого) из ее двух блоков питания . При этом в громкоговорителе однократно будет прослушиваться фраза «ВНИМАНИЕ», а на табло пульта управления ПУ-ЛП выводится индикация «БП?». Радиостанция полностью сохраняет свои технические характеристики и функциональные возможности, за исключением одновременной работы в режиме передачи в двух диапазонах.

В случае неработоспособности блока автоматики в правой части индикатора пульта ПУ-ЛП высветится «БА?». В таком режиме радиостанция сохраняет работоспособность только в КВ диапазоне со следующими особенностями:

Переход в дежурный режим при неподтверждении вызова через 15 с;

После выключения и повторного включения радиостанция устанавливается на 1-й канал;

При переходе в дежурный режим радиостанция остается на канале, который был установлен ранее.

11. ВЫКЛЮЧЕНИЕ РАДИОСТАНЦИИ

Индикация на ПУ-ЛП должна отключиться. Перевести тумблер пульта управления локомотивом в положение ВЫКЛЮЧЕНО.

ПРИМЕЧАНИЕ. Установка номера поезда и работа радиостанции в режиме «Остановка» приведены в Приложении 1.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

УСТАНОВКА НОМЕРА ПОЕЗДА

Для смены номера поезда нажать кнопки «F, №П» под крышкой, закрывающей неоперативные кнопки (в дальнейшем клавиатура ограниченного доступа), в правой части ПУ-ЛП. На табло появится надпись «НП-ХХХХ», где НП означает фразу «Номер поезда», а ХХХХ – четыре цифры номера поезда. При необходимости, кнопками 0-9 введите новое значение номера поезда. Набор завершите кнопкой подтверждения (ПДТВ), имеющей гравировку « ». При этом новый номер запишется в память и спустя 1-2 с индикация на табло заменится на индикацию дежурного режима. Если по истечении 10 с с момента последнего нажатия кнопки «F» или кнопок с цифрами не будет нажата кнопка подтверждения « » или набрано «F, #», то радиостанция автоматически перейдет в режим дежурного приема и номер поезда не будет изменен.

РАБОТА В РЕЖИМЕ «ОСТАНОВКА»

1. Передача сигнала «Остановка» осуществляется для предупреждения машинистов встречных и вслед идущих поездов, а также ближайшего дежурного по станции в случае незапланированной вынужденной остановки локомотива.

Для передачи команды нажать на пульте ПУ-ЛП кнопку «ОСТ», при этом на табло появится надпись «ОСТАНОВКА».

Если в момент передачи команды «Остановка» принят вызов в МВ-диапазоне (групповой или индивидуальный), передача команды «Остановка» блокируется на 10 с при приеме индивидуального вызова и на 15 с при приеме группового вызова. Для подтверждения приема вызова нажать кнопку подтверждения « ». Передача команды «Остановка» прекращается. Если прием вызова не подтверждается в течение указанного времени или нажата кнопка «#», передача команды возобновляется.

По окончании передачи команды «Остановка» нажать кнопки «F, #».

Для передачи вызова абоненту в МВ-диапазоне во время передачи команды «Остановка» нажать кнопку «#» на ПУ-ЛП, затем передать вызов в соответствии с п.7.2.

2. При приеме сигнала «Остановка» на табло ПУ-ЛП сначала высвечивается индикация «ВЫЗОВ» при приеме первого тонального сигнала 1000 Гц, затем изменяющаяся на «ОСТАНОВ. ЧН» или «ОСТАНОВ. НН» при приеме второго тонального сигнала 1400 Гц соответственно с четного или нечетного направления. В громкоговорителе прослушивается чередование принимаемых сигналов остановки.

Прием сигнала «Остановка» свидетельствует об остановке в нештатной ситуации впереди идущего или встречного локомотива.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ИНСТРУКЦИЯ

МАШИНИСТУ ПО ПОЛЬЗОВАНИЮ

РАДИОСТАНЦИЕЙ РВ-1.1М

1. ВКЛЮЧЕНИЕ РАДИОСТАНЦИИ

На пульте управления локомотива включить тумблер «Радио». Открыть крышку в правой половине основного пульта управления радиостанции ПУ-ЛП и нажать красную кнопку « ».

МАШИНИСТ ПРИ ПРИЕМЕ ЛОКОМОТИВА ОБЯЗАН УБЕДИТЬСЯ В ИСПРАВНОСТИ РАДИОСТАНЦИИ.

2. ПРОВЕРКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ РАДИОСТАНЦИИ

Радиостанция включена, микротелефонные трубки находятся в держателях пультов управления ПУ-ЛП и ПУ-Д (дополнительный пульт) в положении «ДР».

Нажать последовательно кнопки «Т1 (ТЕСТ1), » на клавиатуре ПУ-ЛП. В правой части индикаторного табло ПУ-ЛП сначала высветится надпись «ТЕСТ1», потом индикация сокращенного обозначения проверяемых блоков. При появлении надписи «пров. нч» снять микротелефонную трубку, нажать тангенту и произнести фразу «ПРОВЕРКА СВЯЗИ», прослушав ее в громкоговорителе радиостанции. После проверки установить микротелефонную трубку в исходное положение.

По окончании теста при исправном состоянии блоков радиостанции на табло ПУ-ЛП выводится надпись «Р/С-НОРМА». При неисправном состоянии выводится надпись «Р/С-БРАК!». Если обнаружена неисправность по результатам теста, нажать кнопку « # », после чего повторить тестирование, вновь последовательно нажав кнопки « Т1, » на ПУ-ЛП. Если и повторно по окончании тестирования на ПУ-ЛП будет высвечено «Р/С-БРАК!», радиостанция считается неисправной.

ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ НЕИСПРАВНОСТИ РАДИОСТАНЦИИ ВО ВРЕМЯ ПРИЕМА ЛОКОМОТИВА МАШИНИСТ ДОЛЖЕН СДЕЛАТЬ ЗАПИСЬ В БОРТОВОМ ЖУРНАЛЕ ТУ-152, ПОСТАВИТЬ В ИЗВЕСТНОСТЬ ЭЛЕКТРОМЕХАНИКА КОНТРОЛЬНОГО ПУНКТА ДЕПО. ПРИ ОТКАЗЕ РАДИОСТАНЦИИ В ПУТИ СЛЕДОВАНИЯ СДЕЛАТЬ ЗАПИСЬ В БОРТОВОМ ЖУРНАЛЕ ТУ-152 И СООБЩИТЬ ПОЕЗДНОМУ ДИСПЕТЧЕРУ ЛИЧНО ИЛИ ЧЕРЕЗ ДЕЖУРНОГО ПО СТАНЦИИ.

При положительном результате тестирования нажать кнопку « # ».

Послать вызов и провести переговоры с оператором контрольного пункта или дежурным по станции.

3. РАБОТА В СЕТИ ПОЕЗДНОЙ РАДИОСВЯЗИ (ПРС)

На табло ПУ-ЛП индицируется режим системы связи «ПРС». Если высвечивается надпись «СРС», нажать последовательно кнопки «F, ВСП», переключив радиостанцию в режим приема на работу в системе поездной радиосвязи.

3.1. ВЫЗОВ ПОЕЗДНОГО ДИСПЕТЧЕРА И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ В ГМВ ДИАПАЗОНЕ

В радиостанции предусмотрен приоритет ГМВ диапазона при снятии микротелефонной трубки.

3.1.1. Снять микротелефонную трубку ПУ-ЛП или ПУ-Д с держателя. На табло ПУ-ЛП в левой части появится надпись «ПРМ». Если в громкоговорителе и трубке прослушиваются переговоры, следует дождаться их окончания.

3.1.2. При свободности канала нажать кнопку «ДНЦ» вызова поездного диспетчера с ПУ-ЛП или ПУ-Д. В микротелефоне и громкоговорителе должен прослушиваться тональный сигнал передачи вызова в радиоканал. В левой части табло должно индицироваться сокращенное обозначение абонента.

3.1.3. По окончании посылки вызова дождаться подтверждения приема вызова в виде короткого (1с) тонального сигнала. Затем нажать тангенту микротелефона того пульта, с которого был послан вызов, и голосом вызвать абонента в соответствии с регламентом ведения переговоров. Отпустить тангенту.

3.1.4.

3.1.5.

3.1.6. При ведении переговоров следует сначала нажимать тангенту, а затем говорить в микрофон микротелефонной трубки и отпускать тангенту – после окончания фразы. При непрерывном удерживании тангенты более 60 с радиостанция автоматически переходит в режим приема. Для продолжения передачи необходимо отпустить и снова нажать тангенту.

3.1.7. По окончании переговоров нажать кнопку «#» и установить микротелефонную трубку в держатель.

При нахождении радиостанции в режиме «Прием» более 120 ± 20 секунд радиостанция переходит автоматически в дежурный прием.

ПРИМЕЧАНИЕ. На крайнем левом знакоместе индикатора высвечивается номер канала ГМВ диапазона, на котором работает радиостанция. При необходимости переключения канала нажать кнопку «1К/2К» на ПУ-ЛП.

ПОМНИТЕ! При приеме, передаче вызова, ведении переговоров необходимо контролировать визуально на табло индикации номер канала, на котором работает радиостанция.

3.1.8. В радиостанции предусмотрена возможность одновременного ведения переговоров в двух диапазонах.

ВНИМАНИЕ! 1. При передаче вызовов одновременно в двух диапазонах с обоих пультов ПУ-ЛП и ПУ-Д необходимо сначала послать вызов в одном диапазоне с одного пульта, затем дождаться в громкоговорителе окончания посылки этого тонального вызова и произвести следующий вызов с другого пульта уже в другом диапазоне.

2. Если во время ведения переговоров с пультов ПУ-ЛП или ПУ-Д в одном из диапазонов (МВ или ГМВ) пришел вызов в другом диапазоне на тот пульт, с которого ведутся переговоры, для их продолжения нажать кнопку «#» на этом пульте, отказавшись от пришедшего вызова, или подтвердить прием и последующую работу в другом диапазоне нажатием на этом же пульте кнопки подтверждения « ». Провести переговоры. При этом связь с первым абонентом будет прервана.

Если по истечении 15 секунд после приема вызова никаких манипуляций на пульте не было выполнено, радиостанция автоматически перейдет в режим дежурного приема.

3. По окончании ведения переговоров нажать кнопку «#» и установить микротелефонную трубку в держатель.

4. При работе с одного из пультов управления ПУ-ЛП или ПУ-Д допускается подключение в работу второго пульта с возможностью ведения переговоров с тем же абонентом. Для этого на свободном пульте необходимо однократно нажать кнопку вызова в том же диапазоне с тем же именем абонента, с которым ведется связь, и вести переговоры.

5. По окончании переговоров с одного из пультов нажать на нем кнопку «#» и установить микротелефонную трубку в держатель, по окончании переговоров со второго пульта также нажать кнопку «#»и установить микротелефонную трубку в держатель.

3.2. ВЫЗОВ ПОЕЗДНОГО ДИСПЕТЧЕРА И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ В МВ ДИАПАЗОНЕ

Вызов поездного диспетчера в МВ диапазоне аналогичен вызову в ГМВ диапазоне, за исключением того, что вызывную кнопку «ДНЦ» необходимо нажать дважды. После первого нажатия кнопки радиостанция перейдет в режим приема, необходимо прослушать радиоканал и при его свободности нажать вызывную кнопку второй раз.

3.3. ПРИЕМ ВЫЗОВА ОТ ПОЕЗДНОГО ДИСПЕТЧЕРА И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ

3.3.1. При приеме вызова в левой части табло ПУ-ЛП высвечивается надпись «ВЫЗОВ», и в громкоговорителе (телефоне) прослушивается речевое сообщение. Прослушать сообщение, в случае необходимости снять микротелефонную трубку и вести переговоры.

Если по истечении 15 секунд после приема вызова микротелефонная трубка не была снята, и переговоры не велись, радиостанция перейдет в режим дежурного приема.

3.3.2. По окончании переговоров нажать кнопку «#» и установить микротелефонную трубку в держатель.

3.4. ВЫЗОВ ДЕЖУРНОГО ПО СТАНЦИИ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ

Радиостанция включена, микротелефонные трубки находятся в держателях пультов управления ПУ-ЛП и ПУ-Д в положении «ДР».

Вызов выполнить аналогично п.3.1, но вместо кнопки «ДНЦ» нажимать вызывную кнопку «ДСП».

3.5. ПРИЕМ ВЫЗОВА ОТ ДЕЖУРНОГО ПО СТАНЦИИ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ

3.6. ВЫЗОВ МАШИНИСТА ЛОКОМОТИВА И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ (используется при вызове машинистов встречных и вслед идущих локомотивов)

Радиостанция включена, микротелефонные трубки находятся в держателях пультов управления ПУ-ЛП и ПУ-Д в положении «ДР».

Вызов выполнить аналогично п.3.1, но вместо кнопки «ДНЦ» нажимать вызывную кнопку «ТЧМ».

3.7. ПРИЕМ ВЫЗОВА ОТ МАШИНИСТА ЛОКОМОТИВА И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ

Аналогичен приведенному в п.3.3.

3.8. ВЫЗОВ РУКОВОДИТЕЛЯ РЕМОНТНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ

(используется при вызове руководителя ремонтного подразделения, работающего на перегоне)

ПОМНИТЕ! Вызов производится только с пульта ПУ-ЛП.

Радиостанция включена, микротелефонные трубки находятся в держателях пультов управления ПУ-ЛП и ПУ-Д в положении «ДР».

Вызов выполнить аналогично п.3.1, но вместо кнопки «ДНЦ» нажимать вызывную кнопку «РЕМ».

4. РАБОТА В СЕТИ СТАНЦИОННОЙ РАДИОСВЯЗИ (СРС)

Радиостанция включена, микротелефонные трубки находятся в держателях пультов управления ПУ-ЛП и ПУ-Д в положении «ДР».

4.1. На табло ПУ-ЛП должна индицироваться надпись «СРС». Если высвечивается «ПРС», нажать последовательно кнопки «F, ВСП», переключив радиостанцию в режим приема на работу в системе станционной радиосвязи.

В радиостанции реализован режим запрета на прием вызова в диапазоне ГМВ. Работа ведется с использованием кнопочных полей МВ диапазона пультов управления ПУ-ЛП и ПУ-Д.

Машинист должен быть информирован о номере группы частот, на которых работает сеть радиосвязи в каждом маневровом районе и на каждой станции.

4.2. Снять микротелефонную трубку на ПУ-ЛП или ПУ-Д, радиостанция автоматически перейдет в режим приема на первом рабочем канале данной станции или маневрового района. Прослушать канал. Если в громкоговорителе и трубке прослушиваются переговоры, следует дождаться их окончания.

4.3. Для вызова маневрового диспетчера нажать на ПУ-ЛП однократно кнопку «7» или на ПУ-Д двукратно кнопку «ДНЦ», если частота вызова 700 Гц. Если частота вызова 1400 Гц – на ПУ-ЛП однократно нажать кнопку «9» или на ПУ-Д кнопку «ДСП». В микротелефоне и громкоговорителе должен прослушиваться тональный сигнал передачи вызова в радиоканал.

4.4. По окончании посылки вызова нажать тангенту микротелефона того пульта, с которого был послан вызов, и голосом вызвать абонента в соответствии с регламентом ведения переговоров. Отпустить тангенту.

4.5. Ответ абонента должен прослушиваться в громкоговорителе и телефоне. Если абонент не ответил – повторить вызов.

4.6. Услышав ответ абонента, провести переговоры.

4.7. По окончании переговоров нажать кнопку «#» и установить микротелефонную трубку в держатель.

4.8. Для вызова составителя поездов повторить п.4.2., затем нажать на ПУ-ЛП однократно кнопку «8» или на ПУ-Д двукратно кнопку «ТЧМ». В микротелефоне и громкоговорителе должен прослушиваться тональный сигнал передачи вызова в радиоканал. Далее повторить п. п. 4.4 – 4.7.

4.9. Если в радиостанции реализован режим «Открытого канала» (автоматическая блокировка возврата в дежурный режим), то радиостанция постоянно находится в режиме приема. Для вызова нужного абонента снять микротелефонную трубку на ПУ-ЛП или ПУ-Д и голосом вызвать корреспондента. Ведение связи аналогично обычной работе в телефонном режиме.

5. СВЯЗЬ МЕЖДУ МАШИНИСТОМ И ПОМОЩНИКОМ МАШИНИСТА, НАХОДЯЩИМИСЯ В РАЗНЫХ КАБИНАХ ЛОКОМОТИВА (служебная связь между пультами управления ПУ-ЛП радиостанции, установленными в разных кабинах локомотива)

Радиостанция включена, микротелефонные трубки находятся в держателях пультов управления в положении «ДР».

5.1. Нажать кнопку «СС» на включенном ПУ-ЛП радиостанции. При этом невключенный пульт ПУ-ЛП автоматически включается, на табло каждого из пультов ПУ-ЛП появляется надпись «СЛУЖЕБНАЯ СВЯЗЬ».

5.2. Удерживая кнопку «СС» в нажатом положении, вести переговоры с использованием тангенты микротелефонной трубки. Отпускание кнопки автоматически возвращает радиостанцию в дежурный режим.

5.3. При приеме вызова в одном из диапазонов в режиме «СС» в левой части индикатора высвечивается надпись «ВЗВ». Для подтверждения вызова отпустить кнопку «СС» и нажать кнопку подтверждения « ». При этом режим «СС» прекращается и ведутся переговоры по вызванному диапазону.

5.4. Для отказа от работы по радиоканалу, не отпуская кнопку «СС», нажать кнопку «#».

ПРИМЕЧАНИЕ. Согласно п. 5.3 при ведении разговора в ГМВ с ПУ-ЛП включенной в работу радиостанции на другом ПУ-ЛП эти переговоры не прослушиваются. При ведении разговора в МВ с ПУ-ЛП включенной в работу радиостанции на другом ПУ-ЛП эти переговоры прослушиваются.

6. ВЫКЛЮЧЕНИЕ РАДИОСТАНЦИИ

6.1. По завершении работы нажать красную кнопку на ПУ-ЛП радиостанции « ».

6.2. Перевести тумблер пульта управления локомотивом в положение ВЫКЛЮЧЕНО.

Правильная настройка рации дает возможность оптимально поддерживать контакт на заданном расстоянии, независимо от погодных условий, мобильного покрытия или рельефа местности. Подобная система функционирует благодаря радиоволнам на разных диапазонах. Существенную роль в эксплуатации прибора играет его грамотная настройка. Для этого необходимо изучить прилагающуюся инструкцию и учитывать особенности приспособления (некоторые из них имеют узкую специализацию: железнодорожные, охотничьи, автомобильные варианты).

Настройка рации любого типа предполагает корректировку подачи и приема сигналов на определенной частоте. В противном случае любительская или профессиональная модификация будет работать на неполную мощность либо с помехами. Самые современные модификации настраиваются автоматически, не требуют специальной регулировки. Однако они стоят дороже. Прочие модели подразделяются на портативные или стационарные аппараты. Устройство и корректировка обоих вариантов приблизительно идентична, хотя, имеются свои особенности.

Настройка рации Baofeng

Ниже представлены рекомендации по настройке рации «Баофенг». У модели типа UV 5R по умолчанию рабочая частота составляет 2,5 кГц. Стандартные корректировки сопоставимы с аналогичными рекомендациями для большинства портативных радиостанций. Программирование симплексных каналов прибора состоит из следующих шагов:

  • Сначала осуществляют переход в режим VFO A.
  • Затем при помощи клавиши Band выбирают пункт VHF.
  • В основном меню активируют значок ‘27’ , после чего нажимают опцию menu.
  • Далее информацию сохраняют в свободной ячейке памяти, которую можно найти при помощи клавиш UP/DOWN.
  • Избранный диапазон фиксируют посредством повторной активации кнопки меню.
  • Выход осуществляется через нажатие клавиши Exit.

Для настройки рации UV 5R в части каналов с репитерным сдвигом производят следующие манипуляции:

  • Переходят в режим VFO A.
  • Выбирают опцию UHF или VHF при помощи клавиши Band.
  • Сохраняют подходящую приемную частоту.
  • В разделе «меню» находят значок ‘27’, после чего снова входят в меню.
  • Выбирается свободная ячейка памяти.
  • Итоговый выбор подтверждается еще одним нажатием клавиши «меню».
  • Для выхода используется кнопка EXIT.
  • Еще раз производится активация «меню», где выбирается значок ‘27’, после чего дважды нажимают «меню».

Особенности

Настройка рации любительского типа обычно осуществляется в диапазоне 433-434 МГц. Эти приборы не требуют регистрации в центре радиочастот, следовательно, их регулировка не составляет особых проблем. Для пользователей, которые хотят усилить мощность аппарата, на рынке предоставляются модели, оснащаемые дополнительно антенной. Чтобы рации работали между собой корректно, необходимо на каждом экземпляре выставить одинаковые значения номеров и специального кода.

Проведя указанные настройки, вы получите аппараты, которые будут слаженно работать. Чтобы начать общение, нажмите кнопку включения разговора. После деактивации кнопки, устройство переходит в сигнала. Важно: настройка рации портативного типа предусматривает выбор индивидуального позывного. Им может быть буквенный либо цифровой шифр, уникализированный для выбранного типа связи.

«Кенвуд»

На примере этого производителя рассмотрим регулировку и монтаж рации стационарного типа. Изначально следует выполнить ряд требований, способствующих увеличению эффективности последующей эксплуатации аппарата, при этом минимизируется возможность выхода из строя трансивера. Сама станция представляет собой блок, устанавливаемый в салоне транспортного средства, оборудованный выносной антенной. Во многом, настройка рации «Кенвуд» стационарного типа, зависит от правильного ее монтажа.

Основные правила установки:

  • Не производите монтаж элемента на несущие части, лучше всего это сделать на корпусе. Такое решение снижает потери при передаче и получении сигнала.
  • Желательно монтировать антенну на максимально верхней точке кузова, что увеличивает качество приема.
  • Рабочая часть приемного устройства должна располагаться на расстоянии не менее 0,5 метра от других параллельных металлических поверхностей. Это даст возможность нивелировать поглощение поступающего импульса.
  • нужно фиксировать в стабильной позиции, обеспечивающей максимально устойчивый прием и передачу данных.

«Мегаджет»

Это еще один из самых известных производителей стационарных раций. Все нюансы настройки можно найти в мануале, прилагающемся в комплекте. Ниже приведены основные рекомендации:

  • Сначала активируется режим «240 каналов». Для этого используется комбинация клавиш AM/FM-ON. Российскую сетку передачи сигналов выбирают при помощи включения DW/M2-ON. Стоит отметить, что большинство европейских каналов заканчивается индексом 5, в то время, как отечественные волны в конце имеют цифру 0.
  • Рацию включают посредством тумблера VOL/Off, после чего устанавливается желаемая громкость передачи информации.
  • При помощи регулятора SQ оптимизируют уровень подавления шумов.
  • Нужный канал выбирают, используя клавиши UP/DN.
  • Корректировка режима передач выполняется посредством тумблера PTT. Оптимальное расстояние до микрофона во время настройки составляет 5 см.
  • Прием сведений осуществляется путем отпускания тангенты, после чего прослушивается принимаемое сообщение с возможностью корректировки громкости и уровня подавления шума.

«Моторола ТКР»

Ниже представлена краткая инструкция по настройке рации еще одного известного производителя:

  • Для включения прибора нажимается и удерживается кнопка «Меню». Корректировка громкости производится путем регулировки клавиш со стрелками.
  • При нажатии кнопок радиостанция издает характерный звук. Для деактивации этого звука необходимо 5 раз нажать клавишу «Меню», после чего индикатор тона начнет мигать. Активация стрелки вверх включает звук, нижний аналог способствует его отключению.
  • Переговоры с другой рацией становятся возможными после нажатия клавиши РТТ. Она удерживается нажатой, разговор ведут на расстоянии 50-80 миллиметров. Отпускание этой кнопки подразумевает включение режима приема ответного сообщения.
  • Изучить дополнительные опции агрегата можно в пункте «Меню», в котором представлены все возможные опции функционирования прибора.

UV 5R

Рассматриваемая станция представляет собой компактную рацию, обладающую многими функциями для ведения переговоров. Более подробная информация о настройке каналов, мониторинге, голосовом управлении и прочих опциях представлена в инструкции пользователя.

Настройка антенны рации

Для настройки антенны желательно использовать профессиональный анализатор. При его отсутствии, чаще всего применяют КВС-метр. Все манипуляции выполняются на чистой и ровной поверхности, вдали от потенциальных помех в виде бетонных или металлических конструкций. Кроме того, поблизости не должно быть аналогичных приборов, диапазон работы которых составляет 27 МГц.

После подключения КВС-метра проводят замеры на сетках и каналах. Это дает возможность отобразить обширную картинку приема. Далее проводится калибровка КВС-метра посредством включения тумблера в позицию FWD. На самом аппарате выставляется диапазон под номером 20 в режиме АМ. Далее активируется и удерживается кнопка разговора. Синхронно поворачивается контроллер CAL по часовой стрелке до того момента, пока указатель рации станет в крайнее правое положение (SET).

Дальнейшая настройка каналов рации проводится переключением тумблера КВС-метра в режим REF. При этом кнопка на тангенте должна удерживаться в нажатом положении. Затем снимается информация, которую выдает прибор, определяется минимум КВС-метра, антенна корректируется под необходимый диапазон. В случае завышения или понижения требуемого предела, антенну делают короче либо длиннее. Контрольные снятия замеров повторяют до тех пор, пока коэффициент КВС не станет менее 1,5.

Стоит отметить, что чем ниже показатель КВС, тем лучше будет передающая и принимающая мощность импульса. В идеале коэффициент должен быть приближен к единице. Однако достичь такого показателя практически невозможно по причине наличия разнообразных помех. Если значение будет превышать 3, вероятен выход из строя каскада передатчика и всего аппарата.

Каналы для дальнобойщиков

Современные грузоперевозки на дальние расстояния сложно представить без раций. Они помогают корректировать маршрут, сообщать о дорожных и транспортных проблемах. Чтобы аппарат надежно работал, необходимо правильно осуществить его настройку. Как правило, она производится в следующей последовательности:

  • На центральную часть крыши устанавливается антенна, защитный колпак снимается, винт регулировки фиксируется до предела.
  • Между рацией и антенной подключается КВС-метр.
  • Устройство включается, затем выставляется дальнобойный режим (обычно - это 15 канал).
  • Нажимают и удерживают тангенту, одновременно доводя ручку КВС до позиции SET.
  • Затем рукоятку переводят в положение REF, на верхней части шкалы покажется текущее значение агрегата. Коэффициент при помощи регулировочного винта доводят до показателя не выше 1,5.
  • Контрольный винт фиксируется посредством контргайки, надевается защитный колпачок, дополнительно проверяют информацию настроек КВС.

При настройке рации этого типа учитывайте, что данный прибор относится к узкополосным устройствам, в связи с чем настройки лучше производить на основной волне.

В заключение

Выше описана настройка рации Baofeng UV 5R и ее аналогов. Этот процесс является одним из важнейших факторов, влияющих на эффективность использования прибора и его работоспособность. Стоит отметить, что при выборе станции, учитывайте ее основное предназначение. На современном рынке без проблем можно выбрать любительские модели, а также аналоги для охотников, туристов и людей, чья специальность требует постоянной связи, не зависящей от местонахождения и сотового покрытия.

До того как мобильные телефоны стали популярными в 1990-х годах, рации были самым эффективным способом обмена информацией по короткому и среднему диапазонам. Они по-прежнему широко используются сотрудниками полиции, военными, организаторами общественных мероприятий и путешественниками. Каждый пользователь этого необычного устройства должен уметь его правильно применять и знать, как настроить рацию.

История создания рации

В 1937 году канадский ученый Дональд Хингс (1907-2004) изобрел радиостанцию, первоначально называемую радиостанцией с двусторонним движением. Примерно в то же время свое изобретение запатентовал американский изобретатель Альфред Гросс (1918-2000). Оба изобретения были разработаны для военного использования во время Второй мировой войны. Изобретатели продолжали работать над усовершенствованием своих моделей всю свою жизнь.

Гроссу приписывают изобретение пейджеров, которые были популярным способом связи, прежде чем мобильные телефоны стали общепринятыми. Хингс разработал многочисленные усовершенствования для радио, радиолокационных, магнитных наземных, съемочных устройств и оборудования для измерения загрязнений воздуха. Всего у него 39 различных изобретений, запатентованных в США.

Конструкция беспроводного переговорного устройства

Рации - это портативные радиоприемники, которые сообщаются между собой по беспроводной сети с использованием радиоволн одного частотного диапазона. Каждый блок с батарейным питанием содержит передатчик/приемник и антенну для отправки и приема радиоволн, громкоговоритель и микрофон. Когда пользователи разговаривают по рации, они используют кнопку Push-to Talk (PTT).

Громкоговоритель/микрофон работает так же, как и домофон, так как содержит те же самые компоненты (катушку провода, магнит и бумажный или пластиковый конус для подбора или генерации звуков). Можно использовать одно устройство для выполнения этих двух задач, переключая электрическую цепь и реверсируя ток. Более сложные рации, например модель Motorola, содержат отдельные громкоговорители и микрофоны.

Применение рации

Группа людей, которые используют рации для общения друг с другом, должна настраиваться на один частотный канал. Когда кто-то хочет поговорить с другим человеком, он держит кнопку Push-to-Talk на своем устройстве. В радио громкоговоритель переключится на микрофон. Когда пользователи вступают в диалог, их слова преобразуются в радиоволны и передаются по заранее установленному каналу (обычно на частоте около 460 МГц).

Поскольку радиоволны являются частью электромагнитного спектра, они движутся со скоростью света (300 000 км/сек или 186 000 миль в секунду), поэтому волны мгновенно захватываются другими мобильными телефонами. Радиоволны преобразуются обратно в колебания электрических токов, а громкоговорители используют их для воспроизведения звука голоса говорящего. Когда разговор завершился, то отпускается кнопка Push-to-Talk. Радио переключается обратно в режим прослушивания. В отличие от обычного радиоприемника, рация — это двустороннее радио, это нужно понимать перед тем, как настроить рацию.

Коммуникационные устройства подразделяются на:

  1. Полудуплексные, когда существует один канал. Общение происходит только в одном направлении.
  2. Полнодуплексные. Можно разговаривать и слушать одновременно.

Преимущества и недостатки рации

Преимущества:

  1. Уличные радиостанции прочные и простые в пользовании.
  2. Удобные в тех местах, где покрытие сети сотовых телефонов плохое или недоступно, например в случаях стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций.
  3. Удобны в ситуациях, когда много людей должны слушать, и только один - говорить.
  4. Обладают малым весом (всего 100-200 г), работают на приличном расстоянии и площади, обычно 5-10 квадратных километров.
  5. Имеют длительное время автономной работы, 20 часов на 3-4 перезаряжаемых или щелочных батареях.
  6. Многоканальные, обычно имеют несколько каналов, от 8 до 25 или более, поэтому их можно легко переключить на другую частоту, если другие люди используют поблизости рации.
  7. Некоторые рации могут также использоваться в качестве домофонов.

Недостатки:

  1. Большинство недорогих раций подвержены помехам и относительно легко прослушиваются, более дорогие цифровые устройства обходят это негативное вмешательство. Пока только военные рации используют надежное шифрование для преодоления прослушивания.
  2. Не предназначены для связи в более длинных диапазонах, для чего понадобится нечто вроде радио CB или мобильного телефона.

Конструктивные особенности

  1. Антенна: посылает и принимает радиоволны.
  2. ЖК-дисплей: показывает номер канала, оставшееся время автономной работы и т. д.
  3. Монитор: переключает радиостанцию в режим мониторинга, поэтому ее можно использовать в качестве устройства для прослушивания или игрового монитора.
  4. Кнопки выбора меню (отмечены символами «плюс» и «минус»). Кнопка меню: применяется для изменения функций и настроек. Также можно использовать для блокировки клавиатуры, чтобы предотвратить случайное изменение канала или других настроек, когда радио находится в кармане.
  5. Громкоговоритель.
  6. Кнопка Push-to-Talk (PTT).
  7. Включение/выключение и регулировка громкости.
  8. Светодиодный индикатор показывает, когда каналы заняты.
  9. Микрофон.
  10. Сигнал передачи: посылает тональные сигналы другим радиостанциям на том же канале, предупреждая их, что пользователь хочет поговорить.

Программное обеспечение для настройки радиосвязи

Благодаря доступному погодному каналу NOAA, с этим радио CB можно получать обновления при изменении погодных условий, красочный дисплей, который обеспечивает высокий уровень видимости благодаря семицветной подсветке. Чтение и настройка настроек Bearcat - очень простые, поэтому водитель сможет лучше сосредоточиться на дороге.

Настроить прием на волну дальнобойщиков

Только правильно подобранная антенная система обеспечит максимальную передачу мощности от 50-омной линии передачи к излучающему элементу. Uniden имеет все функции, с которыми нужно ознакомиться перед тем, как настроить рацию на волну дальнобойщиков и выбрать подходящую антенну для реальных условий. Антенна обычного типа может использоваться для установки на автомобиле.

Порядок настройки:

  1. Подключение шнуров питания к клемме дополнительного устройства зажигания.
  2. Установить трансивер в любом 12-вольтовом двигателе с отрицательной землей. С отрицательной системой заземления отрицательный (-) аккумуляторный терминал обычно подключается к блоку двигателя автомобиля.
  3. Подключить красный шнур питания постоянного тока от трансивера к положительной (+) клемме аккумулятора или к другой удобной точке.
  4. Подключить черный шнур питания к шасси автомобиля или к отрицательной клемме аккумулятора (-).

Проверка радио:

  1. Нажать MENU/OK, чтобы активировать меню.
  2. Повернуть селектор каналов, пока не отобразится DIAG.
  3. Нажатье MENU/OK, чтобы перейти на уровень DIAG. С уровня DIAG можно проверить уровни мощности батареи, на соответствие антенн и уровни мощности радиочастоты, чтобы дополнительно настроить частоты рации.

Uniden ориентирован на опытного водителя, учитывая руководство пользователя, которое подробно объяснит все функции радио CB. Еще одна изумительная вещь - это включение в комплект адаптера кабеля, который помогает подключать микрофоны других брендов. Единственная небольшая жалоба на эту рацию - относительно большой размер.