Технология Телекоммуникации. Синхронные и асинхронные средства общения. Средства синхронного и асинхронного электронного обучения

К настоящему моменту осуществляется подключение учебных заведений к глобальной сети Интернет, что открывает новые возможности применения средств коммуникационных технологий в отечественной системе образования, использования распределенных информационных и образовательных ресурсов в учебно-воспитательном процессе. Всемирная информационная сеть Интернет становится не только источником информации, но и средой интерактивного информационного взаимодействия как между различными пользователями (учитель–ученик, учитель–родители т.д.), так и между пользователями и информационным Web–ресурсом. Именно благодаря сервису WWW (англ. World Wide Web – всемирная паутина) большинству пользователей Интернет обеспечивается легкий доступ к нужному ресурсу всемирной сети. В учебном процессе могут быть использованы следующие информационные ресурсы Интернет: информационные справочные системы, базы данных (базы данных библиотек, научных и учебных организаций), телевизионные программы. На занятии можно организовать просмотр информации с удаленных видеокамер, использование дисков CD-ROM или DVD, которые установлены на другом компьютере подключенном к Интернет.

Всемирная мультимедийная среда позволяет осуществлять поиск информации, представленной в любом виде (звук, аудио, графика, анимация, видеоинформация и пр.), воспроизводить текстовую или графическую информацию, передавать звук, видеоизображение, работать с компьютерными моделями, проводить тестирование, голосовую или видеосвязь с другими пользователями сети в синхронном или асинхронном режиме.

Различия между синхронными и асинхронными средствами общения во многом определяют методику их использования в процессе обучения. Рассмотрим вопросы использования в учебно-воспитательном процессе асинхронных и синхронных средств и систем для организации информационной деятельности и информационного взаимодействия между учителями, учениками и распределенными информационными ресурсами Интернет.

Асинхронные средства обеспечивают связь с задержкой по времени. К этим средствам относят: факсимильную связь, электронную почту и электронные конференции, которые получили к настоящему времени наиболее широкое распространение в системе образования за счет простоты использования и наименьшей стоимости. Асинхронные системы основаны на следующих технологиях: WWW, FTP, E-mail, Listserv, Forum.



Синхронные средства позволяют организовать доступ пользователя к информации в режиме реального времени. Синхронные коммуникации являются наиболее современными средствами информационного взаимодействия, основанными, в основном на технологиях IRC, ICQ, MOO, MUD. Синхронные средства общения позволяют организовать доступ к электронным учебным материалам, тестирующим системам, электронным дискуссиям в чатах, семинарам, конференциям. На занятиях в режиме реального времени ученики принимают участие в круглых столах, в обсуждении сложных тем и разделов, в дистанционных лекциях и лабораторных занятиях в режиме видеоконференций.

Главная задача преподавателя при применении ИТ в обучении фонетической стороне речи - создать условия для практического овладения языком.

Цели

1) Активизировать познавательную деятельность

В рамках этой цели осуществляются два подхода:

  • личностно-ориентированный

а)сотрудничество преподавателя со студентом

б)проектная методика (использование ИТ)

  • подход "кнута и пряника"

2) Применить отработанные формы обучения фонетической стороне речи

Способы отработки:

  • прослушивание эталона
  • объяснение характера звука
  • тренировка

Возможности, предоставляемые информационно-коммуникационными технологиями

  • анимированная демонстрация работы артикуляционного аппарата
  • запись звуков, произнесенных пользователем для анализа самооценки
  • сравнение произнесенных пользователем звуков с эталоном и определение степени совпадения
  • осуществление управляемого диалога

В рамках данных возможностей должен постоянно осуществляться принцип обратной связи: обучающемуся дается возможность знать, на правильном ли он пути. Преподаватель же, в свою очередь, имеет возможность постоянно и синхронно наблюдать за учебным процессом.

Обучающие программы

Наиболее популярными программами, которые помогают в обучении фонетике, являются:

  • Мой говорящий словарь
  • Talk to me
  • Professor Higgins

Рассмотрим данные программы с стороны трех аспектов: методического, эргономического и технического.

Методический аспект Эргономический аспект Технический аспект
Мой говорящий словарь Нельзя редактировать учебный материал, нет описания звуков, не учитывается методика формирования фонетических навыков Нет доступа к базе данных слов, статей, нельзя выбрать произвольное слово для изучения Дает возможность сравнить речь пользователя с эталоном, но не дает критериев оценки
Talk to me Учебный материал соответствует разговорнику, а не словарю(от фразы к звуку) Дает критерии оценки, ведет от одной фразе к другой в диалоге Сравнение речи по графикам, 7-балльная шкала
Professor Higgins Путь от звука к фразе Позволяет настроить темп произношения, следить за произношением эталона по фонетическому образцу\по работе органов речи, доступность справочных материалов по данному звуку Имеет анимацию артикуляции звуков(+текст), сравнивает запись с эталоном, не содержит инструментального журналирования

Критическая оценка протестированной программы Professor Higgins

Обложка Professor Higgins

В данном разделе нашей статьи оценим программу Professor Higgins.

Плюсы Professor Higgins:

  • возможность для обучающегося воспринимать собственное произношение визуально и сравнивать его с произношением носителей языка
  • объём словаря программы в 8000 слов; также в программу включены пословицы, поговорки, стихотворения, скороговорки
  • использование принципа "от простого к сложному"
  • хорошо разработанный и разнообразный блок упражнений
  • в программе широко используются иллюстрации и анимация, помогающие лучше понять артикуляцию звуков
  • программа позволяет настроить темп собственного произношения
  • программа создает интерактивную среду, похожую на среду естественной коммуникации

Минусы :

  • программа не русифицирована
  • программа имеет определенный алгоритм оценивания и не допускает нескольких вариантов ответа
  • отсутствие реальной коммуникации

Ресурсы

Существуют различные мультимедиа-учебники, такие как:

  • гипертекстовый документ (HTML, Java)
  • компьютерные программы (case-технологии)

Ресурсы (как русскоязычные, так и аутентичные) бывают теоретическими и практическими.

Функции ресурсов

Теоретическиее ресурсы (учебники) сосредотачиваются на ряде следующих фонетических вопросов:

  • словесное ударение
  • правильное чтение букв и слов
  • редукция звуков
  • типы слогов
  • паузация, ритм, темп

Свойства практических ресурсов:

  • содержат образцы речи, озвучиваемые носителями языка
  • подробный набор фонетических явлений

Однако, эти ресурсы имеют и свои недостатки:

  • не все аудиоматериалы являются эталонами для подражания

Средства коммуникации в Интернет

Интернет, появившись относительно недавно, стал одним из наиболее динамично развивающихся явлений современного общества. Основная функция Интернета, связанная с получением информации, сегодня перестает быть ведущей, такую роль берет на себя функция коммуникации. Прежде всего, стоит отметить, что общение в Сети осуществляется в условиях массовой коммуникации и, следовательно, имеет свои особенности в отличие от традиционного прямого общения в жизни.

Таким образом можно заметить,что средства коммуникации в Интернет - мощное средство в обучении, они позволяют человеку непосредственно участвовать в диалоге. Существуют синхронные и асинхронные средства коммуникации.

Синхронные средства коммуникации

Синхронные средства коммуникации - это средства коммуникаций, позволяющие обмениваться информацией в реальном времени. Данный тип обратной связи между участниками учебного процесса, является наиболее перспективным, предоставляя возможность непосредственного общения.

Виды синхронных средств коммуникации:

  • Голосовые и видео конференции

Общение проходит в непосредственном контакте с преподавателем и студентами. С видео связью грань между личным присутствием в аудитории и дистанционным обучением стирается. Фактически, такой метод получения знаний сочетает в себе все положительные качества от классического очного обучения и от дистанционного.

  • Текстовые конференции (чаты)

Наиболее распространенными вариантами общения являются персональные чаты между двумя участниками процесса обучения. Однако, при необходимости, чат может быть публичным с 3-я и более участниками процесса дистанционного обучения. К недостаткам можно отнести отсутствие визуального контакта, а со стороны преподавателя, невозможность проверить с кем он действительно общается. Это особенно важно в моменты тестирования и проверки знаний, например при проведении дистанционных экзаменов или семинаров.

Асинхронные средства коммуникации

Асинхронные средства коммуникации позволяют обмениваться информацией с задержкой во времени. В отличие от синхронных средств коммуникации, они более гибкие и позволяют обучающемуся выбирать удобное для него время работы с материалами курса.

Аудиоблог

Особенности:

  • стандартизация передачи данных на основе протокола RSS
  • унифицировать способы передачи информации о разных материалах, появившихся в Интернет
  • динамический характер
  • бесплатность авторских программ

Направления:

  • видеозаписи уроков по практической фонетике
  • развитие навыков аудирования
  • детальное изучение акцентов, стилей речи

Голосовая почта

Голосовая почта - это обмен аудио- и видео-сообщениями. Использование голосовой почты на уроках английского языка помогает реализовать принцип аутентичности общения. Наиболее эффективно может быть использована при реализации проектной методики (например, если в проект вовлечены носители языка, то более целесообразным будет использование при общении русско- и англоговорящих участников именно голосовой почты. Развивается способность слышать и понимать речь носителей языка.

Голосовые форумы

Голосовые форумы - это форумы, где темы дискутируются с помощью голосовых посланий (такие, как, например, голосовой форум Voxopop , более известный под своим старым названием Chinswing ). Все дискуссии категоризованы на тематические каналы. Внутри этих каналов находятся многопользовательские обсуждения. Каждое сообщение - это голосовое послание зарегистрированного пользователя Voxopop . В структуре сайта - две страницы: одна содержит список всех дискуссий на данную тему, а другая отображает непосредственно страницы дискуссий, на которых непосредственно производится прослушивание голосовых записей пользователей.

  • реализация проектной методики
  • стимуляций творческой активности
  • возможность вовлечь студента в коммуникацию с носителем языка, при этом преодолевается языковой барьер
  • мотивация для изучения иностранных языков
  • возможность применить свои знания иностранного языка в обсуждениях очень широкого спектра тем

Направления в использовании ИКТ в обучении фонетической стороне речи

ИКТ в обучении фонетической стороне речи используются в двух направлениях:

  • использование обучающих программ , достоинство которых состоит в организации самостоятельной работы.
  • использование интернет-технологий и телекоммуникаций , создающих среду общения и обучения, приближенную к аутентичной.

Я написал курсовую работу на тему общения в интернете, чтобы получить зачет по гуманитарному курсу по выбору «Социальная психология». Вроде получилось неплохо. Может кому-то пригодится:)

Введение

Интернет (Сеть ) - всемирная система объединенных компьютерных сетей . С точки зрения пользователя интернет выполняет две основных функции: информационную и коммуникационную. В данной работе исследуется коммуникационная функция, а так же ее влияние (в психологическом аспекте) на пользователя.

Говоря об интернете, нельзя не использовать специфические термины, или даже, в некоторых случаях, сленг. Понятиям и явлениям, о которых идет речь, нет устоявшихся названий. Для обозначения обычных средств общения (в противоположность связанным с интернетом) будем использовать термин «офлайн ». Русский сегмент интернета будем называть «рунет ».

Общение с помощью компьютерных сетей - принципиально новый пласт социальной реальности.

Разумеется, общение в интернете, несмотря на значительные отличия, есть разновидность межличностных отношений и отношений в группах, поэтому к ним можно применить общий подход. Согласно , стандартная (офлайновая) коммуникационная модель включает в себя «источник-сообщение-получатель», и на ее основе можно классифицировать обычные средства связи между людьми. Интернет многообразен, каждое звено в цепочке «источник-сообщение-получатель» может варьироваться в широких пределах. Источником может быть как частное лицо, так и группа журналистов, сообщением - журналистский материал или текст сообщения в чате, а получателем - один человек или аудитория, потенциально состоящая из миллионов человек.

Все это многообразие можно разделить на три группы:

  1. Асинхронная коммуникация по принципу один-к-одному (электронная почта).
  2. Синхронная коммуникация, которая может быть построенной по принципу один-к-одному и один-ко-многим, организованная вокруг определенной темы, чаты и программы обмена сообщениями (интернет-мессенджеры, например, ICQ).
  3. Асинхронная коммуникация, характеризующаяся тем, что получателю необходимо найти сайт для получения доступа к нужной информации, и которая может быть построена по принципу многие-к-одному, один-к-одному или один-к-многим (сайты, форумы, блоги).

Рассмотрим более подробно каждый из способов общения. Попутно будем отмечать плюсы и минусы каждого способа, специфичные для него. Такие минусы, как обязательное наличие компьютера, отмечать не будем. Затем охарактеризуем общие особенности общения в интернете.

Модель один-к-одному

Обычно описывает общение между двумя знакомыми людьми.

Асинхронная коммуникация

В основном асинхронная коммуникация в модели один-к-одному осуществляется через e-mail (электронную почту). По-видимому, это самый массовый способ общения в интернете, который, к тому же, появился в нем раньше всех остальных способов. Каждый человек, хоть немного связанный с интернетом, имеет электронный «почтовый ящик», и, зачастую, не один. Асинхронность заключается в том, что человек, который пишет электронное письмо, не знает, когда его прочтет адресат. Таким образом, аналогом электронной почты в офлайне является обычная почта. Особенности данного способа общения практически целиком определяются тем, что электронное письмо - это обычный текст, который необходимо набрать. Разумеется, его легко редактировать или распечатать.

Синхронная коммуникация

В противоположность электронной почте, синхронная коммуникация подразумевает мгновенный обмен (обычно) короткими сообщениями между двумя пользователями, одновременно подключенными к Сети. Для этого вида коммуникации необходима клиентская программа, так называемый мессенджер (англ. message - сообщение).

Как сказано в ,

Большинство программ позволяет видеть, подключены ли в данный момент абоненты, занесенные в список контактов. В ранних версиях программ все, что печатал пользователь, тут же передавалось. Если он делал ошибку и исправлял ее, это тоже было видно. В таком режиме общение напоминало телефонный разговор. В современных программах сообщения появляются на мониторе собеседника только по окончанию редактирования и отправке.

Этот вид общения обладает гораздо большей степенью интерактивности, позволяет создать ощущение «живого» общения с собеседником. В этом скрываются и «подводные камни»: человек не успевает (в отличие от e-mail) полностью сформулировать свою точку зрения, и он может быть понят неправильно. Электронная почта и мессенджеры дополняют друг друга. По электронной почте можно отправлять достаточно длинные описания или рассуждения о чем-то, в то время как мессенджеры подходят для обсуждения.

+
  • мгновенный обмен сообщениями
  • высокая продуктивность при обсуждении
-
  • возможное непонимание между собеседниками

Как следует из данных, приведенных в , в Европе интернет-пейджерами пользуются 82 миллиона человек, а в Соединенных Штатах - 69 миллионов, что составляет 49% и 37% интернетчиков соответственно. Самый высокий уровень проникновения интернет-пейджеров (64%) был отмечен в Латинской Америке. В России самым популярным интернет-пейджером является ICQ. В нашей стране насчитывается 3,3 миллиона активных пользователей.

Опрос, проведенный американским институтом Пью (Pew), выявил примечательный факт: подростки не слишком жалуют электронную почту. Они считают ее слишком официозной, хотя и пользуются ею по необходимости - для переписки со взрослыми. В целом же они предпочитают другие способы коммуникации. По данным института Пью, интернет-пейджерами пользуется 75% подростков и только 42% людей старшего возраста. ()

Модель один-ко-многим. Блоги

В офлайне этой модели соответствуют классические СМИ: телевидение, радио, газеты. Получателями таких обычных сообщений является практически каждый, но далеко не любой может быть источником. В интернете ситуация отличается кардинально. Он предоставляет такие массовые способы общения, которые не имеют аналогов в офлайне.

Практически всегда это асинхронный доступ: сначала автор написал материал, а потом, спустя некоторое время, читатели могут с ним ознакомиться и, например, оставить комментарии. С тех пор, как интернет стал массовым явлением (имеется в виду, на Западе), моделью один-ко-многим описывались конференции и доски объявлений. За последние несколько лет, получило широкое распространение такое явление, как блог . Это слово образовалось от английского «web log» и обычно означает «сетевой дневник». Обычно блог представляет собой сайт и состоит из коротких заметок на одну или несколько определенных тем. Автор может писать о своей профессиональной деятельности или об увлечениях, о текущих событиях или свои размышления. Часто посетители могут оставлять комментарии. На западе блоги очень популярны. Количество блогеров (ведущих блоги) в Рунете также увеличивается. Блоги набирают популярность, потому что человек получает легкий в обращении инструмент, обладающий огромным потенциалом и позволяющий реализовать его стремление стать известным на просторах интернета.

Приведем некоторые данные из .

Термин «блогосфера » - совокупность всех блогов - впервые появился в 1999 году. Сам автор неологизма, Брэд Грэм, подавал его как шутку: в то время вся «блогосфера» ограничивалась сотней сайтов. Пять лет спустя, в 2004 году, самый полный англоязычный словарь Merriam-Webster назвал «блог» - сетевой дневник - словом года. Мировая блогосфера к тому времени уже достигла совсем нешуточных размеров. По данным одного из ведущих англоязычных блог-поисковиков Technorati.com на сентябрь 2006 года в мире было более чем 54 миллиона блогов.

В русскоязычной блогосфере, по данным службы Яндекса «Поиск по блогам» , сегодня больше, чем 1 150 000 блогов, а записей (постов) - больше 80 миллионов. Каждую секунду появляется в среднем три новых записи. Конечно, не все блоги ведутся постоянно, есть и «заброшенные». Из более чем миллиона за последний квартал обновлялись 540 тысяч - то есть таких активных блогов в российской блогосфере - 46%. По данным Technorati.com ежедневно в мире появляется 1,6 млн новых постов. В русскоязычной блогосфере по данным поиска по блогам Яндекса - больше 106 тысяч. Таким образом, российских блогов в мире всего 2%, а записей на русском языке каждый день создается около 7% от записей на всех языках. В среднем русскоязычный блоггер пишет в три раза чаще, чем западный.

Средний российский блоггер - это девушка, ей 21 год. Она живет в Москве, учится в ВУЗе. Ее записи регулярно читают 24 других блоггера.

Одним из достоинств блогов является сокращение затрат времени на то, чтобы сообщить друзьям о каком-нибудь событии. Достаточно дать ссылку на описание этого события в блоге. Люди получают возможность больше писать, а, значит, систематизировать свои мысли. Возможное отрицательное влияние блогов, связанное с анонимностью, мы обсудим позже.

Логически дальнейшим развитием (хоть и появившимся раньше блогов) являются так называемые авторские проекты. Они содержат не просто заметки, а более объемные материалы, в которых авторы, например, высказывают свою точку зрения, аргументируя ее рассуждениями и фактами, публикуют свои произведения. Наиболее характерные примеры - exler.ru , spectator.ru . Подробно рассматривать авторские проекты не будем, поскольку это явление не является широко распространенным.

Важным элементом является сообщество блога - те люди, которые читают блог и оставляют в нем комментарии. Польза, приносимая автором читателю, и польза, приносимая автору от комментариев, находятся на противоположных полюсах, различаемых ролью сообщества. По мере увеличения этой роли, блог по своей сути переходит в форум.

Модель многие-ко-многим

Асинхронная коммуникация

по этой модели воплощена в форумах . Согласно , форум - специальное программное обеспечение для организации общения посетителей сайта. Обычно форум предлагает набор разделов для обсуждения. Работа форума заключается в создании пользователями тем в разделах и последующим обсуждением внутри этих тем. Форумы собирают людей по всевозможным критериям. Например, тематические форумы: форум любителей кино, научные форумы и т.д. Другой критерий - «перенесение» реального сообщества в интернет, например, форум студентов нашего факультета. Форумы могут быть открытыми - где участвовать могут случайные посетители, иногда лишь с требованием предварительной регистрации.

Часто на тематических форумах можно получить качественный ответ практически на любой вопрос, который может возникнуть.

Синхронная коммуникация

Реализована в чатах. Чаты содержат в себе интерактивность (свойственную интернет-пейджерам) и поэтому объединяют в себе их свойства и свойства форумов. Как правило, форум отличается от чата более серьёзными обсуждениями, поскольку предоставляет отвечающим больше времени на обдумывание ответа.

Общие особенности общения в интернете

Во-первых, в коммуникации в интернете теряют свое значение невербальные средства общения, о чем сказано в . Несмотря на то, что в текстовой коммуникации существует возможность выражать свои чувства при помощи «смайликов» (комбинаций символов, например, :) , ;) , :(и др.), физическая удаленность участников приводит к тому, что чувства можно не только выражать, но и скрывать, также как и можно выражать чувства, которые человек в данный момент не испытывает. Поэтому «в интернете легче вести серьезный разговор»; «в интернете люди реже обижаются, потому что там это бессмысленно - все равно не видно, как ты обижаешься»; «в интернете можно общаться с непривлекательными (внешне) людьми, и их уродливость не мешает общению», «в интернете можно говорить на равных с человеком значительно старше тебя, и это не мешает общению, хотя ты знаешь, что он старше» (приведены цитаты из бесед с пользователями-подростками). То есть, в интернете в результате анонимности теряет свое значение целый ряд барьеров общения, например пол, возраст, социальный статус, внешность и т.д.

Во-вторых, важное следствие анонимности - возможность создавать о себе любое впечатление по своему выбору. Ведь анонимность общения в интернете обогащает возможности самопрезентации человека, предоставляя ему возможность не просто создавать о себе впечатление по своему выбору, но и быть тем, кем он захочет.

В интернете люди часто создают себе так называемые «виртуальные личности», описывая себя определенным образом. Виртуальная личность наделяется именем, часто псевдонимом. Здесь возникает вопрос об отношении между «виртуальным Я» (то есть «Я», которое человек использует в телекоммуникации) с реальным «Я» этого же человека. Если реальное общество ограничивает возможности самореализации человека, у него появляется мотив для выхода в сеть и создания виртуальных личностей. Если же человек полностью реализует все аспекты своего «Я» в реальном общении, мотив создания виртуальных личностей у него, по-видимому,отсутствует.

Следует отметить, что во многих случаях может возникать зависимость от интернета, когда общение в интернете для него становится сравнимым по важности с общением в обычной жизни. Обычно это происходит, если человек испытывает определенные проблемы психологического характера (например, боязнь, подозрительность) в общении с другими людьми. Пытаясь реализовать потребность в общении через интернет, он усугубляет существующие проблемы.

Общение в интернете не является «привычным», характерным для человека. Оно должно дополнять, но не замещать общение в офлайне. Всё хорошо в разумных пределах. Если человек пишет письма своим друзьям, которые находятся далеко, участвует на тематических форумах, помогая другим, отвечая на их вопросы или ища ответ на свои, то это нормально. А когда общение начинает происходить ради общения, начинаются проблемы. Таким людям необходимо понять, что события в реальной жизни для них важнее. Ведь полностью уйти в интернет из офлайна нельзя.

Литература

  1. Смирнов Д. В. Авторские проекты как пример адекватной реализации свойств интернета .
  2. Жичкина А.
13 июля 2010 г. 14:24

Евгения Скиба, главный редактор Trainings.ru

В педагогике есть понятие синхронного и асинхронного обучения. Согласно Википедии, синхронное обучение описывает деятельность группы людей, которые работают над приобретением одинаковых знаний или навыков в одно и то же время. Этот тип педагогики в основном практикуется в довузовском образовании. В системе высшего образования распространенным остается один методологический тип синхронного обучения - лекции.

В современной практике обучения взрослых о синхронных и асинхронных методах обучения принято говорить по отношению к электронному обучению. Его бурное развитие позволило взглянуть на эти два типа обучения с другого ракурса.

Итак, синхронное электронное обучение предполагает взаимодействие преподавателя/тренера/тьютора с аудиторией в режиме реального времени. Тьютор имеет возможность оценивать реакцию обучаемых, понимать их потребности, реагировать на них: отвечать на вопросы, подбирать темп, удобный для группы, следить за вовлеченностью обучаемого в процесс и «возвращать» его в группу при необходимости.

При асинхронном обучении ответственность за прохождение курса, чтение литературы и т. п. целиком ложится на плечи учащихся. Преподаватель/тренер/тьютор остается «за кадром», зато появляется преимущество self-paced learning, когда учащийся может проходить курс в удобное ему время, и в том режиме, в котором комфортно лично ему.

В категорию технологий асинхронного электронного обучения попадают самые популярные на российском рынке традиционные электронные учебные курсы . Не зависимо от того, каким образом происходит доставка учебного курса до учащегося: на диске или через систему управления обучением (LMS), связь с преподавателем разорвана во времени.

Подкасты - это еще одна разновидность технологий асинхронного обучения, кстати, хоть в небольшой мере, но используемая в России. Подкастинг (от англ. podcasting - производное от слов iPod, популярного mp3-плеера от Apple и broadcasting, что означает широковещание) представляет собой новый формат распространения аудио и видеоконтента через интернет. Подкасты, как и аудио книги, удобно слушать в машине, в метро, во время утренней пробежки.

Подкасты могут использоваться как в целях корпоративного обучения, так и при решении маркетинговых задач.

При подходе, когда сотрудники сами создают подкасты, они становится классическим элементом веб 2.0. Таким образом, сотрудники могут выражать свое видение чего-либо или создавать непосредственно обучающие подкасты и выкладывать их на внутренний сайт компании, обучающий портал (learning portal) или в LMS (система управления обучением).

Существует точка зрения (Professor Dr. Wolfgang Jager и Cristian Meser из немецкой компании DJM Consulting, по материалам www.hrm.de), что использование подкастов в обучении (речь идет о любом подходе) - лишь дань моде и никак не отражается на эффективности. Тем не менее, по данным исследования Bersin & Associates, в США за год использование подкастов в корпоративной жизни возрастает примерно на 10%.

Переключимся на категорию синхронного обучения. Из-за сравнительной молодости e-learning в нашей стране, в России используется весьма ограниченное количество средств и технологий, позволяющих взаимодействовать участникам процесса обучения в режиме реального времени. По моим данным, в той или иной мере российскими компаниями «укрощены» аудио, видеоконференции и виртуальный класс.

Видеоконференции позволяют транслировать видеоизображения на любые расстояния. Это может быть трансляция реальной конференции в отдаленный офис компании. Можно транслировать слайды презентации напрямую с компьютера спикера с голосовым сопровождением, т. е. собственно выступлением. Видеоконференции активно использует компания Ростелеком при проведении семинаров для своих региональных офисов.

Занятия, проводимые через виртуальный класс (virtual class), - хороший пример для категории синхронного обучения: преподаватель/тьютор дает учащимся информацию, упражнения, отвечает на вопросы аудитории, оценивает усвоение знаний и т. д. через виртуальное общение.

В связи с ростом популярности совместного/коллаборативного обучения (collaborative learning) среди элементов (технологий) виртуального класса выделилась группа, которую условно можно назвать - средства коллаборативного синхронного обучения. К ним относятся:

Whiteboard (дословно: белая доска. Электронный аналог школьной доски) - электронная панель, выполняющая функции доски для совместной работы, - считает Википедия. Словами компании-разработчика программного обеспечения для виртуального класса WebSoft, whiteboard - это доска, для рисования, где преподаватель управляет правами доступа к доске: может рисовать на ней сам или вместе с обучаемыми. Как правило, есть стандартный набор инструментов для рисования как в Paint: линия, круг, прямоугольник, текст, загрузка картинки и т. п.

Виктор Жуков , руководитель отдела корпоративного контента компании Competentum, считает, что whiteboard представляет собой эволюцию классной доски для нужд e-learning. Она позволяет преподавателям и студентам совместно использовать область экрана, где можно размещать слайды и картинки, рисовать, делать пометки. Информация обновляется в реальном времени на компьютере каждого из участников.

Каждый участник процесса имеет возможность работать с контентом на доске в одном режиме с другими участниками процесса, а именно добавлять свои комментарии к схемам на доске, а также дорисовывать, исправлять, наглядно объяснять коллегам, находящимся удаленно, свою точку зрения. Поэтому whiteboarding отлично подходит для мозгового штурма, участники которого находятся в разных местах. Whiteboarding относится к технологиям wiki. Этот тип взаимодействия часто включается в программное обеспечение для проведения видео конференций. «Доски» помогают обучающимся сконцентрироваться на некоторых идеях или процессах.

Пример «виртуальной доски»:

Рис. 1. Kerika’ s graphical Wiki approach

Breakout rooms (дословно - комнаты прорыва) - виртуальные комнаты для работы в малых группах, оснащенные технологиями для совместной работы с текстовым и видео материалом. Часто включающие в себя технологию whiteboarding, технологию совместной работы с презентациями power point и другие технологии для совместной работы.

Breakout room также является элементом виртуального класса. Преподаватель может использовать «комнаты» для работы в малых группах. При этом каждую малую группу он помещает в отдельную breakout room, например, для решения кейса, или для обсуждения контраргументов в подготовке к дискуссии.

По словам Алексея Королькова , генерального директора WebSoft, обучаемые внутри комнаты видят и слышат друг-друга, рисуют на доске (whiteboard), общаются в чате, но не видят участников других групп. Преподаватель может наблюдать и модерировать работу в каждой из комнат. По решению преподавателя обучаемые из комнат могут собраться в общей сессии и обсудить результаты своей групповой работы.

Breakout rooms бывают не только виртуальными. Физическая «комната прорыва» выглядит примерно так:

Рис

Совместная работа с приложениями - инструмент когда преподаватель или другой пользователь виртуального класса с соответствующими правами, начинают демонстрацию экрана своего компьютера (всего экрана или отдельного программного продукта) всем остальным обучаемым. В некотором случае преподаватель может передать управление своим компьютером обучаемому или наоборот показать определенные действия обучаемому на его компьютере, сопровождая их комментарием.

Интерактивные опросы позволяют быстро собрать мнения участников обучения по той или иной теме. Технология позволяет быстро создавать опросник, редактировать его, размещать, например, в виртуальном классе и других синхронных электронных средствах обучения.

Вебтуры (webtours) - совместный веб-серфинг. Технология, позволяющая совместно «путешествовать» по веб-сайтам.

Совместная работа с powerpoint - единовременная совместная работа над презентациями в powerpoint сразу нескольких членов команды или рабочей группы. Обычно имеется в виду удаленная работа.

Вебинар, или погоня за двумя зайцами

Такое средство обучения как вебинар (веб+семинар) «убивает сразу двух зайцев», т. е. может принадлежать к обеим категориям: как к категории синхронного, так и асинхронного электронного обучения. В том случае, если вы участвуете в «живом» вебинаре (онлайн вебинаре), т. е. слушаете спикера в режиме реального времени и можете задать ему вопрос через чат, то вы имеете дело с синхронным обучением. Если же вы скачали запись вебинара, прошедшего пару недель назад, то перед вами - асинхронный тип электронного обучения. Вебинары удобны как раз тем, что после их живого проведения остается «сухой остаток», который может быть еще более востребован людьми, нежели оригинал.

Помимо, собственно, средств обучения существуют средства общения/взаимодействия , которые могут быть использованы, в том числе и в целях обучения, получения/передачи информации. Больше того, такие средства общения важны для самого обучения, так как позволяют обучающимся чувствовать свою связь с преподавателем и группой и в оперативном режиме решать возникающие проблемы и вопросы.

К таким средствам относятся мессенджеры (ICQ, SKYPE, чаты). Обычно преподаватели/тьюторы используют мессенджеры для поддержания постоянной связи с учащимися и оперативного реагирования на их вопросы. Иногда чаты могут быть встроены в виртуальные классы, вебинары и т. п.

Отнесу к асинхронным средствам общения и электронную почту . А вот социальные сети позволяют быть в контакте с преподавателем и обучаемыми как в синхронном режиме, так и во временном разрыве, если собеседник не в статусе online.

В категорию асинхронных средств общения, в том числе используемых для обучения, попадают форумы . На мой взгляд, этот тип взаимодействия имеет свои плюсы и минусы. Большой минус заключается в медленном темпе процесса взаимодействия: на форуме никогда нельзя предположить, как скоро получишь ответ на свою реплику или вопрос. Плюс - в индексации содержания форумов поисковыми машинами (Яндекс, Рамблер, Google): можно найти форум с обсуждением схожей темы и отыскать там ответы на свои вопросы.

Поговорим о том, что в России пока не используется или используется в очень маленьких количествах. На самом деле многообразие средств электронного обучения, используемых в мире, поражает даже самую смелую фантазию. Есть популярные технологии, завоевавшие внимание и доказавшие свою эффективность. Есть множество мелких разработок, применяемых малым количеством компаний.

Вывод

Мировые специалисты не сомневаются: наибольшей эффективности обучения можно достичь при использовании подхода смешанного обучения: некоторые модули программы проводятся в формате e-learning, некоторые - в обычном очном формате, собирая участников процесса в аудитории.

Интересно, что существует термин blended E-learning (смешанное электронное обучение), который подразумевает, что программа обучения строится как из элементов синхронного электронного обучения, так и из элементов асинхронного. Другими словами, часть учебного материала может быть реализована в виде учебных курсов, а часть в виде занятий в виртуальном классе и т. д. Благо, технологий на рынке существует масса, и они интересны своими возможностями для взаимодействия и совместной работы.

Вообще, совместная работа как подход к обучению (collaborative approach) - это тренд современной индустрии обучения и развития. Начался этот бум с идеи о том, что новое поколение Y (рожденное после 1980 года), пополняющее ряды рабочей силы, имеет другие потребности как в содержании обучения, так и в методах его доставки. Это поколение моложе компьютера, и оно не представляет свою жизнь без постоянной виртуальной связи с друзьями и родными. Но, как выяснилось, технологии виртуального взаимодействия важны не только для молодежи. Многие специалисты постоянно обмениваются ссылками и закладками на интересные сайты или конкретные статьи, пользуются википедией, регистрируются в социальных сетях и пользуются множеством других сервисов веб 2.0. Подход веб 2.0 оказался интересным и удобным, причем не только для общения, но и для решения рабочих вопросов и профессионального развития.

Общие тенденции развития электронного обучения таковы : использование e-learning растет, а использование очного обучения постепенно снижается (хотя, надо признать, что оно никогда не будет вытеснено окончательно). Важно, что рост e-learning сейчас происходит за счет небольших компаний, начавших инвестировать в технологии.