Интересы и проблемы информационной безопасности. Информационная безопасность в мировом политическом процессе. Проблемы формирования системы международной информационной безопасности и пути их решения. Организация защиты информации

Филенко Евгения СергеевнаСтарший преподаватель кафедры естественнонаучных дисциплин,

ЮжноСахалинский институт экономики, права и информатикиг. ЮжноСахалинск, Россия[email protected]

Угрозы информационной безопасности и возможные пути решения

Аннотация.В данной статье рассматривается состояние информационной безопасности

в целом, приводится статистика использования средств информационной безопасности на предприятиях России, приводятся некоторые основные проблемы, приводящие к нарушению ИБ, даны некоторые возможные средства решения данных проблем.

Ключевые слова: информационная безопасность, угрозы, киберпреступность, защита безопасности

Вопрос информационной безопасности(ИБ)в настоящее время является наиболее животрепещущим. Это объясняется глобальной информатизацией общества, переводом всех видов информации в электронные варианты. С безусловными положительными моментами, сталкиваемся с большим количеством угроз и уязвимостей. Более того, специфика ITрынка в настоящее время такова, что рынок заполонили всевозможные технологии, каждая из которых призвана улучшить один из моментов либо передачи информации, либо хранения, либо обработки. Однако на лицо тот факт, что гонка за новыми разработками оставляет созданные продукты не проработанными. Достаточно классическим моментом является то, что выход новой версии продукта влечет за собой определенные уязвимости, которые предоставляются с первоначальной версией. Это способствует все большему проникновению в чужие компьютерные сети, краже информации и прочим неприятным моментам.Компьютерная сеть в любой своей конфигурации и используемой технологии является своего рода красной тряпкой для всех желающих испытать свои хакерские навыки. Огромное количество литературы и даже вспомогательных программных средств, распространяемых, в том числе, благодаря любимому Internet, способствует процветанию интереса к чужим сведениям и к самому взлому сети, персонального компьютера, сервера, системы и прочее,как к процессу.Угроз же реально много! Во всем мире набирают популярность, так называемые, ransomware (от англ. ransom –выкуп), программывымогатели, довольно популярные в России.Несмотря на то, что такая "бизнесмодель" уже использовалась и ранее, она страдала теми же недостатками, что и настоящее похищение: отсутствовал удобный способ забирать деньги. Но благодаря развитию систем онлайнплатежей злоумышленники решили эту проблему.Блокираторы выйдут за рамки простого вымогательства и будут направленына устрашение, то есть

кибербуллинг

(кибернападение с целью нанесения психологическоговреда). В следующем году преступники выйдут на новый уровень, воздействуя на эмоции жертв, используя способы, после которых станет гораздо сложнее восстановить систему. Вот конкретный «свежий» пример взлома: В конце 2012 года, компанияAdobeбыла вынуждена закрыть свой домен connectusers.com изза взлома хакером ViruS_HimA. Тогда он опубликовал в открытом доступе личные данные только тех пользователей, адреса электронной почты которых находятся в доменах adobe.com, .mil и.gov, чтобы оградить частные лица от ущерба. Этот факт говорит лишь о том, что угроза безопасности сохраняется постоянно и нет совершенной системы защиты.

Рассмотрим еще факты, относящиеся к актуальности защиты информации. Число зараженных Androidустройств возросло на 41% во второй половине 2012 г., сообщает BGR со ссылкой на аналитикаBitDefenderКаталину Козои (Catalin Cosoi)., ачисло индивидуальных отчетов о присутствии вредоносного программного обеспечения во второй половине 2012 г. возросло и того больше на 75%.Динамическиестраницытаятвсебеопасность.Болеетого,некоторыестандартныебраузерыужесодержатвсебеподдержкуJavaприложений,реализующуютесамыединамическиеэлементы.Специалисты подразделения попротиводействию киберугрозам министерства национальной безопасности США рекомендуют пользователям отключить надстройку Java ввеббраузерах длязащиты отатак злоумышленников, которые используют ранее неизвестную уязвимость впрограммной платформе Java,говоритсянасайтеподразделенияUSCERT.Используя уязвимость, которой подвержена последняя и более ранние версии Java, злоумышленники могут запустить на атакуемом компьютере произвольный программный код.Компания Oracle, разрабатывающая платформу Java, пока не выпустила обновление для устранения этой уязвимости, поэтому единственным способом защитить компьютер от атак является отключение надстройки Java в браузерах.Как отмечают специалисты USCERT, атака может быть осуществлена при посещении пользователем страницы, в которую внедрено зловредное Javaприложение. Такое приложение злоумышленники могут разместить на своем сайте, заманивая затем на него пользователей, а также внедрить приложение в «законопослушный» сайт.Киберпреступники нашли новое применение QRкодам(quick response -быстрый отклик-матричный код (двумерный штрихкод), разработанный и представленный японской компанией «DensoWave»), в которых киберпреступники внедряют адреса вредоносных сайтов, распространяющихспами вирусы.Располагаются такие графические элементы в баннерах наиболее часто посещаемых сайтов(рисунок 1).

Рисунок 1. –пример QRкода

Количество угроз огромно и с каждым днем все увеличивается. Проблемы возникают абсолютно на различных уровнях функционирования персонального компьютера и компьютерной сети в целом.Большинство российских ИТспециалистов считает уровень инвестиций в ИТбезопасность недостаточным(21 процент организаций в России, согласно исследованиям, имеют недостаточный уровень инвестиций).По данным исследования «Киберугрозы и информационная безопасность в корпоративном секторе: тенденции в мире и в России», «Лаборатория Касперского», 2012, была построена следующая диаграмма (рисунок 2)В большинстве компаний распространен реактивный подход к информационной безопасности. Это в полной мере относится и к инвестициям: организации начинают вкладывать деньги в систему защиты уже после того, как инцидент произошел.

Однако зачастую распределение финансов осуществляется без учета важности вопросов ИБ.

Рисунок 2. –Оценка уровня инвестиций в ИБ

Наиболее широко применяемые в России меры по обеспечению информационной безопасности,по данным на 2012(Источник: Исследование «Киберугрозы и информационная безопасность в корпоративном секторе: тенденции в мире и в России», «Лаборатория Касперского», 2012) приведены на рисунке 3.

Рисунок 3. –меры по обеспечению ИБ

Контроль над запускаемыми программами, активностью в сети и используемыми внешними устройствами снижает риск несанкционированного доступа к важным данным и предотвращает возможные финансовые потери.Такого рода исследования позволяют компаниямвендорам осознать, какие ИБпроблемы наиболее болезненны для современного бизнеса, и разработать новые стратегические направления развития своих продуктов. В частности, сегодня, когда, по данным IDC, российский рынок публичных и частных «облаков» растет головокружительными темпами (с 35 млн долл. –в 2010 г. до 1,2 млрд долл. –по прогнозу на 2015 г.).Возникает резонный вопрос: как защитить информацию? Безусловно, можно запретить возможность выхода сотрудников в сеть Internet. Однако, возможность (а иногда и прямая необходимость) осуществлять доступ к необходимым ресурсам через личные портативные переносные устройства в рабочих целях, делает такие меры не актуальными и не соответствующими настоящим требованиям времени.Существует целый набор всевозможных средств, позволяющих защитить информацию. «Джентельменский» набор однозначно должен включать в себя FireWall, антивирус(некоторые из данных продуктов содержат модуль контроля программ, с помощью которого можно запрещать или ограничивать запуск определенных приложений), активное ведение групповых политик с целью разграничение доступа(например, запретить использование флэшек в бухгалтерии, за исключением флэшки главного бухгалтера, или разрешить использование внешних жестких дисков только в ИТотделе), средства предотвращения вторжений (Intrusion Prevention System, IPS)для предотвращения атак и выявления их факта (приведен далеко не полный список). Если использовать продукты от известных производителей, то собственно информационная безопасность требует довольно серьезных капиталовложений. Не все организации, а особенно небольшого размера, могут себе это позволить. Но решение всегда есть. В настоящее время на рынке существует достаточное количество относительно недорогих средств, которые в руках опытного системного администратора, могут служить хорошим средством для защиты от основных типов уязвимостей в компьютерных сетях. Рассмотрим пример обеспечения защиты сетей, доступный и небольшим организациям. Это роутер фирмы Mikrotik. Основное «защитное» ядро обеспечивается его операционной системой: RouterOS Mikrotik. Кстати, она может быть установлена на персональный компьютер (ПК)как программный продукт. Перечислим лишь некоторые основные возможности: функциидля работы с протоколом TCP/IP:Firewall и NAT(–мощные настройки фильтрации пакетов (применимо к P2P соединениям), прекрасная реализация SNAT и DNAT, возможность классификации пакетов по: MACадресу источника;IP адресам (возможность задания сетей); диапазонам портов; IP протоколам; опциям протоколов (ICMP типам, TCP флагам и MSS); интерфейсам; внутренним цепочкаммаркированных пакетов; ToS (DSCP); по содержимому пакетов; по размеру пакетов и другое), Routing, управление качеством обслуживанияQoS, возможностиHotSpot, протоколыPTPтуннелей, использованиеIPsec, Proxy, Monitoring/Accounting, а так же внушительный набор функций дляработы со вторым уровнем OSI.Из описаниястановится ясно для чего данная операционная система (ОС)может применяться. Её ниша дешёвая многофункциональная замена аппаратным маршрутизаторам третьего уровня. Обладает основными возможностями, отслеживающими вредоносное действие в сети, установка максимального количества запросов в единицу времени также позволяет оградитьот DDoSатак.Отметим лишь, что достаточно настроить один интерфейс и назначить ему IPадрес, чтобы продолжить конфигурирование в графическом режиме с помощью утилиты Winbox(графической утилиты для конфигурации сервера) (Рисунок 4).Новыйстиль диалогов позволяют настраивать динамически все необходимые аспекты, задавать диапазоны IPадресов (рисунок 5). Позволяет устанавливать настройки подразделаFirewall(рисунок 6 –диалоговое окно с открытой вкладкой правил фильтрации трафика), например, в пункте 3, установлен запрет порта 8080 во входящем трафике, чтобы не было проникновений извне. Пункт 4 –ограничивает количество входящих tcpограничений до 100 активных соединений. Цель –предотвращение возможности DDoSатак, которые являются одной из наиболее часто встречаемых угроз для работоспособности сети. Следующий пункт сбрасывает остальные пакеты в пустоту. При начавшейся DDoSатаке –это поможет администратору сети выиграть время для осуществления противодействия взломщикам. Ибо нападающий в данный момент не может отследить, что его пакеты «скинуты» в пустоту.Таким образом, использование данного продукта позволяет сконфигурировать настройки защиты и будет служить достаточно серьезным барьером на пути всевозможных угроз, идущих из глобальной сети Internetили других подсетей.

Рисунок 4. –Winbox

Рисунок 5. –Интерфейс диалоговых окон

Рисунок 6. –Настройка подраздела Firewall

1. Анин Б. Ю. Защита компьютерной информации. –СПб.:"BHVСанктПетербург" 2011, 384 стр2. Герасименко В. А. Защита информации в автоматизированных системах обработки данных кн. 1.М.: Энергоатомиздат, 2009.400с.3. Конеев И. Р., Беляев А. В. Информационная безопасность предприятия.СПб.:БХВПетербург, 2011.752с.:ил.4.

«Лаборатория Касперского»: 9 из 10 компаний сталкиваются с внешними киберугрозами http://www.fontanka.ru/2011/09/27/057/

Filenko ESYuzhnoSakhalinsk Institute of Economics, Law and InformaticsYuzhnoSakhalinsk, [email protected] security threats and possible solutions

This article examines the state of information security in general, is the use of statistics information security at Russia, are some of the major problems that lead to a breach of information security, are some of the possible means of solving those problems.Keywords: information security, threats, cybercrime, security protection

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

С технологической точки зрения информация является продукцией информационных систем. Как и для всякого продукта, для информации большое значение имеет ее качество, то есть способность удовлетворять определенные информационные потребности.

Актуальность данной контрольной работы. Обеспечение информационной безопасности в современной России представляется сложным и специфическим процессом, подверженным воздействию множества внешних и внутренних факторов. Специфический характер данного процесса определяется теми политическими условиями, в которых он протекает.

Задачи данной контрольной работы:

1. Рассмотреть информационную безопасность и ее составляющие;

2. Рассмотреть проблемы информационной безопасности;

3. Изучить правовое обеспечение информационной безопасности.

Качество информации является сложным понятием, его основу составляет базовая система показателей, включающая показатели трех классов:

* класс выдачи (своевременность, актуальность, полнота, доступность и другие);

* класс обработки (достоверность, адекватность и другие);

* класс защищенности (физическая целостность, логическая целостность, безопасность).

Своевременность информации оценивается временем выдачи (получения), в течение которого информация не потеряла свою актуальность.

Актуальность информации - это степень ее соответствия текущему моменту времени. Нередко с актуальностью связывают коммерческую ценность информации. Устаревшая и потерявшая свою актуальность информация может приводить к ошибочным решениям и тем самым теряет свою практическую ценность. Полнота информации определяет достаточность данных для принятия решений или для создания новых данных на основе имеющихся. Чем полнее данные, тем проще подобрать метод, вносящий минимум погрешностей в ход информационного процесса.

Достоверность информации - это степень соответствия между получаемой и исходящей информацией.

Адекватность информации - это степень соответствия реальному объективному состоянию дела. Неадекватная информация может образовываться при создании новой информации на основе неполных или недостаточных данных. Однако и полные, и достоверные данные могут приводить к созданию неадекватной информации в случае применения к ним неадекватных методов.

Доступность информации - мера возможности получить ту или иную информацию. Отсутствие доступа к данным или отсутствие адекватных методов обработки данных приводят к одинаковому результату: информация оказывается недоступной. Одним из наиболее существенных показателей качества информации является ее безопасность.

Структура данной контрольной работы. Контрольная работа состоит из: введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

I. Информационная безопасность и ее составляющие

Проблема обеспечения информационной безопасности актуальна с тех пор, как люди стали обмениваться информацией, накапливать ее и хранить. Во все времена возникала необходимость надежного сохранения наиболее важных достижений человечества с целью передачи их потомкам. Аналогично возникала необходимость обмена конфиденциальной информацией и надежной ее защиты.

С началом массового применения компьютеров проблема информационной безопасности приобрела особую остроту. С одной стороны, компьютеры стали носителями информации и, как следствие, одним из каналов ее получения, как санкционированного, так и несанкционированного. С другой стороны, компьютеры как любое техническое устройство подвержены сбоям и ошибкам, которые могут привести к потере информации. Под информационной безопасностью понимается защищенность информации от случайного или преднамеренного вмешательства, наносящего ущерб ее владельцам или пользователям. С повышением значимости и ценности информации соответственно растет и важность ее защиты. С одной стороны, информация стала товаром, и ее утрата или несвоевременное раскрытие наносит материальный ущерб. С другой стороны, информация -- это сигналы управления процессами в обществе, технике, а несанкционированное вмешательство в процессы управления может привести к катастрофическим последствиям.

информационный безопасность правовой защита

II. Проблема информационной безопасности

Проблема информационной безопасности возникла достаточно давно и имеет глубокие исторические корни. До сравнительно недавнего времени методы защиты информации были в исключительной компетенции спецслужб, обеспечивающих безопасность страны. Однако новые технологии измерения, передачи, обработки и хранения информации значительно расширили сферы деятельности людей, нуждающихся в защите информации, привели к развитию и распространению новых методов несанкционированного доступа к информации и, как следствие, к интенсивному развитию нового научного направления - «информационная безопасность». Все это связано, прежде всего, с появлением систем обработки данных на базе компьютеров, а также с бурным развитием систем передачи данных. Можно выделить некоторые причины, которые и привели к необходимости как разработки новых методов защиты информации, так и к дальнейшему развитию традиционных. Первые системы коллективного пользования ЭВМ, а затем объединение их в глобальные и локальные сети, технологии открытых систем уже на первом этапе выявили потребность в защите информации от случайных ошибок операторов, сбоев в аппаратуре, электропитании и т.п. Стремительный рост емкости внешних запоминающих устройств и высокая эффективность их использования в системах автоматизированного управления привели к созданию банков (баз) данных колоссальной емкости и высокой стоимости, одновременно создавая проблемы их защиты, как от разнообразных случайностей, так и от несанкционированного доступа. Современные информационные системы составляют техническую основу органов управления государственной власти, промышленных предприятий и научно-исследовательских организаций, учреждений кредитно-финансовой сферы, банков и т.п. Сегодня, когда компьютер прочно вошел в наш быт, мы все чаще вынуждены доверять ему свои секреты (финансовые, промышленные, медицинские и др.), и в связи с этим вопросы защиты информации приобретают всеобъемлющий характер.

Кроме чисто технических задач разработки средств защиты информации имеются нормативно-технические, организационно-правовые, юридические и другие аспекты. Основные задачи, рассматриваемые специалистами по информационной безопасности (а также публикации на эту тему), связаны с обеспечением безопасности использования глобальных и локальных сетей, с проблемами глобальной вычислительной сети Интернет, «хакерами», «вирусами» и т.п. Резюмируя сказанное, можно выделить технические, организационные и правовые меры обеспечения информационной безопасности и предотвращения компьютерных преступлений.

К техническим мерам относятся:

1. защита от несанкционированного доступа;

2. резервирование особо важных компонентов подсистем;

3. организация вычислительных сетей с перераспределением ресурсов при временном нарушении работоспособности какой-либо части сети;

4. создание устройств обнаружения и тушения пожаров;

5. создание устройств обнаружения утечек воды;

6. техническая защита от хищений, саботажа, диверсий, взрывов;

7. дублирование электропитания;

8. надежные запирающие устройства;

9. устройства сигнализации о различных опасностях.

К организационным мерам относятся:

1. надежная охрана;

2. подбор надежного персонала;

3. правильная организация работы персонала;

4. предусмотренный план восстановления работы информационного центра после сбоя;

5. организация обслуживания и контроля работы компьютерного центра лицами, не заинтересованными в сокрытии преступлений;

6. создание средств защиты информации от любых лиц, включая и руководящий персонал;

7. предусмотренные меры административной и уголовной ответственности за нарушение правил работы;

8. правильный выбор местонахождения информационного центра с дорогостоящим техническим и программным обеспечением.

К правовым мерам относятся:

1. разработка уголовных норм ответственности за компьютерные преступления;

3. усовершенствование уголовного и гражданского законодательства;

4. усовершенствование судопроизводства по компьютерным преступлениям;

5. общественный контроль за разработчиками компьютерных систем;

6. принятие ряда международных соглашений, касающихся информационной безопасности.

Это очень крупная научно-техническая проблема и, естественно, мы не можем осветить ее в полной мере и коснемся только основных понятий, определений и средств защиты, доступных пользователю, причем начнем с наиболее близкой проблемы рядового пользователя - с сохранения информации, не связанного с несанкционированным доступом.

III. Правовое обеспечение информационной безопасности

К правовым мерам обеспечения информационной безопасности относится: разработка норм, устанавливающих ответственность за компьютерные преступления; защита авторских прав программистов; совершенствование уголовного и гражданского законодательства, а также судопроизводства. К правовым мерам следует отнести также общественный контроль за разработчиками компьютерных систем и принятие соответствующих международных соглашений. До недавнего времени в Российской Федерации отсутствовала возможность эффективной борьбы с компьютерными преступлениями, так как данные преступления не могли считаться противозаконными, поскольку они не квалифицировались уголовным законодательством. До 1 января 1997 г. на уровне действующего законодательства России можно было считать удовлетворительно урегулированной лишь охрану авторских прав разработчиков программного обеспечения и, частично, защиту информации в рамках государственной тайны, но не были отражены права граждан на доступ к информации и защита информации, непосредственно связанные с компьютерными преступлениями.

Частично указанные проблемы были решены после введения в действие с 1 января 1997 г. нового Уголовного кодекса (УК), принятого Государственной Думой 24 мая 1996 г. В новом УК ответственность за компьютерные преступления устанавливают ст. ст. 272, 273 и 274. Ст. 272 нового УК устанавливает ответственность за неправомерный доступ к компьютерной информации (на машинном носителе в компьютере или сети компьютеров), если это привело либо к уничтожению, блокированию, модификации или копированию информации, либо к нарушению работы вычислительной системы. (Под блокированием понимается такое воздействие на компьютер или компьютерную систему, которое повлекло временную или постоянную невозможность выполнять какие-либо операции над информацией.)

Эта статья защищает право владельца на неприкосновенность информации в системе. Владельцем информационной системы может быть любое лицо, правомерно пользующееся услугами по обработке информации как собственник вычислительной системы или как лицо, которое приобрело право ее использования. Преступное деяние, ответственность за которое предусмотрено ст. 272, состоит в неправомерном доступе к охраняемой законом компьютерной информации, который всегда имеет характер совершения определенных действий и может выражаться в проникновении в компьютерную систему путем использования специальных технических или программных средств, позволяющих преодолеть установленные системой защиты; незаконного применения действующих паролей или маскировки под законного пользователя для проникновения в компьютер, хищения носителей информации (при условии, что были приняты меры их охраны), если это повлекло к уничтожению или блокированию информации. (Доступ считается правомерным, если он разрешен правообладателем, собственником информации или системы.

Неправомерным является доступ, если лицо не имеет права доступа, либо имеет право на доступ, но осуществляет его с нарушением установленного порядка.) Для наступления уголовной ответственности обязательно должна существовать причинная связь между несанкционированным доступом к информации и наступлением предусмотренных ст. 272 последствий, тогда как случайное временное совпадение неправомерного доступа и сбоя в вычислительной системе, повлекшего указанные последствия, не влечет уголовной ответственности.

Неправомерный доступ к компьютерной информации должен осуществляться умышленно, т.е. совершая это преступление, лицо сознает, что неправомерно вторгается в компьютерную систему, предвидит возможность или неизбежность указанных в законе последствий, желает и сознательно допускает их наступление или относится к ним безразлично. Следовательно, с субъективной стороны преступление по ст. 272 характеризуется наличием прямого или косвенного умысла. Мотивы и цели данного преступления могут быть самыми разными: корыстными, направленными на причинение вреда (из хулиганских, конкурентных или иных побуждений) или проверку своих профессиональных способностей, и др. Поскольку мотив и цель преступления в ст. 272 не учитываются, она может применяться к всевозможным компьютерным посягательствам. Ст. 272 УК состоит из двух частей. В первой части наиболее серьезное наказание преступника состоит в лишении свободы сроком до двух лет. Часть вторая указывает в качестве признаков, усиливающих уголовную ответственность, совершение преступления группой лиц или с использованием преступником своего служебного положения, а равно имеющим доступ к информационной системе, и допускает вынесение приговора сроком до пяти лет. При этом не имеет значения местонахождение объекта преступления (например, банка, к информации которого осуществлен неправомерный доступ в преступных целях), который может быть и зарубежным.

По уголовному законодательству субъектами компьютерных преступлений могут быть лишь лица, достигшие 16-летнего возраста. Ст. 272 УК не регулирует ситуации, когда неправомерный доступ к информации происходит по неосторожности, поскольку при расследовании обстоятельств доступа зачастую крайне трудно доказать преступный умысел. Так, при переходах по ссылкам от одного компьютера к другому в сети Интернет, связывающей миллионы компьютеров, можно легко попасть в защищаемую информационную зону какого-либо компьютера, даже не замечая этого (хотя целью могут быть и преступные посягательства). Ст. 273 УК предусматривает уголовную ответственность за создание, использование и распространение вредоносных программ для компьютеров или модификацию программного обеспечения, заведомо приводящее к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации, копированию информации или к нарушению работы информационных систем. Статья защищает права владельца компьютерной системы на неприкосновенность хранящейся в ней информации. Вредоносными считаются любые программы, специально разработанные для нарушения нормального функционирования других компьютерных программ.

Под нормальным функционированием понимается выполнение операций, для которых эти программы предназначены и которые определены в документации на программу. Наиболее распространенные вредоносные программы - компьютерные вирусы, логические бомбы, также программы, известные как «троянский конь». Для привлечения к ответственности по ст. необязательно наступление каких-либо нежелательных последствий для владельца информации, достаточен сам факт создания вредоносных программ или внесение изменений в уже существующие программы, заведомо приводящих к указанным в статье последствиям. Использованием программ считается их выпуск в свет, воспроизведение, распространение и другие действия по введению в оборот. Использование программ может осуществляться путем записи в память компьютера или на материальный носитель, распространения по сетям или путем иной передачи другим пользователям.

Уголовная ответственность по ст. 273 возникает уже в результате создания вредоносных программ, независимо от их фактического использования. Даже наличие исходных текстов программ является основанием для привлечения к ответственности. Исключение составляет деятельность организаций, разрабатывающих средства противодействия вредоносным программам и имеющих соответствующие лицензии. Статья состоит из двух частей, различающихся признаком отношения преступника к совершаемым действиям. Ч. 1 предусматривает преступления, совершенные умышленно, с сознанием того, что создание, использование или распространение вредоносных программ заведомо должно привести к нарушению неприкосновенности информации. При этом ответственность наступает независимо от целей и мотивов посягательства, которые могут быть вполне позитивными (например, охрана личных прав граждан, борьба с техногенными опасностями, защита окружающей среды и т.п.). Максимальное наказание по первой части - лишение свободы сроком до трех лет. По ч. 2 дополнительный квалифицирующий признак - наступление тяжких последствий по неосторожности. В этом случае лицо сознает, что создает, использует или распространяет вредоносную программу или ее носители и предвидит возможность наступления серьезных последствий, но без достаточных оснований рассчитывает их предотвратить, или не предвидит этих последствий, хотя как высококвалифицированный программист мог и был обязан их предусмотреть. Поскольку последствия могут быть очень тяжкими (смерть или вред здоровью человека, опасность военной или иной катастрофы, транспортные происшествия), максимальное наказание по ч. 2 - семь лет лишения свободы. Отметим, что в законе не говорится о степени нанесенного вреда в отличие от краж, когда различаются просто кража, кража в крупном размере и кража в особо крупном размере. Здесь устанавливается лишь факт преступления, а размер ущерба влияет лишь на оценку его тяжести и меру ответственности. Наконец, ст. 274 УК устанавливает ответственность за нарушение правил эксплуатации компьютеров, компьютерных систем или сетей лицом, имеющим доступ к ним, повлекшее уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом информации, если это деяние причинило существенный вред. Эта статья защищает интересы владельца компьютерной системы в отношении ее правильной эксплуатации и распространяется только на локальные вычислительные сети организаций. К глобальным вычислительным сетям, например к таким, как Интернет, эта статья неприменима.

Под охраняемой законом информацией понимается информация, для которой в специальных законах установлен режим ее правовой защиты. Между фактом нарушения правил эксплуатации и наступившим существенным вредом должна быть обязательно установлена причинная связь и полностью доказано, что наступившие вредные последствия являются результатом именно нарушения правил. Оценку нанесенного вреда устанавливает суд, исходя из обстоятельств дела, причем считается, что существенный вред менее значителен, чем тяжкие последствия.

Субъект этой статьи - лицо, в силу своих должностных обязанностей имеющее доступ к компьютерной системе и обязанное соблюдать установленные для них технические правила. Согласно ч. 1 статьи он должен совершать свои деяния умышленно; сознавать, что нарушает правила эксплуатации; предвидеть возможность или неизбежность неправомерного воздействия на информацию и причинение существенного вреда, желать или сознательно допускать причинение такого вреда или относиться к его наступлению безразлично. Наиболее строгое наказание в этом случае - лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, или ограничение свободы на срок до двух лет. Ч. 2 ст. 274 предусматривает ответственность за те же деяния, не имевшие умысла, но повлекшие по не осторожности тяжкие последствия, например за установку инфицированной программы без антивирусной проверки, что повлекло за собой серьезные последствия (крупный финансовый ущерб, транспортные происшествия, утрата важных архивов, нарушение работы системы жизнеобеспечения в больнице и др.). Мера наказания за это преступление устанавливается судом в зависимости от наступивших последствий, максимальное наказание - лишение свободы на срок до четырех лет. Как видно, рассмотренные статьи УК не охватывают все виды компьютерных преступлений, разнообразие которых увеличивается вместе с прогрессом в области компьютерной техники и ее использованием.

Кроме того, некоторые формулировки статей допускают неоднозначное истолкование, например в определении злостного умысла. Поэтому в дальнейшем возможно пополнение и усовершенствование этих статей.

Заключение

Информационная безопасность в условиях глобализации и нарастающей открытости стран играет важнейшую роль в реализации жизненно важных интересов личности, общества и государства. Это обусловлено повсеместным созданием развитой информационной среды. Именно через информационную среду, зачастую, в современных условиях реализуются угрозы национальной безопасности Российской Федерации.

Информационная безопасность личности общества и государства может быть эффективно обеспечена лишь системой мер, имеющих целенаправленный и комплексный характер. Особое значение для формирования и реализации политики обеспечения информационной безопасности имеет грамотное использование политического инструментария. Однако в настоящее время ощущается недостаточная научная проработка вопросов, касающихся определения роли политического фактора в системе информационной безопасности, что во многом связано с транзитор-ным состоянием российского общества и потребностями переосмысления целого ряда теоретических и методологических проблем.

Информационные факторы приобретают все большее значение в политической, экономической, социальной, военной, духовной сферах жизнедеятельности российского общества, а информационная среда выступает системообразующим фактором национальной безопасности, активно влияет на состояние политической, экономической, военной, духовной и других составляющих общей системы национальной безопасности Российской Федерации. В то же время информационная сфера представляет собой самостоятельную сферу национально безопасности, в которой необходимо обеспечить защиту информационных ресурсов, систем их формирования, распространения и использования, информационной инфраструктуры, реализацию прав на информацию юридических лиц и граждан.

Информационная безопасность как самостоятельная область научного познания базируется на теории безопасности, кибернетике и информатике. Основными методами изучения информационной безопасности в настоящее время чаще всего выступают наблюдение (в том числе включенное), экспертная оценка, социологические опросы общественного мнения (в том числе интервьюирование), логическое и математическое моделирование. Для выявления состояния защищенности интересов предприятий и организаций, имеющих корпоративные информационные сети, наиболее приемлем метод экспертных оценок.

Понятийный аппарат информационной безопасности составляют такие категории как: "безопасность", "национальная безопасность", "интерес", "жизненно важный интерес", "сфера жизнедеятельности", "информация", "информационное общество", "информационные ресурсы", "защита", "политика обеспечения информационной безопасности" и др.

Актуальной остается задача обеспечения национальной безопасности России при неосязаемой передаче технологий. В сферу разведок все в большей мере вовлекаются вопросы новейших технологий, финансов, торговли, ресурсов и другие экономические стороны деятельности государства, доступ к которым открывается в связи с развитием международных инте1рационных процессов, широким внедрением компьютеризации в эти сферы деятельности.

Особое место в законодательстве должны занимать правоотношения, возникающие в процессе использования компьютерных систем и сетей. Необходим государственный механизм расследования компьютерных преступлений и система подготовки кадров для следствия и судопроизводства по делам, связанным с компьютерной преступностью, противоправным использованием Internet.

В обеспечении информационной безопасности должны быть полнее задействованы ресурсы гражданского общества. Очевидно, что государство в одиночку не способно справиться в полном объеме с задачей обеспечения информационной безопасности всех субъектов информационных отношений. Если сегодня в соответствии с законом оно полностью отвечает лишь за вопросы защиты государственной тайны, то в большинстве остальных случаев при неопределенности доли государственного участия бремя обеспечения информационной безопасности ложится на плечи граждан и общества. Это отвечает конституционному принципу самозащиты своих интересов всеми способами, не запрещенными законом. Органы государственной власти должны четко определить свои полномочия, исходя из реальных возможностей и заявленных приоритетов в обеспечении информационной безопасности.

Список использованной литературы

1. Ю.И. Кудинов, Ф. Ф. Пащенко. Основы современной информатики: Учебное пособие. 2-е изд., испр. -- СПб.: Издательство «Лань», 2011. -- 256 с.: ил. -- (Учебники для вузов. Специальная литература).

2. Аверьянов Г.П., Дмитриева В.В. СОВРЕМЕННАЯ ИНФОРМАТИКА: Учебное пособие. М.: НИЯУ МИФИ, 2011. -- 436 с.

3. Таганов, Л. С. Информатика: учеб. пособие / Л. С. Таганов, А. Г. Пимонов; Кузбас. гос. техн. ун-т. - Кемерово, 2010. - 330 с.

4. Вербенко, Борис Владимирович. Дисертация на соискание ученой степени кондидата политических наук

Нынешнее состояние информационной безопасности России – это состояние нового, только оформляющегося с учетом веления времени государственно-общественного института. Многое на пути его становления уже сделано, но еще больше здесь проблем, требующих самого оперативного решения. За последние годы в РФ реализован ряд мер по совершенствованию информационной безопасности. Назовем самые важные из них.

Во-первых, начато формирование базы правового обеспечения информационной безопасности. Принят ряд законов, регламентирующих общественные отношения в этой сфере, развернута работа по созданию механизмов их реализации. Этапным результатом и нормативно-правовой основой дальнейшего решения проблем в этой сфере стало утверждение Президентом РФ в сентябре 2001 г. Доктрины информационной безопасности Российской Федерации (далее – Доктрина). Она представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности России. В Доктрине рассматриваются:

объекты, угрозы и источники угроз информационной безопасности;

возможные последствия угроз информационной безопасности;

методы и средства предотвращения и нейтрализации угроз информационной безопасности;

особенности обеспечения информационной безопасности в различных сферах жизнедеятельности общества и государства;

основные положения государственной политики по обеспечению информационной безопасности в РФ.

На основе Доктрины осуществляются:

формирование государственной политики в области обеспечения информационной безопасности;

подготовка предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности;

разработка целевых программ обеспечения информационной безопасности.

Во-вторых, к настоящему времени проведены первоочередные мероприятия по обеспечению информационной безопасности в федеральных органах государственной власти, органах власти субъектов РФ, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности. Развернута работа по созданию защищенной информационно-телекоммуникационной системы специального назначения в интересах органов государственной власти.



В-третьих, обеспечению информационной безопасности способствуют созданные:

государственная система защиты информации;

система лицензирования деятельности в области защиты государственной тайны;

система сертификации средств защиты информации.

Вместе с тем анализ состояния информационной безопасности показывает, что ее уровень не в полной мере соответствует требованиям времени. Все еще существует ряд проблем, серьезно препятствующих полноценному обеспечению информационной безопасности человека, общества и государства. Доктрина называет следующие основные проблемы данной сферы.

1. Современные условия политического и социально-экономического развития страны все еще сохраняют острые противоречия между потребностями общества в расширении свободного обмена информацией и необходимостью действия отдельных регламентированных ограничений на ее распространение.

2. Противоречивость и неразвитость правового регулирования общественных отношений в информационной сфере существенно затрудняет поддержание необходимого баланса интересов личности, общества и государства в этой области. Несовершенное нормативное правовое регулирование не позволяет завершить формирование на территории РФ конкурентоспособных российских информационных агентств и средств массовой информации.

3. Необеспеченность прав граждан на доступ к информации, манипулирование информацией вызывают негативную реакцию населения, что в ряде случаев ведет к дестабилизации социально-политической обстановки в обществе.

4. Закрепленные в Конституции РФ права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки практически не имеют достаточного правового, организационного и технического обеспечения. Неудовлетворительно организована защита собираемых федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления данных о физических лицах (персональных данных).

5. Нет четкости при проведении государственной политики в области формирования российского информационного пространства, а также организации международного информационного обмена и интеграции информационного пространства России в мировое информационное пространство, что создает условия для вытеснения российских информационных агентств, средств массовой информации с внутреннего информационного рынка, ведет к деформации структуры международного обмена.

6. Недостаточна государственная поддержка деятельности российских информационных агентств по продвижению их продукции на зарубежный информационный рынок.

7. Не улучшается ситуация с обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну.

8. Серьезный урон нанесен кадровому потенциалу научных и производственных коллективов, действующих в области создания средств информатизации, телекоммуникации и связи, в результате массового ухода из этих коллективов наиболее квалифицированных специалистов.

9. Отставание отечественных информационных технологий вынуждает федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления при создании информационных систем идти по пути закупок импортной техники и привлечения иностранных фирм. Из-за этого повышается вероятность несанкционированного доступа к обрабатываемой информации и возрастает зависимость России от иностранных производителей компьютерной и телекоммуникационной техники, а также программного обеспечения.

10. В связи с интенсивным внедрением зарубежных информационных технологий в сферы деятельности личности, общества и государства, а также с широким применением открытых информационно-телекоммуникационных систем, интеграцией отечественных и международных информационных систем возросли угрозы применения информационного оружия против соответствующей инфраструктуры России. Работы по адекватному противодействию этим угрозам ведутся в условиях недостаточной координации и слабого бюджетного финансирования. Не уделяется необходимое внимание развитию средств космической разведки и радиоэлектронной борьбы.

Обеспечение информационной безопасности требует решения целого комплекса задач. Доктрина перечисляет наиболее важные из них:

разработка основных направлений государственной политики в области обеспечения информационной безопасности, а также мероприятий и механизмов, связанных с реализацией этой политики;

развитие и совершенствование системы обеспечения информационной безопасности, реализующей единую государственную политику в этой области, включая совершенствование форм, методов и средств выявления, оценки и прогнозирования угроз информационной безопасности, а также системы противодействия этим угрозам;

разработка федеральных целевых программ обеспечения информационной безопасности;

разработка критериев и методов оценки эффективности систем и средств обеспечения информационной безопасности, а также их сертификации;

совершенствование нормативно-правовой базы обеспечения информационной безопасности;

установление ответственности должностных лиц федеральных органов власти и местного самоуправления, юридических лиц и граждан за соблюдение требований информационной безопасности;

координация деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в области обеспечения информационной безопасности;

развитие научно-практических основ обеспечения информационной безопасности с учетом современной геополитической ситуации, условий политического и социально-экономического развития России и реальности угроз применения информационного оружия;

создание механизмов формирования и реализации государственной информационной политики России;

повышение эффективности участия государства в формировании информационной политики государственных телерадиовещательных организаций, других государственных средств массовой информации;

обеспечение технологической независимости Российской Федерации в важнейших областях информатизации, телекоммуникации и связи, определяющих ее безопасность, в первую очередь в области создания специализированной вычислительной техники для образцов вооружения и военной техники;

разработка современных методов и средств защиты информации, обеспечения безопасности информационных технологий, прежде всего в системах управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами;

развитие и совершенствование систем защиты информации и государственной тайны;

создание защищенной технологической основы управления государством в мирное время, в чрезвычайных ситуациях и в военное время;

расширение взаимодействия с международными и зарубежными органами и организациями для обеспечения безопасности информации, передаваемой с помощью международных телекоммуникационных систем и систем связи;

обеспечение условий для активного развития российской информационной инфраструктуры, участия России в процессах создания и использования глобальных информационных сетей и систем;

создание системы подготовки кадров в области информационной безопасности и информационных технологий.

Важнейшая задача в деле обеспечения информационной безопасности России – осуществление комплексного учета интересов личности, общества и государства в данной сфере. Доктрина эти интересы определяет следующим образом:

интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность;

интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов общества в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России;

интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, реализации конституционных прав и свобод человека (гражданина) в области получения информации. Одновременно требуется использование этой сферы только в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Соблюдение принципа баланса интересов граждан, общества и государства в информационной сфере предполагает законодательное закрепление приоритета этих интересов в различных областях жизнедеятельности общества, а также использование различных форм общественного контроля над деятельностью федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ. Реализация гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина, касающихся деятельности в информационной сфере, является важнейшей задачей государства в области информационной безопасности.

Общие методы решения ключевых задач в деле обеспечения информационной безопасности Доктрина объединяет в три группы:

правовые;

организационно-технические; экономические.

К правовым методам относится разработка нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в информационной сфере, и нормативных методических документов по вопросам обеспечения информационной безопасности РФ (они подробно рассматриваются в гл. 4 настоящего пособия).

Организационно-техническими методами обеспечения информационной безопасности являются:

создание и совершенствование систем обеспечения информационной безопасности;

усиление правоприменительной деятельности органов власти, включая предупреждение и пресечение правонарушений в информационной сфере;

совершенствование средств защиты информации и методов контроля эффективности этих средств, развитие защищенных телекоммуникационных систем, повышение надежности программного обеспечения;

создание систем и средств предотвращения несанкционированного доступа к информации и воздействий, вызывающих разрушение, уничтожение, искажение информации, изменение штатных режимов функционирования систем и средств информатизации и связи;

выявление технических устройств и программ, представляющих опасность для функционирования информационно-телекоммуникационных систем, предотвращение перехвата информации по техническим каналам, применение криптографических средств защиты информации, контроль за выполнением специальных требований по защите информации;

сертификация средств защиты информации, лицензирование деятельности в области защиты государственной тайны, стандартизация способов и средств защиты информации;

совершенствование системы сертификации телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения автоматизированных систем обработки информации по требованиям информационной безопасности;

контроль за действиями персонала в информационных системах, подготовка кадров в области обеспечения информационной безопасности;

формирование системы мониторинга показателей и характеристик информационной безопасности в наиболее важных сферах жизни и деятельности общества и государства.

Экономические методы обеспечения информационной безопасности включают в себя:

разработку программ обеспечения информационной безопасности и определение порядка их финансирования;

совершенствование системы финансирования работ, связанных с реализацией правовых и организационно-технических методов защиты информации, создание системы страхования информационных рисков физических и юридических лиц.

Согласно Доктрине, государство в процессе реализации своих функций по обеспечению информационной безопасности:

проводит объективный и всесторонний анализ и прогнозирование угроз информационной безопасности, разрабатывает меры по ее обеспечению;

организует работу органов власти по реализации комплекса мер, направленных на предотвращение, отражение и нейтрализацию угроз информационной безопасности;

поддерживает деятельность общественных объединений, направленную на объективное информирование населения о социально значимых явлениях общественной жизни, защиту общества от искаженной и недостоверной информации;

осуществляет контроль за разработкой, созданием, развитием, использованием, экспортом и импортом средств защиты информации посредством их сертификации и лицензирования деятельности в области защиты информации;

проводит необходимую протекционистскую политику в отношении производителей средств информатизации и защиты информации на территории РФ и принимает меры по защите внутреннего рынка от проникновения на него некачественных средств информатизации и информационных продуктов;

способствует предоставлению физическим и юридическим лицам доступа к мировым информационным ресурсам, глобальным информационным сетям;

формулирует и реализует государственную информационную политику России;

организует разработку федеральной программы обеспечения информационной безопасности, объединяющей усилия государственных и негосударственных организаций в данной области;

способствует интернационализации глобальных информационных сетей и систем, а также вхождению России в мировое информационное сообщество на условиях равноправного партнерства.

При решении основных задач и выполнении первоочередных мероприятий государственной политики по обеспечению информационной безопасности в настоящее время доминирует стремление решать главным образом нормативно-правовые и технические проблемы. Чаще всего речь идет о «разработке и внедрении правовых норм», «повышении правовой культуры и компьютерной грамотности граждан», «создании безопасных информационных технологий», «обеспечении технологической независимости» и т. п.

Соответствующим образом планируется и развитие системы подготовки кадров, используемых в области обеспечения информационной безопасности, то есть преобладает подготовка кадров в области средств связи, обработки информации, технических средств ее защиты. В меньшей степени осуществляется подготовка специалистов в области информационно-аналитической деятельности, социальной информации, информационной безопасности личности. К сожалению, многие государственные институты считают наиболее важной техническую сторону проблемы, упуская из виду социально-психологические ее аспекты.

Рассматривая вопрос о том, насколько важна для фирмы информационная безопасность и определяя бюджет на её обеспечение, необходимо четко ориентироваться в этом понятии. Только так можно наметить приоритетные направления и составить план соответствующих действий.

Информационная безопасность в сетях включает в себя широкий круг проблем. Для благополучия бизнеса информационная безопасность имеет основополагающее значение, поэтому мы рассмотрим все задачи, которые она решает, подробно.

Итак, первое направление – это обеспечение целостности данных . Сегодня вся коммерческая информация, бухгалтерские данные, финансовая отчетность, клиентские базы, договора, новаторские идеи сотрудников фирмы, планы и стратегия её развития, хранятся в локальной информационно-компьютерной сети. Далеко не всегда и не все документы дублируются на бумажных носителях, ибо объем информации очень велик. В таких условиях информационная безопасность предусматривает систему мер, которые призваны обеспечить надежную защиту серверов и рабочих станций от сбоев и поломок, ведущих к уничтожению информации или её частичной потере. Серьезный подход к данному вопросу означает, что информационная безопасность должна базироваться на профессиональном аудите всей IT - инфраструктуры фирмы. позволяет провести оценку состояния сети и оборудования, сделать анализ потенциальных угроз, выявить и вовремя устранить «слабые» места кабельной системы, серверных и рабочих станций, дисковых систем и нарушений в конфигурации оборудования. Таким образом, снижаются технические риски возможной потери информации.

К повреждению данных приводит и некорректная работа систем архивации, сетевого и прикладного ПО. Обеспечивая информационную безопасность вашей фирмы, наши сотрудники проводят тестирование программного обеспечения и проверяют его соответствие современным требованиям.

Следующая важнейшая задача - обеспечение конфиденциальности информации . Защита коммерческих секретов напрямую влияет на конкурентоспособность фирмы и её устойчивость на рынке. Здесь сталкивается с внешними и внутренними преднамеренными угрозами, направленными на хищение данных. Хакеры, промышленный шпионаж и утечка информации по вине собственных сотрудников представляют наибольшую угрозу. Соблазн продать ценную коммерческую информацию велик не только у увольняемых сотрудников, но и у тех, амбиции которых на рабочем месте неудовлетворенны. В данном случае, информационная безопасность принимает превентивные меры, направлены на контроль инсайдеров и многоступенчатую защиту серверов от хакерских атак.

Поэтому меры по противодействию несанкционированному доступу должны быть направлены на достижение двух целей:

  • Cоздавать условия, когда случайные или умышленные действия, приводящие к потере данных, становятся невозможны. Информационная безопасность решает эту проблему путем создания системы аутентификации и авторизации пользователей, разделения прав доступа к информации и контроля доступа.
  • Также важно создать систему, при которой сотрудники или злоумышленники не смогли бы скрыть совершенных действий. Здесь в помощь специалисту по ИБ приходит система контроля событий безопасности, аудит доступа к файлам и папкам.
    Эффективными средствами защиты, как от внешних угроз, так и от внутренних, являются также: введение системы паролей пользователей, применение для особо важной информации криптографических методов защиты (шифрование), ограничение доступа в помещения, применение индивидуальных цифровых ключей и смарт-карт, использование межсетевых экранов, установка систем защиты от утечек информации через электронную почту, FTP -серверы и Интернет-мессенджеры, защита информации от копирования. При рассмотрении потенциальных угроз, мы рекомендуем своим клиентам установить контроль над исходящими информационными потоками.

В последнее время получили большое распространение такие способы взлома сетей, как распространение вредоносных компьютерных программ, выполняющих функции сбора и передачи информации (троянские программы), программ-шпионов. Для того, чтобы устранить подобные внешние риски, информационная безопасность предусматривает установку мощного антивирусного ПО и серверной защиты.

Информационная безопасность сети предполагает также защиту от атак извне, направленных на прекращение работоспособности серверов, компьютеров или компонентов сети. Речь идет о DDos -атак, попытках подбора паролей (bruteforce -атаки). Для защиты от подобных угроз информационная безопасность требует применения специального программного обеспечения – межсетевых экранов и систем проактивной защиты.

И самое главное, для чего нужна информационная безопасность – это доступность информации для легитимных пользователей . Все меры обеспечения информационной безопасности бесполезны, если они затрудняют работу легитимных пользователей или блокируют ее. Здесь на первый план выходит надежно работающая аутентификация и грамотно реализованное разделение прав пользователей.

Наша компания приложит все усилия, чтобы информационная безопасность Вашей компании была организована на уровне, делающем ее практически неуязвимой.

Доктрина информационной безопасности России

Базовым документом по информационной безопасности в России является утвержденная Президентом Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, которая представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Доктрина понимает под информационной безопасностью Российской Федерации состояние защищенности национальных интересов России в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.










Интересы личности : реализация конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также защита информации, обеспечивающей личную безопасность.

Интересы общества : обеспечение интересов личности, упрочение демократии, создание правового социального государства, достижение и поддержание общественного согласия, духовное обновление России.

Интересы государства : создание условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Доктриной выделяются четыре основные составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере. Угрозы национальным интересам Российской Федерации в данных сферах признаются Доктриной угрозами информационной безопасности:

  1. соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.
  • повысить эффективность использования информационной инфраструктуры в интересах общественного развития, консолидации российского общества, духовного возрождения многонационального народа Российской Федерации;
  • усовершенствовать систему формирования, сохранения и рационального использования информационных ресурсов, составляющих основу научно-технического и духовного потенциала Российской Федерации;
  • обеспечить конституционные права и свободы человека и гражданина свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, получать достоверную информацию о состоянии окружающей среды;
  • обеспечить конституционные права и свободы человека и гражданина на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на защиту своей чести и своего доброго имени;
  • укрепить механизмы правового регулирования отношений в области охраны интеллектуальной собственности, создать условия для соблюдения установленных федеральным законодательством ограничений на доступ к конфиденциальной информации;
  • гарантировать свободу массовой информации и запрет цензуры;
  • не допускать пропаганду и агитацию, которые способствуют разжиганию социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды;
  • обеспечить запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия и другой информации, доступ к которой ограничен федеральным законодательством.

2. информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам.

Для достижения этого требуется:

  • укреплять государственные средства массовой информации, расширять их возможности по своевременному доведению достоверной информации до российских и иностранных граждан;
  • интенсифицировать формирование открытых государственных информационных ресурсов, повысить эффективность их хозяйственного использования.

3. развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации , в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. В современных условиях только на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники. Россия должна занять достойное место среди мировых лидеров микроэлектронной и компьютерной промышленности.

Для достижения этого требуется:

  • развивать и совершенствовать инфраструктуру единого информационного пространства Российской Федерации;
  • развивать отечественную индустрию информационных услуг и повышать эффективность использования государственных информационных ресурсов;
  • развивать производство в Российской Федерации конкурентоспособных средств и систем информатизации, телекоммуникации и связи, расширять участие России в международной кооперации производителей этих средств и систем;
  • обеспечить государственную поддержку отечественных фундаментальных и прикладных исследований, разработок в сферах информатизации, телекоммуникации и связи.

4. защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа , обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

В этих целях необходимо:

  • повысить безопасность информационных систем, включая сети связи, прежде всего безопасность первичных сетей связи и информационных систем федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, финансово-кредитной и банковской сфер, сферы хозяйственной деятельности, а также систем и средств информатизации вооружения и военной техники, систем управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами;
  • интенсифицировать развитие отечественного производства аппаратных и программных средств защиты информации и методов контроля за их эффективностью;
  • обеспечить защиту сведений, составляющих государственную тайну;
  • расширять международное сотрудничество Российской Федерации в области развития и безопасного использования информационных ресурсов, противодействия угрозе развязывания противоборства в информационной сфере.

Направления регулирования в сфере информационной безопасности

Законодательство России в сфере информационной безопасности развивается по следующим направлениям:

  • закрепление общих положений о доступе к информации, о конфиденциальности и защите информации. Базовым актом здесь является Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации»;
  • определение правового режима отдельных видов информации:
    • персональных данных – Федеральный закон «О персональных данных»
    • семейной тайны и тайны личной жизни – Гражданский и Семейный кодексы
    • государственной тайны – Закон РФ «О государственной тайне»
    • коммерческой тайны – Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон «О коммерческой тайне»
    • профессиональных, процессуальных тайн – процессуальными кодексами и законами о соответствующих видах деятельности (об адвокатуре, нотариате, охране здоровья граждан и т.п.);
  • административное регулирование деятельности по защите информации, в том числе связанной с оборотом криптографических средств;
  • определение порядка осуществления оперативно-розыскных мероприятий в информационной сфере;
  • борьба с преступлениями в сфере информационной безопасности путем закрепления соответствующих составов преступлений в Уголовном кодексе РФ.

Ограничение доступа к информации, конфиденциальность и защита информации

Правовой режим информации в России определяется Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Данный закон классифицирует информацию по двум основаниям.

Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется законом на:

  1. информацию, свободно распространяемую;
  2. информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;
  3. информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;
  4. информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

Закон устанавливает, что информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа). На практике, конечно же, есть и третья категория информации: доступ к которой не ограничен федеральным законом, однако обладатель которой принимает меры по обеспечению ее конфиденциальности. В то же время, в законе установлена формальная презумпция общедоступности информации: информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.