Основные понятия государственной информационной политики. Цели и задачи государственной политики в информационной сфере. Направления разработки и реализации государственной политики в информационной сфере

Практически во всех сферах современного общества наиболее ценным ресурсом является информация. Высокая ценность данного ресурса обязывает общество уметь эффективно использовать информацию, что способствует возникновению информационной политики.

В наиболее общем смысле информационную политику можно определить как политику в информационной сфере деятельности общества, образуемой совокупностью общественных отношений в области информации и информационной инфраструктуры как объектов интересов индивида, государства и общества.

В.Д. Попов определяет информационную политику следующим образом Попов В. Д. Социальная информациология и журналистика: Учебное пособие. - М.: Изд-во РАГС, 2006. - 201 с. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.webarhimed.ru/assets/files/Raboti_POPOVA_V.D./socialnaj_informaciologij_i_gurnalistika.pdf (дата обращения 07.03.2016).:

Информационная политика - деятельность общества в сфере властных отношений относительно информации, связанная, в первую очередь, с информационно-коммуникативными отношениями. Это навыки и умения управления такими отношениями, всевозможными информационными процессами, потоками информации, системой средств массовой информации (далее СМИ) и массовых коммуникаций (далее МК) в целях реализации интересов и достижения определенных целей.

Государство, как институт управления, занимает особое место среди субъектов информационной политики, что обусловлено специфической ролью государства в обеспечении функционирования политической сферы общества. Рассмотрим далее, что же представляет собой государственная информационная политика.

В.Д. Попов дает следующее определение государственной информационной политике Информационная политика: Учебник/ Под общ. ред. В. Д.Попова. - М.: Изд-во РАГС, 2003. С. 38.:

Государственная информационная политика -- это совокупность политических, правовых, экономических, социально-культурных и организационных мероприятий, реализуемых государством, направленная на обеспечение права граждан, закрепленного конституционно, на доступ к информации. Государственная информационная политика -- это область жизнедеятельности людей, касающаяся воспроизводства и распространения информации, направленной на удовлетворение интересов государства и гражданского общества, и направленная на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними и их представителями.

Как можно заметить, основной акцент в данном определении ставится на том, что государственная информационная политика - сфера жизнедеятельности, сконцентрированная на обеспечиваемых государством вопросах воспроизводства, распространения и доступа к информации, а также на построении диалога между властью и гражданским обществом. Таким образом, государство является главным субъектом в таком роде деятельности общества, однако это не было отмечено в данном определении, что делает его недостаточно полным.

Рассмотрим следующее определение государственной информационной политики, предоставленное А. В. Манойло Манойло А. В. Государственная информационная политика в особых условиях: Монография. - М.: МИФИ, 2003.:

Государственная информационная политика - мероприятия системы государственной власти и управления по обеспечению условий для эффективного, устойчивого и непрерывного развития системы социально-политических отношений общества при интенсивном воздействии внешних и внутренних факторов, оказывающих на систему как стабилизирующее, так и деструктивно информационно-психологическое воздействие.

А. В. Манойло в своем определении подчеркивает доминирующее положение аппарата управления в сфере социально-политических отношений общества. При этом стоит отметить, что автор не уделил внимание деятельности такого важнейшего объекта государственной информационной политики, как гражданское общество.

Ученые П. Юдге, С. Фогель и В. Мотвилов подходят к рассмотрению государственной информационной политики как к естественной реакции общества, групп лиц и отдельных личностей на события, происходящие на национальном и международном уровнях. При таком подходе деятельность государства и прочих элементов общества рассматривается как реакция на процессы, протекающие на различных уровнях информационных пространств, начиная с локального и заканчивая глобальным уровнем. Сущность государственной информационной политики при этом сводится «преимущественно к выявлению функциональной специфики политики данного типа» Малуев П. А. Источники и функции государственной информационной политики в условиях демократии // Вестник Поволжской академии государственной службы, 2008. №4 (17). С. 25-30..

Таким образом, можно констатировать тот факт, что не существует единого определения государственной информационной политики, и существующие определения могут принципиально отличаться. Одна из основных причин таких различий - существование нескольких подходов к исследованию вопроса информационной политики. Автор Беганов в своей магистерской диссертации выделил основные существующие подходы к определению информационной политики Беганов А.В. Методы социально-психологического воздействия в рамках государственной информационной политики. - МД, 2012.:

· Бессубъектный подход;

· Технико-коммуникационный подход;

· Государственнический подход;

· Социальный подход;

· Специфический информационный подход.

Автором бессубъектного подхода является Н. Ненастьева. Как понятно из названия, при данном подходе к определению информационной политики не выделяется какой-либо субъект деятельности. Вместо этого изучение сосредотачивается на влиянии информационной политики на широкий круг социальных объектов. При бессубъектном подходе информационная политика - систематическое распространение специализированными группами сообщений среди численно больших, разнообразных и рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки, мнения и поведение людей и институтов Ненастьева Н. Л. Информационная политика в условиях реформирования социальной структуры современной России: Автореф. дис. канд. полит. наук. - М.: «Ярославль», 2007. - с. 4..

Представителями следующего, технико-коммуникационного, подхода можно назвать И. Наумова, Ю. Сазонова, И. Флис. Главная проблема данного подхода - развитие средств коммуникации. Исходя из этого, прерогатива в изучении полностью отдается развитию отдельной коммуникационной составляющей - техническим средствам коммуникации Наумов И. Информационная политика России - вызовы XXI века. /И. Наумов, Ю. Сазонов, И. Флис. // Парламентская газета, 2003..

Многие исследователи целиком и полностью относят информационную политику в сферу задач государства. Субъектам, задействованным в информационной деятельности и, при этом, не являющимся государственными, уделяется лишь незначительное внимание, либо их деятельность вообще не рассматривается. В. Ницевич сформулировал следующее определение: «информационная политика - это область деятельности всех органов и структур государства во всех сферах общественной жизни, определяемая его законами, нормами его общественной морали» Ницевич В. Ф. Военно-информационная политика государства: теория, императивы, приоритеты. - М.: ВУ, 2001.. В этом заключается государственнический подход к определению информационной политики. Представителями такого подхода также являются А. Брега Брега А. В. Информационное обеспечение военно-политической деятельности государства: Дис. канд. филос. наук. - М, 2000. и Е. Карасева Карасева Е. В. Информационная политика органов исполнительной власти современного мегаполиса: особенности ее формирования и реализации (на примере деятельности г. Москвы): Дис. канд. полит. наук. - М, 2004.. Важно заметить, что развитие лишь государственной сферы и ее ресурсов, без развития аналогичных сфер и ресурсов общественного сектора, как показывает нам исторический опыт, в том числе и российский, является низкоэффективным и ограниченным путем, в особенности в современных условиях информационного общества, при которых развитие информационной сферы должно быть приоритетным как в государственном, так и в гражданском направлениях.

В рамках социального подхода информационная политика - это те или иные регулирующие действия только лишь в информационной сфере общественной жизни Нисневич Ю. А. Информационная политика как фактор демократизации и оптимизации государственного устройства в России: Авторев. Дис. Д-ра политю наук. - М, 2000. С. 25.. Согласно разработчикам «Концепции государственной информационной политики», такая политика представляет собой совокупность целей, отражающих национальные интересы России в информационной сфере, стратегические направления их достижения (задач) и систему мер по их реализации Беганов А.В. Методы социально-психологического воздействия в рамках государственной информационной политики. - МД, 2012.. Сторонниками социального подхода являются В. Цыгичко, Г. Смолян, Д. Черешкин Цыгичко В. Н., Смолян Г. Л., Черешкин Д. С. Информационное оружие как геополитический фактор и инструмент политики. - М.: Институт системного анализа РАН, 1997., Ю. Авинова Авинова Ю. Информационная политика Российского государства на современном этапе: концептуальные и основные задачи. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.dzyalosh.ru/02-dostup/books/info-open/MSU_1a(63-84).pdf (дата обращения: 25.03.2016)..

Специфический информационный подход заключается в отношении к информационной политике как к действиям, направленным на регулирование информационных отношений и наращивание информационных ресурсов. Б. Коваленко, один из представителей рассматриваемого подхода, определяет информационную политику как «...составную часть обшей политики государства, партий, других институтов гражданского общества, направленную на создание благоприятных условий для осуществления информатизации всех сфер общественной жизни, обеспечение информационной безопасности государства, общества и личности, контроля за использованием национальных информационных ресурсов, а также формирование цивилизованного информационного рынка и правовое регулирование информационных отношений в обществе и государстве» Коваленко Б. В. Государственная информационная политика в деятельности ФПС России: Автореф. дис. д-ра филос. наук. - М, 1998. - с. 17-25.. Представителями специфического информационного подхода также являются О. Зубков Зубков О. В. Политика информатизации в военной сфере российского общества: Дис. канд. филос. наук. - М, 2000. и А. Кочетков Кочетков А. А. Информационная политика НАТО: концепция и реализация: Дис. канд. полит. наук. - М, 2003..

Таким образом, рассмотрев несколько ключевых подходов к изучению информационной политики, мы можем убедиться в том, что информационная политика - это сложный и многообразный процесс, в рамках изучения которого возможно множество принципиально разных подходов. Отчасти такая сложность объясняется наличием нескольких основных парадигм информационной политики. Исследователи выделяют три основные парадигмы среди них Попов В. Д. Социальная информациология и журналистика: Учебное пособие. - М.: Изд-во РАГС, 2006. - 201 с. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.webarhimed.ru/assets/files/Raboti_POPOVA_V.D./socialnaj_informaciologij_i_gurnalistika.pdf (дата обращения 25.03.2016).:

1. тоталитарная, механистическая;

2. манипулятивная;

3. дискурсная, диалоговая.

Наиболее эффективной представляется последняя, дискурсная, диалоговая парадигма информационной политики. Диалог между субъектами и объектами информационной политики позволяет подходить к решению значимых проблем для общества с учетом пожеланий всех сторон, а, значит, и наиболее эффективно. К сожалению, данная парадигма редко реализуется на практике, в отличие от первых двух.

Наибольший интерес для данной работы представляет манипулятивная парадигма.

Говоря о манипулировании, следует упомянуть еще один подход к изучению информационной политики, о котором не было сказано ранее. Исследователи кафедры информационной политики Российской академии государственной службы анализируют следующую цепь: государство - СМИ - общественная (социальная) психика, общественное и массовое сознание. Связь между элементами данной цепи имеет крайне сложный характер, обусловленный информационными процессами, отношениями и всем прочим, что имеет место в информационном пространстве Беганов А.В. Методы социально-психологического воздействия в рамках государственной информационной политики. - МД, 2012.. Среди перечисленных, такой подход наилучшим образом подходит для дальнейшего решения целей и задач настоящего исследования, так как следуя именно этой цепи, возможно проанализировать метод манипулирования, применяемый в государственной информационной политике.

Кафедра информационной политики Российской академии государственной службы выделяет в качестве объекта политики государственное управление в сфере информации, в частности, управление системой СМИ и МК; состояние общественного мнения; процессы восприятия, преобразования и распространения информации, т.е. процессы, обеспечивающие права личности, потребности общества и цели государства Попов В. Д. Информационная политика /Под общ. Ред. В. Д, Попова. М.: РАГС, 2003..

Предмет же определен как общие направления развития информации и всего, что с ней связано: информационные процессы, отношения, связанные с информацией, инструменты воздействия на общественное сознание у СМИ и МК, их эффективность, гражданское общество и государство Там же..

В более общем виде, как было упомянуто в начале работы, объект государственной информационной политики - политическое сознание и общественное мнение, а предмет - методы и средства государственного информационного воздействия на общество.

Таким образом, наиболее полным определением государственной информационной политики представляется следующее:

Государственная информационная политика -- это комплекс увязанных по целям и задачам мероприятий институтов государственной власти, проводящихся при взаимодействии с иными институтами политической системы, институтами гражданского общества и другими субъектами и объектами общественных отношений в целях развития общества, его регулирования с помощью информационных средств, развития личности, модернизации и контроля информационной и технологической областей деятельности общества и государства Судоргин О. Информационная политика в информационном обществе: тавтология или смысловой детерминант? // Власть, 2008. №9. С. 23..

Правовая база государственной информационной политики в РФ строится на следующих нормативно-правовых актах: Конституция РФ, Доктрина информационной безопасности РФ (одобрена Советом Безопасности РФ на заседании 23 июня 2000 г.), Гражданский кодекс РФ, Концепция государственной информационной политики РФ (одобрена на заседании Комитета Государственной Думы по информационной политике и связи 15 октября 1998 г.), федеральный закон №149-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», закон №2124-1 «О средствах массовой информации», федеральный закон №7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», федеральный закон №85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене», федеральный закон №126-ФЗ «О связи», закон №5485-1 «О государственной тайне», другие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения субъектов в информационной сфере Беганов А.В. Методы социально-психологического воздействия в рамках государственной информационной политики. - МД, 2012..

Несмотря на обширность данного списка, многие эксперты считают, что нормативное обеспечение государственной информационной политики является разрозненным и неполным, а по некоторым вопросам даже содержит противоречия. Например, с одной стороны, статьей 128 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что информация - объект гражданских правоотношений, и данный объект нельзя отнести ни к имуществу, ни к результатам интеллектуальной деятельности, с другой стороны, этот закон не только не предоставляет никакой правовой характеристики информации как объекта гражданских прав, но и вообще не предусматривает возможности возникновения каких-либо абсолютных или относительных гражданских прав (правоотношений) по поводу информации Сидорова О. Ю. Информация как объект абсолютных и относительных гражданских правоотношений: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. - Волгоградская академия МВД России. - Волгоград: Изд-во Волгоградской академии МВД России, 2003. С. 3..

Данная проблема также подчеркивается в самой Доктрине информационной безопасности РФ Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ 09.09.2000 N Пр-1895) // Правовая система «КонсультантПлюс».. Государственная информационная политика, порядок и структура ее формирования должно быть четко определены для эффективной реализации данной политики на практике. Для решения данных проблем Доктриной предусмотрены разработка нормативно-правовых актов, регулирующих процессы распространения информации, ответственности за ее неправомерное использование, реализация норм, регулирующих процесс сотрудничества государственных органов со средствами массовой информации и коммуникации, формирование органов и структур, занимающихся обеспечением информационной безопасности. Автор Ю. А. Нисневич для решения этой же проблемы предлагает создание единого Информационного кодекса Российской Федерации, который по своей сути являлся бы структурированной программой развития информационного законодательства в Российской Федерации, способной менять приоритеты развития вместе с изменениями приоритетов государственной информационной политики. По мнению Ю. А. Нисневича, Информационный кодекс Российской Федерации должен обладать нормативным характером и, при существовании соответствующей возможности, закреплен в виде нормативно правового акта федерального уровня. При этом, данный документ не должен устанавливать единые, неизменные условия, цели и задачи государственной информационной политики Российской Федерации, он должен быть адаптивным к постоянно меняющимся условиям деятельности, приспособлен к возможной смене государственных целей и задач в информационной сфере Нисневич Ю. А. Государственная информационная политика России сегодня и завтра. // Информационное общество, 1999. №2. С. 4-9..

Таким проектом можно считать Концепцию государственной информационной политики Российской Федерации, о которой было упомянуто ранее. Данная Концепция объединяет перечисленные в списке правовой базы нормативные документы, в том числе и Доктрину информационной безопасности РФ, уточняет и развивает ключевые положения данных документов. Несмотря на одобрение Комитетом Государственной Думы по информационной политике и связи 15 октября 1998 г. и Постоянной палатой по государственной информационной политике Политического консультативного совета при Президенте Российской Федерации 21 декабря 1998 г., данный законопроект до сих пор не принят Беганов А.В. Методы социально-психологического воздействия в рамках государственной информационной политики. - МД, 2012.. В качестве ее целей Концепцией выдвигается определение ключевых целей, задач и объектов государственной информационной политики, формирование структуры и порядка ее реализации, определение результатов влияния государственной информационной политики на социально-экономическую, политическую и культурную сферы общества Концепция государственной информационной политики Российской Федерации. // Государственная дума

Федерального Собрания Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.unesco.kz/ip/countries/russia_ru.htm (дата обращения: 30.03.2016)..

В Концепции также определены основные принципы, цели и задачи государственной информационной политики РФ, которые будут подробнее рассмотрены в следующем параграфе.

Политика – это особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с властными отношениями, с государственным устройством, социальными институтами, действие которых ведется в соответствии с законом и призвано гарантировать жизнеспособность граждан, сообществ людей, реализацию их общей воли, интересов и потребностей.

Государственная информационная политика (ГИП) – это способность и возможность субъектов политики воздействовать на сознание, психику людей, их поведение и деятельность с помощью информации в интересах государства и гражданского общества. В более широком смысле – это особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы государства и гражданского общества, и направленная на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними и их представителями.

Информационная политика государства включает в себя два аспекта :

1. Осуществление в информационном поле нор­мативно-правового регулирования в соответствии с требовани­ями демократического и гражданского общества об информа­ционной безопасности.

2. Осуществление управления собственным инфор­мационным пространством на основе ведения публичного диалога с общественностью с использованием полноценных PR-структур.

Остановимся подробнее на каждом выделенном нами аспекте.

Разработка нормативно-правовой базы функци­онирования информационной инфраструктуры - это актуальная комплексная задача в рамках системы госу­дарственного и муниципального управления. В этом аспекте в нашей стране сделан серьезный шаг в утвержденной в 2000 г. Президентом РФ Доктрине информационной безопас­ности Российской Федерации, которая служит базой для фор­мирования государственной информационной политики. Под информационной безопасностью, являющейся частью нацио­нальной безопасности страны, здесь понимается состояние за­щищенности национальных интересов РФ в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных ин­тересов личности, общества и государства.

Интересы личности в информационной сфере заключают­ся в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в ин­тересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.

Интересы общества в информационной сфере заключа­ются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упроче­нии демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духов­ном обновлении России.

Интересы государства в информационной сфере за­ключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реали­зации конституционных прав и свобод человека и гражда­нина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, поли­тической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Практика регулирования информационной сферы демок­ратических обществ позволяет выделить ряд направлений деятельности государственных и муниципальных органов , к чис­лу которых относятся:

Поощрение конкуренции: борьба с монополизмом, конт­роль за концентрацией собственности в СМИ, принятие реше­ний по дезинтеграции монополистов;

Юридическое и технологическое обеспечение права и технических возможностей на доступ к информации и инфор­мационным ресурсам всего населения; сужение области ве­домственных тайн;

Реализация концепции универсального доступа, предпола­гающая гарантию государства на постоянно расширяющийся набор информационных и телекоммуникационных услуг своим гражданам (телефон, электронная почта, мультимедийное образование);

Соблюдение свободы слова независимо от технологической среды распространения информации;

Защита интересов национальных меньшинств, подрастающего поколения в информационной сфере, особенно в сфере: нравственности;

Укрепление национальной культуры, языка, противо­стояние культурной экспансии других стран, реализация про­ектов по переводу в цифровую форму художественного и научного наследия;

Переориентация системы образования с учетом требований информационного общества, внедрение дистанционного обучения;

Широкое использование телемедицины для оказания ус­луг населению отдаленных районов;

Обеспечение информационной безопасности личности и общества, включая борьбу с компьютерными и высокотехнологичными преступлениями;

Охрана интеллектуальной собственности;

Целенаправленное использование информационных ре­сурсов для формирования более открытого, демократического государства, расширение диалога с гражданами.

Что касается второго аспекта государственной информационной политики – осуществления управления собственным инфор­мационным пространством , то здесь можно сказать следующее.

Стратегия доверия и со­циального партнерства в государственном и муниципальном управлении обусловливает, с одной стороны, необходимость иметь собственную коммуникационно-информационную сис­тему, способную позиционировать власть, актуализировать ее программы, вести конструктивный публичный диалог с об­щественностью и гармонизировать общественные отношения. С другой стороны, действия власти должны быть открыты, по­нятны и контролируемы общественностью. Для этого надо «раз­говаривать» с людьми. Данные цели не могут быть достигнуты без помощи соот­ветствующих средств - PR-структур (стэйт-PR: state - госу­дарство), которыми органы ГМУ должны уметь эффективно пользоваться. Данная концепция «власти-партнерства» фактически оз­начает переориентацию государственной службы исходя из фундаментальных устоев, на которые она должна опираться:

Не граждане для общества, а общество для граждан: от­ношение к гражданам должно быть как к субъекту управления (а не к послушному объекту), открывающее возможности для равноправного и социально ответственного сотрудничества;

Не собственность подчиняется общему благу, а обще­ственное благо вытекает из собственности;

Не государство дает свободу гражданам, а граждане - меру свободы государству;

Не законы лежат в основе прав людей, а права человека – в основе законов;

Деятельность государственной службы должна быть от­крытой (прозрачной) и подконтрольной «снизу», что делает ее отзывчивой к нуждам и запросам граждан.

Главная задача PR-структур - разработка действий власти в диалоговом режиме с общественностью, моделей сотрудничества между ними.

На сегодняшний день можно констатировать, что информационная политика органов ГМУ в организации собственного информационного пространства, к сожалению, но­сит во многом декларативный характер. Это связано с тем, что основ­ное средство ее реализации - PR-структуры на региональном и местном уровне не получили должного раз­вития, и работа по связям с общественностью на новых кано­нах PR-действий продолжает оставаться пионерской работой.

Однако сегодня приходит понимание, что лимит деятельности бюрократии типа «сверху вниз» исчерпан, и задача заключается в том, чтобы прибли­зить государственный и муниципальный аппарат к гражданам и их организациям, сделать его работу более открытой, отзывчивой, демократической и укрепить связь с общественностью.

В связи с этим отметим концептуальные установки , на которые должна опираться организация PR-служб.

1. Обладание самостоятельной компетенцией и активной конструктивной деятельностью, конституирующими обще­ственные связи и отношения с помощью комплекса «убежда­ющих» коммуникационно-информационных технологий при наличии собственного бюджета.

2. Создание системной сети информационно-коммуника­ционных каналов прямой и обратной связи («нервы правитель­ства»); власть должна осуществлять информирование обще­ственности и быть информированной.

3. Реализация единой информационной политики адми­нистрации, обеспечивающей интеграцию информационных по­токов с управленческими решениями и позициями.

4. Достижение программы гражданского согласия в реше­нии управленческих задач на основе согласования интересов общественности (управляемые) и государственных структур (управляющие), чтобы их решения были приняты (узнаваемы, понятны, желанны).

5. Включение (соучастие) общественности в управленчес­кую деятельность как равноправного субъекта общественных отношений: диалог власти с общественностью, чтобы ее инте­ресы, желания, стремления были приняты во внимание.

6. Создание комплекса условий для системной реализации потенциала службы связи с общественностью и представления интересов администрации за пределами региона (правительс­тво, другие регионы, международные связи).

7. Подготовка (переподготовка) квалифицированных PR-специалистов по связям с общественностью, владеющих знаниями и навыками для выполнения функций пресс-секретаря, менеджера коммуникационно-ин­формационной структуры, общественных связей, взаимоотно­шений со СМИ, формирования общественного мнения, корпо­ративной культуры, имиджмейкерства и др.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что для оправдания всех надежд, возложенных на ГИП, необходимо разработать ее научную базу, усовершенствовать законодательство в сфере информации и информатизации и создать эффективную систему управления информационными ресурсами на основе диалога власти и общественности.

В связи с этим осуществление ГИП можно обозначить как приоритетную задачу нашего государства, поскольку она является важнейшей составной частью внешней и внутренней политики Российской Федерации.

Резюме

В современном обществе информационная компонента предопределяет эффективность и продуктивность обществен­ных отношений: информатизация общества о его реальном со­стоянии, имеющихся проблемах и возможных вариантах их разрешения позволяет носителям групп интересов, субъектам социальных действий находить в процессе свободного информационного обмена консенсусные решения, обеспечивающие демократический социальный порядок и мир.

Информационную инфраструктуру (инфоструктура) об­щества составляет совокупность массовой информации: ин­формационные потоки, пространства, образующие информа­ционное поле, являющееся объектом плюралистической ин­формационной политики социальных организаций, властно-управленческих структур.

Информационная политика в демократическом и граж­данском обществе осуществляется на основе принципа свободы слова и печати, массовой информации как идеала. В его реали­зации активная роль принадлежит СМИ, выполняющим роль «общественного наблюдателя», «информатора» («четвертая власть») обо всех действиях властно-управленческих структур и свободных от любого цензурного контроля.

В процессе капитализации российского общества принци­пиальными новациями являются отмена прямой цензуры, многосубъектность и коммерциализация СМИ. При этом необхо­димость обеспечения информационной безопасности общества, защиты от дисбалансов, творческой вольности журналистов в деятельности СМИ обусловливает потребность ее регуляции посредством правовых нормой социальных институтов, допус­кающих наложение ограничений и наказаний в судебном по­рядке за нарушение конституционных положений и законов о свободе слова и печати, массовой информации.

К новациям также относится образование в системах уп­равления корпоративных PR-структур и потребность их взаи­модействия с независимыми СМИ, которое носит двусторонний и взаимовыгодный характер.

Информационная политика государства включает два ас­пекта:

а) осуществление в информационном поле нормативно-правового регулирования в соответствии с Доктриной инфор­мационной безопасности РФ;

б) осуществление управления собственным информационным пространством на основе веде­ния публичного диалога с общественностью с использованием полноценных PR-структур.

Сущность государственной информационной политики

В информационно-политическом пространстве каждый актор форми­рует собственные практики, демонстрируя соответствующие способы достижения целей и взаимо­действия со своими контрагентами.

Однако наиболее сильное воздействие на всех участвующих в политических коммуникациях; групп, партий, корпусов граждан и институтов оказывает государ­ство - самый мощный производитель массовой информации в обществе. Именно государство обладает наиболее развитой системой институтов, стремящихся утвердить единые для общества нормы информационных обменов.

Существует четыре возможных типа информационного пове­дения государства, у каждого из которых своя специфика установ­ления и поддержания политических контактов с партнерами и оппонентами. К ним относятся: государственная политика, инфор­мационные кампании, единичные информационные акции, а также действия в режиме постфактум (представляющие собой реакцию го­сударственных структур на некие свершившиеся события, лишающие их возможности целенаправленного воздействия на информа­ционную ситуацию. Все эти типы поведения представляют собой специфические формы реализации или информационного обеспечения (сопровождения) целей государства и отличаются друг от друга механизмами организации политического общения, институциональным дизайном и даже определенными технологиями поддержания коммуникации.

Основным способом поддержания дискурса в сфере власти вы-ступает государственная информационная политика. При этом дан­ный тип политической активности государства может принимать различные формы: либо информационного обеспечения (сопро­вождения) его масштабных задач в различных областях обществен­ной жизни, либо целенаправленной деятельности, развертываю­щейся в информационном пространстве. В первом случае, напри­мер, она может выражаться в долгосрочных информационных усилиях государства, сопровождающих освоение новых экономи­ческих территорий, решении крупных внешних или внутренних конфликтов, проведении выборов в представительные органы вла­сти или какие-либо иные внутриполитические реформы. Во вто­ром - представлять собой действия государства по техническому переоснащению информационной индустрии, установлению но­вого типа взаимоотношений правящего режима со СМИ, проник­новению и закреплению своих позиций на внешних информаци­онных рынках и т.д.

Применительно к решению таких информационных проблем государственную политику в этой сфере можно определить как совокупность взаимосвязанных действий, направленных на создание условий получения гражданами информации, удовлетворяющей их базовые потребности и интересы; развитие соответствующих техни­ческих средств, обеспечивающих создание (обработку, хранение и доставку) информационных ресурсов делового, развлекательного, на­учно-образовательного и иного характера; предполагающих обеспечение международных контактов и связей государства и общества, встра­ивающих институты и структуры власти в наднациональные (гло­бальные) информационные процессы.

Сложный, комплексный характер этих постоянно решаемых государством задач в информационной сфере требует и достиже­ния ряда более частных, вытекающих из его ролевых обязанностей целей.

К ним могут быть отнесены:

· обеспечение юридических прав граждан на получение инфор­мации в соответствии с принципами свободы слова и охраны тайны личной жизни и интеллектуальной собственности;

· обеспечение населению технических возможностей для по­лучения информации на современном уровне;

· борьба с монопольными практиками использования инфор­мации внутри страны и на международной арене (что пред­полагает сочетание государственного протекционизма с от­крытостью информационной политики);

· защита подрастающего поколения от агрессивной инфор­мации;

· постоянное совершенствование систем образования и здра­воохранения на основе внедрения технических достижений в информационной сфере;

· удешевление государственной информации граждан, транс­формация функций государственных органов на основе по­стоянной передачи информации ее потребителям в элект­ронной форме;

· сокращение теневого оборота и препятствование незакон­ному обороту информации;

· постоянное совершенствование организационных и кадро­вых структур, обеспечивающих эффективное достижение целей информационной политики.

Весьма интересен опыт различных стран в реализации инфор­мационной политики, ее институциональном обеспечении. Так, высокая эффективность работы управляющих структур США в немалой степени связана с их деятельностью на информационном рынке. В американской системе исполнительной власти создан офис управления и бюджета США, на который возложена ответствен­ность за использование информационных технологий в стране и постоянный анализ рисков, возможностей инвестиций в эту сферу, осуществления капитальных вложений и др. В структуру государ­ственных органов входит также и совет главных информационных чиновников. В его работе на постоянной основе помимо ответствен­ных государственных служащих участвуют представители различ­ных информационных агентств, крупнейших национальных средств массовой информации. Совет вносит предложения и рекомендации по совершенствованию деятельности государства в информацион­ной сфере, повышению координации работы административных и медиаструктур, ставит задачи в области снижения стоимости ин­формационных технологий, роста производительности в инфор­мационной сфере и т.д.

Перечисленные задачи важны для саморазвития информаци­онной сферы, поддержания коммуникации между институтами власти и обществом и потому предполагают постоянное внимание со стороны государства. Если же государство не в состоянии ре­шить задачу, эту нагрузку берут на себя другие акторы, действую­щие в информационной сфере.

В зависимости от того, является ли решение указанных задач основной формой деятельности государства или же выступает ус­ловием достижения иных целей, роль государственной информа­ционной политики может признаваться либо первостепенной, либо второстепенной. Первая служит показателем того, что в современ­ных условиях без целенаправленной деятельности в информаци­онной сфере нельзя решать существенных для общества задач в любых областях жизни. Вторая демонстрирует зависимую, обслу­живающую роль информационных действий государства по срав­нению с другими его целями, поставленными властью в сферах экономики, социальной или политической жизни.

Однако информационная государственная политика - и чем дальше, тем больше - выступает в качестве системообразующего элемента совокупной деятельности государства в целом, важнейше­го средства поддержания публичного диалога власти и общества. Бла­годаря завоеванию таких позиций она способна не только достигать собственных целей, но и компенсировать неудачи государственного управления в каких-то иных областях общественной жизни. Впро­чем, по тем же причинам эта политика - в случае слабой проработ­ки государственных планов в информационной сфере - может и усугубить неудачи правительства.

Структура государственной информационной политики

Противоречивые проблемы, реша­емые в процессе формирования и развития государственной инфор­мационной политики, обусловливают ее сложную и специфиче­скую внутреннюю структуру.

Институциональную структуру государственной информацион­ной политики составляют организации, формирующие ее содержа­ние и цели. К ним относятся: управляющие и координирующие струк­туры верховной власти; аналитические структуры (представляющие центры ситуационного анализа при различных правительственных ведомствах, в регионах или важнейших структурах власти); базы и банки данных (включая национальные библиотеки); центры (техни­ческой) защиты информации; центры разработки стандартов ин­формационных контактов (для адаптации к мировому политическо­му пространству); пиар-службы при государственных органах и со­ответствующие научно-исследовательские структуры.

В мире существует система определения количественных по­казателей прозрачности, интерактивности и информационной открытости деятельности правительств и готовности населения жить в сетевом пространстве. Например, индикатор прозрачно­сти состоит из суммарной оценки информации министерств и ведомств о своей деятельности. Индикатор интерактивности по­казывает, насколько потребителям удобно пользоваться такой информацией, и т.д. По обобщенному показателю открытости (равному 1,62) Россия в списке из 103 стран занимает 74-е место между Польшей и Саудовской Аравией. Максимальный показатель открытости имеет Дания - 18,19; наибольшая величина индикатора прозрачности также принадлежит ей и со­ставляет 14 (у России - 6). Максимальное значение индикатора интерактивности имеет Монако - 8 (Россия - 2,1). В целом Россия относится к странам второй степени готовности к жиз­ни в условиях сетевых технологий (всего четыре степени).

Еще одна система индикаторов, называемая Индекс ин­формационного общества (ISI), предполагает оценку инфор­мационных технологий. Разрабатываемый на этой основе ин­декс ИО (обобщенно показывающий уровень технологической оснащенности и открытости коммуникаций) служит для оп­ределения степени участия (готовности) страны в информа­ционной революции. Около 98% всех ИТ приходится на долю 55 стран. Место России - в третьей четверти списка, а лидиру­ют государства Северной Европы и США. Наша страна сегодня уступает по технической оснащенности приблизительно в 8 раз, по критерию ИО - в 3,5 раза. Чтобы приблизиться к странам Европы (Англии, Франции, Германии), нам надо повышать соответствующие показатели в 4-5 раз.

Элементами государственной информационной политики вы­ступают публичная, полутеневая и теневая формы деятельности. Поскольку деятельность государства независимо от характера ре­шаемых задач направлена на организацию коммуникаций в пуб­личной сфере, ее основные механизмы и технологии носят явный институализированный характер. Основные усилия государства постоянно направлены на формирование открытых и доступных для общественности способов передачи информации, а создавае­мые властными структурами сообщения специально форматиру­ются для распространения по таким каналам. Таким образом, ин­формационно-коммуникационные связи власти и общества скла­дываются в процессе развертывания открытого форума идей, которыми обмениваются эти два контрагента. В демократических государствах публичность государственной информационной по­литики свидетельствует и о направленности усилий властей на общественные интересы.

Реализация крупных информационных проектов представляет собой очень прибыльный, но одновременно и столь же рискован­ный бизнес. По оценкам специалистов, один доллар, вложенный в информацию, дает в 10 раз больше прибыли, чем нефтяной. Сле­довательно, государство, пытаясь обеспечить свои цели, но не имея при этом права рисковать деньгами налогоплательщиков, должно выбирать соответствующие способы реализации подобных целей.

Кроме того, оно должно акционировать свои информационные структуры, приносящие устойчивую прибыль, чтобы использо­вать их деятельность для нужд населения. Публичный характер дей­ствий государства предполагает, что и характер задач его инфор­мационной политики, и развитие информационных структур и магистралей должны выстраиваться в соответствии с рыночными принципами и отражаться в усилиях власти по повышению уровня жизни населения.

Необходимость не только поддерживать массовые коммуника­ции, но и решать сложные проблемы, связанные с урегулирова­нием отношений внутри правящих слоев или же весьма конфи­денциальных вопросов, вынуждает государство использовать ме­ханизмы налаживания политических коммуникаций полутеневого и теневого характера.

К таким полутеневым методам, в частности, относятся раз­личные действия в дипломатической сфере. Как выяснилось уже после падения Багдада (во время американо-английской акции 2003 г.), перед началом военных действий в страну при­езжал Е. Примаков в качестве личного посланника Президен­та России, чтобы убедить С. Хусейна уйти в отставку. Этот ма­невр - один из базовых элементов проведения информацион­ной политики страны по решению иракского конфликта - длительное время был неизвестен широкой общественности и послужил сохранению дружеских отношений с США и Вели­кобританией.

Сочетание публичных и теневых методов информационного взаимодействия позволяет государству эффективно решать свои проблемы. Удельный вес этих структурных элементов в общей по­литике государства и их временной масштаб (т.е. кратко-, средне-или долгосрочное применение такого рода средств поддержания коммуникации) зависят от конкретной ситуации и типа государ­ственного устройства. Однако в любом случае, если теневые и по­лутеневые формы информационных обменов начинают вытеснять публичные механизмы поддержания политических коммуникаций, это свидетельствует не только об изменении типа государства (вы­холащивании демократических принципов организации власти), но и о качественной трансформации самого информационного про­странства, способного полностью разрушить политические кон­такты власти и общества.

Введение

информационный безопасность политика

В настоящее время общество развивается с огромной скоростью. Соответственно, с каждым днем у людей появляется все больше и больше новых потребностей, одной из которых является потребность в информации. Каждый человек нуждается в получении, поиске, производстве и распространении информации. Для удовлетворения данной потребности необходимо формирование единого информационного пространства и его интеграция в мировое информационное общество, а также развитие средств информации, формирование информационных ресурсов, которые могут быть доступны всем.

Проблема правового регулирования общественных отношений в области информационной безопасности на данный момент актуальна. Она обусловлена тем, что при повышении роль информации в обществе, увеличивается внутренняя и внешняя угроза как информационному обществу в целом, так и отдельным его компонентам.

Активное развитие информационного общества влечет за собой рост правонарушений в области информационной безопасности. Это обуславливает развитие научно- методологического и правового базиса, который будет обеспечивать эффективное решение этих проблем. В первую очередь необходимо развивать законодательство, действующее в информационной сфере, а также необходима подготовка и переподготовка специалистов, которые обладают знаниями в области правового регулирования информационного общества.

Цели и задачи государственной политики в информационной сфере

Государственная (публичная) политика -- принципиальное руководство к действию для органов государственной власти, прежде всего органов исполнительной власти, касающееся определённых направлений их деятельности, соответствующее законам и социальным обычаям.

Государственная информационная политика -- это особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы государства и гражданского общества, и направленная на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними и их представителями.

Основными целями государственной политики являются:

  • · формирование российского информационного пространства Информационное пространство - это совокупность объектов, вступающих друг с другом в информационное взаимодействие, а также сами технологии, обеспечивающие это взаимодействие.
  • · развитие системы массовой информации
  • · интеграция информационного пространства и международный обмен информацией.

Для того чтобы осуществлять данные цели необходимо развивать кадровый потенциал, но научные и производственные коллективы, действующие в области создания средств информатизации, телекоммуникации и связи, значительно пострадали в результате массового ухода квалифицированных специалистов.

В результате отставания отечественных современных технологий, органам государственной власти приходится прибегать к крайним мерам и закупать импортную технику, а также привлекать иностранные фирмы, из-за чего повысилась вероятность незаконного доступа к обрабатываемой информации. Так как внедрение иностранных информационных технологий в различные сфер общественной жизни с каждым днем повышается, возрастает возможность иностранных государств в применении против России «информационного оружия» .

В связи с обстановкой в Российской Федерации Доктрина информационной безопасности определяет важнейшие задачи, которые требуюn немедленного решения:

  • · разработка и создание механизмов формирования и реализации государственной информационной политики России;
  • · разработка различных методов, с помощью которых можно будет повысить эффективность участия государства в формировании информационной политики государственных телерадиовещательных организаций, других государственных средств массовой информации;
  • · разработка основных положений государственной политики, которая сможет обеспечить информационную безопасность Российской Федерации;
  • · модернизация системы, обеспечивающей информационную безопасность Российской Федерации. Данная система включает в себя совершенствование методов, форм, средств, которые способствуют выявлению и прогнозированию угроз безопасности Российской Федерации в сфере информации.
  • · разработка, принятие и реализация федеральных программ, которые предполагают формирование архивов информационных ресурсов федеральных органов и органов государственной власти
  • · совершенствование нормативной правовой базы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и др.

Этапы развития государственной политики в информационной сфере

В Российской Федерации государственная политика в информационной сфере формировалась постепенно, таким образом, можно выделить следующие этапы развития:

  • 1. исследование закономерностей общественных отношений в информационно сфере, а также постановка наиболее остро стоящих проблем
  • 2. определение доктринальных и концептуальных установок и их нормативное закрепление
  • 3. определение конкретной задачи государственных органов в основных направлениях внутренней и внешней политики государства
  • 4. анализ и принятие различных концепций развития законодательства в сфере информации
  • 5. разработка и принятие различных законов, непосредственно связанных с информацией
  • 6. подготовка и принятие подзаконных нормативных правовых актов, непосредственно связанных с информацией
  • 7. проектирование и реализация различных государственных программ, которые дают конкретное представление об участии государственной власти в реализации государственной политики в соответствии с их компетенцией

В результате изучения главы студент должен:

знать

Понятие и содержание государственной политики в области информатики;

уметь

  • определять цели, задачи, принципы и основные направления государственной информационной политики;
  • использовать методы определения основных направлений и перспективы развития государственной информационной политики;

владеть

навыками определения основных положений государственной информационной политики.

Понятие и сущность государственной политики в информационной сфере

Понимание сущности государственной политики в информационной сфере человеческой деятельности позволяет выявить качественные признаки этого самостоятельного и весьма важного явления социальной и политической жизни общества, определить некоторые закономерности в содержании и форме данной политики.

В научной литературе термин "государственная политика в области информатики" в научном его понимании не имеет широкого распространения. Этому можно найти объяснение хотя бы потому, что понятие "информатика", как мы уже упоминали, представляет собой область знаний о природе информации, а также методах и средствах ее обработки и использования. Для государственной же политики имеет значение не столько область знаний, сколько часть сферы практической человеческой деятельности, связанной с информацией. Относительно обособленная и самостоятельная деятельность государства в этой сфере обычно определяется как государственная информационная политика, хотя выбранный наукой термин (слово), как мы знаем, не всегда отражает сущность тех явлений и процессов, которые он призван выражать.

Термин "государственная информационная политика" применим именно в качестве определения новой области деятельности государства в XXI в. Учитывая это обстоятельство, необходимо его рассматривать не только в качестве рабочего термина, но и на уровне понятия, объединяющего крупные институты информационных знаний в области государственной деятельности. Во всяком случае, для правоведов, обладающих профессиональными знаниями в области развития государственной деятельности, выбранный термин "государственная информационная политика" наиболее приемлем для понимания сущности организованной информационной деятельности. Более того, ускорение процесса информатизации государственных органов, как предметной основы правового регулирования, все больше становится реальностью юриспруденции как науки и правовой системы в целом.

Для определения природы и сущности государственной информационной политики необходимо рассмотреть отдельные ключевые признаки этого понятия: политика, информационная политика, государственная информационная политика.

Политика

Понятие "политика" является одним из наиболее сложных в политологии. Не случайно за последние две с половиной тысячи лет философы, стремившиеся осмыслить сущность управления государством, государственной власти как таковой (Гераклит Эфесский, Конфуций, Демокрит, Платон, Аристотель и др.), прийти к единому пониманию данного понятия так и не смогли.

Считается, что впервые этот термин ввел в употребление Аристотель, который исследовал функции и устройство государства своего времени. Он обозначил словом "полития" такое государство, в котором правление осуществляется большинством для общей пользы (23, 112). В последующие сотни лет трактовка понятия "политика" постепенно претерпела существенные изменения. Так, Макс Вебер полагал, что политика - это "стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства, между группами людей, которые оно в себе заключает" (24, 645). П. А. Гольбах определял ее как "искусство управлять людьми, искусство заставлять их содействовать сохранению и благополучию общества" (25, 380), К. Манхейм - как "конфликт, который все больше становится борьбой не на жизнь, а на смерть" (26, 7), Л. Штраус обозначил политику как организацию, упорядочение и формирование общества таким образом, чтобы согласовать его со стоящими перед ним целями (27, 35), а Г. Моргентау - как борьбу за влияние (28, 11). Р. Арон, который посвятил значительное время исследованию политики, отмечал, что, с одной стороны, это концепция, программа действий, а с другой - действия одного человека, группы людей, правительства применительно к решению конкретной социальной проблемы. Сущность политики, по его мнению, заключается в способе осуществления власти и в выборе правителей (29, 54).

По мнению современных политологов, в последнее время за данным термином закрепилось множество разнообразных смыслов: сфера деятельности, линия поведения и действий, способ регулирования, характер человеческих отношений и т.п. (30, 32).

В политической науке термин "политика" не получил однозначного определения. Его раскрывают как "деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений, организаций и их лидеров в сфере отношений между большими социальными группами, нациями и государствами, направленную на мобилизацию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания специфическими методами" (31, 566), или как "совокупность отношений, складывающихся в результате целенаправленного взаимодействия групп по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти в целях реализации своих общественно значимых интересов" (30, 53).

Современная политическая наука рассматривает в качестве участников политической жизни значительное число субъектов общественной жизни: влиятельные социальные группы, политические организации, отдельных граждан. Объектом политики каждого из участников выступают отношения, связанные с достижением социально значимых целей, а предметом - методы и способы деятельности по решению политических задач, возникающих в связи с данными целями. Эти цели и задачи могут заключаться в интенсификации социально-экономического и политического развития общества, в противодействии негативным проявлениям экономических кризисов, в изжитии таких негативных явлений общественной жизни как пьянство, наркомания, духовная деградация населения, или коррупция в обеспечении безопасности общества и государства в условиях угрозы внешней агрессии или совершения террористических актов и т.п. Во всех случаях политические цели и интересы имеют ярко выраженную социальную направленность.

В данной трактовке политика обладает дуализмом и при се исследовании можно выделить два основных измерения - общественное и субъектное.

Общественное измерение политики акцентирует внимание, прежде всего, на ее роли в стимулировании общественного развития, разрешении проблем и противоречий этого развития. В связи со значительной общественной значимостью проблем, поднимаемых субъектами политики, их борьба привлекает социально активные силы общества к участию в формировании и отстаивании своих представлений об общественном благе, а также вынуждает субъекта, обладающего публичной властью, постоянно доказывать обществу эффективность его деятельности по использованию ресурсов публичной власти для достижения общественного блага. В отсутствие этого механизма политика как явление общественной жизни вырождается в насилие (принуждение). В этом смысле можно сказать, что без публичной борьбы нет политики.

Сущность политики в общественном измерении заключается в выявлении приоритетов общественного развития на основе конкурентной борьбы субъектов политики за привлечение ресурсов публичной власти к разрешению наиболее острых противоречий общественной жизни.

Субъектное измерение политики акцентируется на процессе достижения конкретным субъектом политики поставленных им целей и удовлетворении его политических интересов. С этой стороны политика представляет собой особую область деятельности субъекта политики, связанную с публичной борьбой за овладение (в условиях конкуренции и/или сотрудничества с другими субъектами политики) ресурсами публичной власти (финансовыми, духовными, кадровыми, материально-техническими, социальными, информационными), а также за использование этих ресурсов для реализации представлений субъекта политики об общественном благе.

Сущность политики в субъектном измерении заключается в достижении и сохранении субъектом политики (в конкурентной борьбе с политическими оппонентами и в сотрудничестве с политическими союзниками) преимущества в обладании публичной властью и в использовании этой власти для достижения политических целей данного субъекта.